Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:26, реферат
Социальная структура современной России - это структура государства переходного типа - из социализма в капитализм, эту эпоху называют периодом первичного накопления капитала. Такое общество описали исследователи общества середины -- конца XIX века, среди них М. Вебер и К. Маркс. Принятое в современной науке положение о переходных обществах, как сердцевине теории «модернизации»1, имеет глобальное значение и призвано характеризовать главным образом переход от доисторического состояния традиционалистских обществ к современному обществу западного типа.
Например, О. Конт, которого называют отцом социологии, первичной ячейкой общества считал не человека, а семью. Американский социолог Н, Смелзер рассматривает сначала статусы и роли человека, затем на основе статусов и ролей дает понятие социальных институтов (суд, медицина, образование, семья и т.д.), социальных групп, формальных организаций, общин и общественных классов, а затем — общества, объединяющего все это. Кроме того, существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. (В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое, коммунистическое общества). Классификация обществ может быть составлена также на основе
Давыдов А. А.
Геометрия социального
2К Марш Д. Природное и социальное в историческом процессе/ Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия. — М.,1981. C.J09.
18
господствующих в них
религий (например, мусульманское общество)
или языка (франкоязычное общество).
Г. Ленски и Дж. Ленски составили
следующую классификацию
Наличие разных подходов объясняется сложностью самого феномена. Каждый из компонентов общества (социальные связи и отношения, социальные организации, ценности, нормы, социальные роли) привносит в социальную жизнь организующее начало и может быть рассмотрен как начальное звено в логических построениях. Каждый элемент выполняет в обществе определенную функцию, служит удовлетворению определенной группы потребностей индивидов. Функциональная зависимость — это то, что придает системе такие свойства, которыми не обладают элементы, Т. Парсонс попытался анализ социальной системы начать не с выявления структурных элементов, а с определения основных функциональных требований, без которых система не может существовать. Парсонс считает, что система может функционировать только при выполнении следующих требований (функций):
29 Коваль Б.И. К вопросу о методологии цивилизацией но го анализа/ Цивилизационные исследования, -М.,1996. с.49.
19
• должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений.
Определив основные функции, Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. В начале он выделяет 4 подсистемы (экономика, политика, культура, родство), ответственные за выполнение каждой функции. Далее указывает те социальные институты, которые в рамках подсистемы осуществляют регулирование (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья и др.).
Т.о., чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне социальных институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама социальная система. И напротив, выполнение каким-либо институтом несвойственных ему функций порождает хаос, усиливает внутреннюю напряженность системы. Социальный порядок, под которым понимается упорядоченность и организация социальных связей и взаимодействий, свидетельствует о взаимной согласованности и предсказуемости действий людей. Любая социальная система, и прежде всего общество, должны обладать достаточным уровнем внутренней упорядоченности, которая достигается главным образом за счет функциональной целесообразности действий индивидов и социальных институтов.
20
5. Структура общественного сознания и его элементы
Общественное сознание представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. В общественном сознании отражаются не только внешние, но и внутренние стороны жизни общества, их сущность и содержание30.
Общественное сознание имеет социальную природу. Оно возникает из общественной практики людей как результат их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности. Именно в ходе совместной практической деятельности люди осмысливают окружающий мир на предмет его использования в своих интересах. Различные общественные явления и их отражения в образах и понятиях, идеях и теориях - это две стороны практической деятельности людей .
Структура общественного сознания. Общественное сознание представляет собой довольно сложное явление. В нем можно выделить различные стороны, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельное духовное образование и в то же время связана с другими его сторонами как прямо, непосредственно, так и косвенно. В конечном счете общественное сознание предстает как некая структурная целостность, отдельные элементы (стороны) которой взаимосвязаны между собой. Современная социальная философия выделяет в структуре общественного сознания такие стороны (элементы), как32:
Обыденное и теоретическое сознание. Это, по сути, два уровня общественного сознания - низший и высший. Они различаются глубиной осмысления общественных явлений и процессов, уровнем их понимания.
Обыденное сознание присуще всем людям. Оно формируется в процессе их каждодневной практической деятельности на основе их эмпирического опыта или, как ещё говорят, повседневной житейской практики. Это во многом стихийное (спонтанное, т.е. самопроизвольное) отражение людьми всего, так сказать, потока социальной жизни без какой-либо систематизации общественных явлений и обнаружение их глубинной сущности. В тех случаях, когда люди лишены научного понимания каких-то явлений общественной жизни, они рассуждают об этих явлениях на уровни своего обыденного сознания. Таких случаев в жизни каждого человека и групп людей очень много, ибо далеко не обо всем мы мыслим научно.
™ Бучило Н.Ф., Чумаков А.И. Философия. М.,2001. с.881.
;,] Там же. с.882-883.
