Социально-философские и этические учения античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 10:29, реферат

Краткое описание

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".

Содержание

Введение
3
1. Проблема человека в истории античной философии
4
2. Антропологические и социально-этические взгляды античных философов
9
Заключение
27
Литература
29

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ .doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                      

РУП "БелНИИ пищевых продуктов"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ

АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

 

Реферат

по курсу "Философия"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

преподаватель:

Карнилович Г.А., к.ф.н., доцент


 

 

 

Минск

 

2004

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

3

1. Проблема человека в  истории античной философии

4

2. Антропологические и социально-этические  взгляды античных философов

9

Заключение

27

Литература

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...". Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественнонаучных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное, так или иначе, влияет на философское толкование человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проблема  человека в истории

античной философии

 

 

Античная философия представляет собой совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII века до нашей эры и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со II века до нашей эры вплоть до начала VI века нашей эры.

Античная философия - уникальное явление,  давшее импульс в развитии  буквально  во  всех областях духовной и материальной деятельности. Все  поколения философов,  жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд.  Отличительные черты античной философии: духовное многообразие,  подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации.

Античная философия - единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и других знаний, в результате переработки древней мифологии в искусстве и поэзии, в результате изменения представлений о природе и человеке в отличие от мифологии. Так, важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для нее "стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность всеобщему. Здесь универсальное "Я" превалирует над индивидуальным "Я". Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить, объединить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью и смыслом жизни выступало достижение высшей мудрости, соединенное с истиной Величайшего. Слияние с вечностью, в той или иной форме характерное для всей древневосточной философии, не предполагает активности в реализации личностного начала. Уподобление вечному и неизменному абсолюту предполагает статичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на почтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так и социальному. При этом особо подчеркивалась необходимость совершенствования внутреннего мира человека. В глубокой древности появляется одна из основ восточного образа жизни - требование приспособления человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту.

Античная философия сформировала основные западноевропейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Уже в ионийской натурфилософии (VI-V вв. до н.э.) была предпринята первая попытка определить место человека в мире, хотя главным направлением философии того периода являлось познание сущности природы, космоса, мира в целом, поиск первоначала. Так, Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают. Гераклит определяет объективную ценность человека степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку. Все – едино. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.

Величие Афин начинается в период между двумя персидскими войнами (490 и 480-479 годы до нашей эры). До этого времени Афины отставали от многих других греческих городов. И вдруг под влиянием победы и богатства, а также из-за необходимости реконструкции архитекторы, скульпторы и драматурги, оставаясь до сих пор непревзойденными, создали произведения, которые определили будущее (развитие этих искусств) вплоть до наших дней. При этом около 430 года до нашей эры Афины имели максимальное население, которое исчислялось, как оценивают, примерно в 230 тысяч человек (включая рабов). Никогда, ни до, ни после афинян, ни одно государство, приближающееся к афинскому по количеству населения, не говоря уже о занимаемой им площади, не было в состоянии создать произведения искусства столь высокого совершенства.

V в. до н.э. был временем дальнейшего  развития греческой науки и  философии, которые по-прежнему оставались тесно связанными. В этот период дальнейшего развития античного общества и государства, происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической борьбы, возникают также политические теории и публицистика. Философия этого периода пришла к открытию человека, как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Это дало возможность, говоря словами А.Ф.Лосева, "развернуть свое внутреннее самочувствие, углубиться в свою собственную личность и сделать для себя второстепенными все вопросы объективного миропорядка", что наглядно демонстрируют софисты, эпикурейцы, но, прежде всего - Сократ. Так, согласно взглядам Протагора (V в. до н.э.), человек от природы наг, разут, раздет и безоружен. Он может поддержать себя только благодаря прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной Афиной, и переданному Зевсом общественному устройству, основанному на стыдливости и справедливости. Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником этики. Этика изучает индивидуальное поведение человека, его политику, является по преимуществу социально-политической этикой, т.е. областью знаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе. В древности "этика" ("учение о нравственности") означала жизненную мудрость, "практические"  знания относительно того, что такое счастью и каковы средства для его достижения. Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно--волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека.

По мере нарастания экономических и политических противоречий постепенно слабеет самостоятельность греческих полисов.  Это привело к возникновению идеи об объединении Эллады, сплочения враждующих между собой городов-государств, и решения внутренних проблем за счет завоеваний внешних территорий. В 337г. до н. э. на созванном в Коринфе общегреческом конгрессе Филиппу II удалось узаконить господство Македонии над Элладой, а дальнейшие завоевания его Сына Александра обусловили "внешний" расцвет эллинского рабовладельческого мира.

 Философия в  период эллинизма (IV – II до н. э.) частично изменила  содержание и свои основные цели. Эти изменения были обусловлены  социально-экономическими и политическими процессами в развивавшемся эллинистическом обществе. Философы  периода  эллинизма главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного человека в мире. При этом они считали главным условием счастливой, добродетельной  жизни – освобождение человека от власти внешнего мира. В эпоху эллинизма все стремились найти себе место в обществе, искали, что лучше, что принесет человеку счастье, в чем оно заключается, при этом речь шла о личном, индивидуальном счастье.

