Социально-философские и этические учения античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 10:29, реферат

Краткое описание

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".

Содержание

Введение
3
1. Проблема человека в истории античной философии
4
2. Антропологические и социально-этические взгляды античных философов
9
Заключение
27
Литература
29

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ .doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 В отличие от Платона, Аристотель подчеркивал, что  существует  разница  между обществом  и  государством. По  его мнению, существуют различные  формы объединения людей: семья, поселение, государство. Основой государства является особый тип социальных отношений - отношения господства и подчинения, которые определяются  Аристотелем  как   отношения политические. Государство, таким  образом, связано с осуществлением политических полномочий, полномочий "господства", власти. Взгляд  на  идеальное  государство  у  Аристотеля также отличался от представлений Платона. Платон, в сущности, создавал  утопию, его  проект  не имел шансов быть реализованным. Аристотель отталкивался от анализа  описанных им форм государственного устройства полисов, их  достоинств  и недостатков. По  мнению  Аристотеля, существовало три вида "правильных" форм правления в  государстве: монархия, где  власть  принадлежит   наследственному правителю; аристократия, где властвуют лучшие; демократия, где власть осуществляется гражданами государства. Однако, по убеждению Аристотеля, недостаток этих "правильных"  форм государственного   устройства состоит в том, что они имеют тенденцию вырождаться в "неправильные" формы, где  царят  порок  и злоупотребления: монархия может   выродиться в  тиранию, аристократия  -  в  олигархию  (власть  немногих, подчиняющих своим интересам общие интересы), демократия - в охлократию (власть толпы, невежественной  и  темной). Поэтому  он  выдвигал  идею формирования   "смешанного  государства", счастливо  сочетающего   достоинства демократии, аристократии  и  монархии. Аристотель  называл   эту форму государства "политией". Идея "смешанного государства" получила популярность и повлияла, как полагают ученые, на  формирование  в   XVIII веке идеи разделения властей на законодательную, исполнительную   и судебную.  Высшая цель государства состоит  в достижении добродетельной жизни. Аристотель, таким образом, сохраняя платоновское убеждения в приоритете  интересов общества в целом над интересами личности, в то же время   большее значение придавал и интересам личности.

 

В отличие от философов классического периода, философы эллинизма, и последующего римского периода считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от общества. Для философских школ, возникших и развившихся в эти периоды характерно признание за рабами их  человеческого  достоинства  и  даже возможности наличия у них высших моральных качеств и мудрости.

 

 

 

 

Киники

 

Так, киники возводили в идеал независимость от мира, смирение, невозмутимость. Человек, учили они, имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей – в непоколебимой доблести духа. Наиболее демократически настроенные из них считали государственные преграды, ограничение свободы человека, рабство неестественным и потому подлежавшими упразднению. На вопрос: "Откуда ты?" – Диоген отвечал: "Отовсюду… ты видишь перед собой космополита – гражданина мира". По  его мнению, возвращение человека к естественному состоянию, где труд является единственным благом, открывает перед ним весь мир, как родной дом, одинаковый для всех, естественный и справедливый.

 

Стоики

 

Основателем  стоической философии был уроженец острова Капра, Зенон (ок. 333-262 гг. до н.э.). Стоицизм  был  до  известной  степени  синтезом  греческих и восточных воззрений. Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися философами были Сенека (5-65 г.г.н.э.), его ученик Эпиктет и император Марк Аврелий. Представители этого течения лелеяли идеал внутренней свободы, свободы от страстей.  Зенон в своем трактате "О человеческой природе" провозглашал, что основная цель – жить в согласии с природой, т.е. с добром. Создавая свою философию,  Зенон  в  особенности  использовал учения     Гераклита, Аристотеля, учение     киников    и    вавилонские религиозно-философские  представления.