"Поупкин Р., Стролл А, Философия. М.-С-Ш., 1997. с.98-101
21
Чем меньше уровень образованности людей, тем в большей степени они рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обыденного сознания. Область функционирования обыденного сознания весьма широка. Оно позволяет с достаточной уверенностью, на уровне «здравого смысла» судить о многих явлениях и событиях общественной жизни и принимать на этом уровне правильные решения, подкрепляемые житейским опытом. Этим определяется роль и значение обыденного сознания в жизни людей и в развитии общества.
Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и связанным с ними повседневными условиям жизни и отношениям людей. Оно отличается синкретичностью, бедностью содержания, подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Обыденное сознание возникает под непосредственным влиянием быта, оно консервативно, замкнуто и догматично. В нем преобладают суеверия, предрассудки, а слухи - основной способ передачи информации. Обыденное сознание имеет ограниченные познавательные возможности: оно не способно проникать в сущность явлений, систематизировать факты'1'.
В отличие от него теоретическое сознание есть осмысление явлений общественной жизни путем обнаружения их сущности и объективных закономерностей их развития. Это касается экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. В силу этого оно предстает как более высокий по сравнению с обыденным уровнем общественного сознания.
Теоретическое сознание
выступает как система
Обыденное теоретическое сознание взаимодействует между собой, результатом чего является развитие того и другого. В частности, обогащается содержание обыденного сознания, в которое включается все больше научных сведений и суждений о различных явлениях общественной жизни. В этом отношении современное обыденное сознание людей существенно отличается от того, которое было одно или два столетия тому назад.
Оба уровня общественного сознания - обыденное и теоретическое -играют свою роль в жизни и деятельности людей и в развитие общества.
Общественная психология и идеология. Своеобразными структурными элементами общественного сознания выступают общественная психология и идеология. В них выражается не только сам по себе уровень понимания существующей социальной действительности, но и отношение к ней со
Поупкин Р., Стролл А. Указ. соч. с. 102. Там же. с. 103-105.
22
стороны различных социальных групп и национально-этнических общностей.
Заключённое в общественной психологии отношение к явлениям общественной жизни находит своё выражение не только в потребностях и интересах людей, но и в их разнообразных чувствах, настроениях, обычаях, нравах, традициях, проявлениях моды, а также в их стремлениях, целях, идеалах" . Речь идёт об определённом настрое чувств и умов, в котором сочетаются некое понимание происходящих в обществе процессов и духовное отношение к ним субъектов.
Общественная психология выступает как единство эмоциональных и интеллектуальных отношений людей к условиям их жизни, как к общественному бытию. Её можно охарактеризовать как проявление психического склада социальных групп и национальных общностей. Такова. например, социально - классовая и национальная психология. Общественная психология проявляется «в форме убеждения, верования, социальных установок на восприятие действительности и отношение к ней».
Общественная психология, как и обыденное сознание, представляет собой проявление сознания больших масс людей, в том числе классов, наций и целых народов. Здесь она выступает как массовое сознание, ей присущи все его свойства. Основные функции общественной, или социальной, психологии' ;
В механизме мотивации социальной деятельности людей большую роль играет идеология. В ней, как и в общественной психологии, выражаются объективные потребности и интересы различных социальных групп -классов, национальных общностей. Однако в идеологии эти потребности и интересы осознаются на более высоком уровне" .
Сама идеология выступает как система взглядов и установок, теоретически отражающих социально-политический строй общества, его социальную структуру, потребности и интересы различных социальных сил. В ней может быть четко выражено отношение тех или иных классов, политических партий и движений к существующей политической системе общества, государственному строю, отдельным политическим институтам.
35 Поупкин Р., Стролл А. Указ. соч. с. 105.
36 Там же. с. 106.
37 Мендра А. Основы социологии. - М.,1998, с.291
23
Научным содержанием наполняется идеология тех социальных
субъектов, интересы которых соответствуют основным тенденциям развития общества и совпадает с интересами общественного прогресса. В этом случае их интересы совпадают с подлинными интересами большинства членов общества. Так что если движущие силы идеологии выступают социальные интересы, то её познавательным ориентиром является истина .
Не всякая идеология научна. В ряде случаев в идеологии тех или иных классов скрываются их настоящие интересы, поскольку они расходятся с интересами прогрессивного развития общества. Создается идеология, цель которой заключается в том, чтобы нарисовать заведомо ложную картину происходящих в обществе процессов, расстановки социально классовых сил, исказить цели их деятельности и т. д.
Идеология имеет социально-классовую природу. В идеологии того или иного класса могут существовать положения, разделяемые представителями других классов и слоев общества. В силу этого оно становиться в какой-то мере их общей идеологией. Идеология выражает национальные и общечеловеческие интересы, скажем интересы сохранения всеобщего мира. Идеология может быть научной и ненаучной, прогрессивной и реакционной, радикальной и консервативной. Все зависит от её социально-классового содержания, форм и способов ее воплощения в жизнь.