Внешний расцвет Эллады, однако, не устранил его внутренние противоречия. Изнурительные междоусобицы со временем облегчили здесь утверждение римского господства. В эпоху Римской Империи, обострения кризиса рабовладельческого общества усиливается стремление к религиозности. Однако после гибели эллинистических государственно-политических образований, эллинизм еще долго продолжал существовать вплоть до гибели рабовладельческой формации, до того периода, когда начали складываться феодальные отношения. Философия этого периода воспитывала в людях безразличие к окружающей действительности, приучала их искать счастье вне связей с обществом, в своем внутреннем мире. В этот период соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников и формирующиеся новые направления, составившие впоследствии основу средневековой философии. В 529 году император Юстиниан издал декрет о закрытии философских школ в Афинах. Но еще до этого декрета основной круг идей Античной философии завершил свое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ И  СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ

ВЗГЛЯДЫ АНТИЧНЫХ ФИЛОСОФОВ

 

 

Античная классическая этика исходила из идеи торжества человека и гражданина, а потому этика и социальная философия составляли единое целое.

 

Демокрит

 

Согласно взглядам Демокрита человек должен жить в удовольствии, согласуясь с собственной природой. Наши чувства – лучшие советчики. Те из них, которые доставляют нам наслаждение, должны служить критерием добра. А те, что вызывают страдания, - критерием зла. Но следует отказываться от всякого наслаждения, которое неполезно. И если перейдешь меру в наслаждениях, то самое приятное станет неприятным. Цель жизни – хорошее расположение духа. Оно достигается умеренностью в наслаждениях, умением владеть собой так, чтобы за удовольствием не следовали неизбежно страдания.  Нужно уметь предупредить страдания разумным размышлением, изгонять страдания души, если они уже постигли нас, разумом.  Демокрит считал, что человек-продукт природы. Земля, насыщенная влагой и атомами огня, породила всё живое, в том числе и человека. Душу человека составляют огненные атомы. Большая концентрация этих атомов, то есть душа, отличает человека от животных. Движение атомов души является источником жизни и сознания. Однако душа не заперта в теле, а находится в тесной с ним связи. Дыхание обеспечивает человеку равновесие. Оно выравнивает количество огненных атомов, уходящих с выдохом и приходящих с вдохом. Отрицание отдельной от тела души, что было свойственно взглядам орфиков, подтверждает атеистический характер учения Демокрита. Движением атомов Демокрит объясняет и такие явления как смерть и старость.

Человек для Демокрита - это не только душа и тело, это целый микрокосмос. Внешне мы знаем человека, однако, мы должны понять то, что нам в нём не ясно. В поиске ответа на этот вопрос Демокрит видел смысл жизни любого философа. Процесс познания человека состоит из ощущений и из разумного познания. Первое, чувственное познание, Демокрит считает "тёмным", так как оно затемняется обманом ощущений. Второе же, разумное познание, он называет "светлым", так как оно глубже проникает в суть вещей. Эти два пути познания, через ощущения и разум, выступают у Демокрита как два уровня познания, высший и низший. Причём они взаимно дополняют друг друга. Это говорит о том, что Демокрит, хотя и несознательно, но оперировал понятием порога ощущения. По его мнению, например, нет в природе острого вкуса, а возникает он лишь во "мнении", когда на органы чувств воздействует вещество, атомы которого острые, угловатой формы. Таким образом, все ощущения (тёплое и холодное, цвет, вкус, запах) существуют лишь "во мнении", а "по истине" существуют атомы и пустота. В этом и есть трудность познания - разум не может найти истину без чувств, а чувствам доверять нельзя. Трудность познания обуславливает также индивидуальные чувства человека. Демокрит, сознавая всю сложность отношений субъекта к объекту, ставил важную проблему, получившую в философии Нового времени название проблемы "первичных и вторичных качеств". Первичные качества - это фигура, порядок и положение атомов. Они существуют и постигаются разумом. Вторичные качества – это свойства вещей, воспринимаемые чувственно (тепло, холод, запах и т.д.).

В середине пятого века центр тяжести философских интересов стал перемещаться от космоса к общественным делам. Это было связано с бурным и неспокойным течением жизни в Древней Греции. Поворот к человеческим проблемам наблюдался и у Демокрита. Основной вопрос, волновавший философов того времени, касался формы правления (монархия, аристократия или демократия). Социальная философия Демокрита тесно связана с его естественнонаучными взглядами, социально-политической обстановкой того времени и с развитием предшествующей общественной мысли. На определённом этапе общественного развития любого общества в нём возникает миф о "золотом веке". Подобная легенда существовала и в Греции. Существовала легенда и о "первых изобретателях". Согласно ей все общественные институты, культура, цивилизация были даны человеку богами. Почти все люди времён Демокрита верили в эти легенды. Однако образованная часть общества уже не считала их достоверными. В рамках античного миропонимания появляются новые гипотезы эволюционного развития земли и человечества. Демокрит считал, что люди, защищаясь от диких зверей, сплачивались и учились помогать друг другу. Сбиваясь в кучки, они постепенно учились строить жилища и заготавливать пищу на зиму. Со знанием огня начали развиваться ремёсла, искусство. По Демокриту нужда и опыт были двигателями развития человечества. Древний философ считает человека частью природы, которую он постигает опытом. Человек сам является животным. А музыка и поэзия как изящные искусства возникали позже и не из нужды, а от избытка благ.

Информация о работе Социально-философские и этические учения античной философии