Философия для стоиков не просто наука, а, прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Особое внимание в ней уделялось феномену воли, ее учения были построены на самообладании, терпении. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание, достоинство в трудных ситуациях, что было особенно актуально в тот период. Стоический мудрец не сопротивляется злу: он его понимает и стойко перебывает в его текучести, поэтому он невозмутим и спокоен даже перед лицом смерти.

Свободу от власти внешнего мира стоики считали главным достоинством человека, сила его в том, что он не есть раб своих страстей. Стоики ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безразличия ко всему внешнему (бесстрастие). Счастье стоика заключается в том, что он не желает никакого счастья.

Стоицизм  был  не  только  самой распространенной,  но  и самой долговечной эллинистической философской школой. Стоики все называли телом, в том числе мысль,  слово,  огонь. Они утверждали, что всеобщий космический мир включает в себя всеобщий разум; это мировая душа, или божество есть нечто телесное, проникающее во все части материального мира. Душа, по мнению стоиков, частица всеобщего разума, которая заполняет человеческое тело и делает его живым разумным существом. Они отстаивают мысль о единстве космоса, о существовании единой, разумной закономерности. Марк Аврелий считал, что Вселенная – это тесно связанное целое, единое живое существо, обладающее единой субстанцией и душой. "Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношении". Отсюда стоический призыв: "Жить согласно единому разуму и созвучию " (Зенон). Это и есть высшая добродетель, требующая, чтобы между людьми установились отношения равенства. Плутарх приводит высказывание Зенона: "Все люди – граждане мира…мир для всех один". Согласно этому, мир – родина человека, а человек – гражданин мира. Зенон говорил о равенстве людей по природе и разуму, о равенстве стоящем выше расовой, национальной, социальной, политической ограниченности.

 

 

 

Эпикурейцы

 

Если философия стоицизма, отражая социально-политическое бытие, говорила о космической родине и рассматривала индивида в качестве гражданина мира (космополитизм), то  эпикурейцы занимались утверждением  принципов индивидуализма и проповедовали полный отказ от социального активизма.

Эпикуреизм возник вместе со стоицизмом и продолжал существовать вплоть до христианства. Основоположником этого учения был Эпикур (341-270 г. до н.э.). Главная тенденция этого учения состоит в том, чтобы указать индивиду путь к достижению счастья, а именно сделать его независимым от богов, от общественных порядков, от власть имущих и собственных страстей.

Задача философии, по мнению эпикурейцев, состоит в том, чтобы постоянно направлять человека по пути, ведущему к счастью, быть руководством в создании лучшей жизни. Цель человеческой жизни – счастье, принимаемое как удовольствие. Высшее удовольствие – невозмутимость духа, душевный покой и безмятежность. Из принципа удовольствия выводится понятие о справедливости, определяемое на основе общественного соглашения не вредить друг другу. Особенно большое влияние эпикурейцы уделяли борьбе с суевериями, в том числе и с  традиционной греческой религией, которая, по их мнению, лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед смертью. Вследствие этого они доказывали, что душа умирает вместе с телом, так как состоит из атомов.

Эпикурейцы уходят от действительности независимо от го характера. Если счастье нужно искать в самом человеке, то его следует добиваться независимо от внешних условий. Об этом говорят знаменитые изречения Эпикура: "живи незаметно", "самой настоящей бывает безопасность благодаря тихой жизни и удалению от толпы". Из основоположений своей этики Эпикур выводит учение о государстве (обществе). В основу его он кладет договор, согласно которому индивиды входят в такие отношения, которые должны принести им пользу. Общество представляет собой сумму индивидов, каждый из которых, руководствуясь стремлением к удовольствиям, действует таким образом, чтобы не мешать другим. Таким образом, общественный союз не высшая цель, а лишь средство для личного благополучия индивидов (в этом он близок к софистам).

Таким образом, философия Эпикура приносит человеку атараксию – душевную безмятежность, полное спокойствие в общественной и естественной среде, избавляет индивида от страха перед богами и перед смертью, учит его жить в обществе обособленно и независимо.

 

Скептики

 

Существовало множество философских идей, претендовавших на абсолютную истину. Однако это не могло не порождать сомнений, которые и стали основой скептицизма. Скептики выступали против догматических систем, говорили о невозможности доказательства бытия и рекомендовали вообще воздерживаться от суждений. Положительное в их философии заключается в том, что она выступает против абсолютных догм прежней философии. Нужно жить в соответствии с опытом, законами и обычаями своей страны. Цель – жизненная польза.

 

Неоплатонисты

 

Неоплатонизм был основан путем объединения частей различных мировоззренческих направлений (стоического, эпикурейского, скептического учения с философией Платона, Аристотеля), на единой принципиальной базе. Обобщая унаследованные идеи, они придавали им новое звучание. Из платоновского учения они позаимствовали учение о бессмертии души, о мире идей и чувственных вещей, у Аристотеля – идеи по теории познания и логике…

Основателем этого направления являлся Плотин. В своей философии он делал упор на божественное откровение, как принцип познания, настаивал на "потустороннем" освобождении человека. Согласно  взглядам неоплатоников, единое первоначало, в силу самоизлучения переходит от высшего к низшему, что приводит ее к материи (первое зло), от которого она стремится поскорее освободиться  и вновь слиться с Единым. Это единое  – есть совершенное первосущество. Человек – это душа. Причина вселения души в тело – онтологическая необходимость. Задача человеческой души – достичь Единого. Нужно освободиться от желаний, слов, разума, погрузиться в созерцание Единого.

Неоплатонизм – последний аккорд античной философии, конец философии рабовладельческой формации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Анализируя историю развития представлений о человеке и обществе в античной философии, отметим следующее:

Древнегреческие философы при всем своем различии между собой были космистами: их взор был, прежде всего, направлен на природу, космос в целом. Этот подход долгое время задавал и магистральную линию рассмотрения в философии проблемы человека, в непрерывной его связи с природой (Демокрит).

Однако постепенно, в результате изменения социально-экономических и политических условий формируются новые представления о месте и предназначении человека, а, следовательно, возрастает роль этой проблемы  в философии того периода:

Софисты первыми поставили вопрос о человеке, как самостоятельной ценности;

главным предметом речей Сократа были вопросы этики – вопросы о том, как следует жить;

у Платона, как и у Сократа, главной темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами оказываются человек, общество и государство (новая модель государства);

Аристотель дает определение человеку, как общественному животному и исследует добродетели в контексте общественной жизни античного общества;

киники, стоики и эпикурейцы положили в основу своих учений идеи о социальной справедливости и равенстве и  рассматривали человека вне связи с обществом;

скептики говорили о невозмутимости, которая достигается воздержанием от суждений и оценок, а неоплатонисты делали упор на божественное откровение.

Таким образом, на становление и развитие взглядов античных философов, видоизменяя старые и выдвигая новые проблемы, оказывали влияние, как внешние факторы, так и различия в стиле мышления, господствующем в данную эпоху. Однако, несмотря на все различия и своеобразие различных учений, в их развитии сохраняется и существенная преемственность, позволяющая говорить о единстве историко-философского процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. – М.: Изд-во полит. лит.,1989.
  2. История философии в кратком изложении – М.: Мысль, 1991.
  3. Краткий очерк истории философии / Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова – М.: Мысль, 1967.
  4. А.Ф. Лосев Дерзание духа. – М.: Изд-во полит. лит.,1988.
  5. А.Ф. Лосев История античной эстетики: Ранний эллинизм. – М.: Наука,1979.
  6. А. Ф. Лосев Истории античной философии: в конспективном изложении. – М.: Мысль, 1989.
  7. Б. Рассел История западной философии – М.: Миф, 1993.
  8. А. Г. Спиркин Основы философии – М.: Изд-во полит. лит.,1988.
  9. В.К. Чалоян Восток – Запад: преемственность в философии античного и средневекового общества. – М.: Наука,1979.

 

 

 

 


Информация о работе Социально-философские и этические учения античной философии