Специфика русской национальной традиционной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:39, реферат

Краткое описание

В данной работе проанализированы в сравнении ценности в системе “Восток – Запад – Россия”. Западная культура ориентирована на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. На первые позиции здесь выходят ценности благосостояния, свободы, что приводит к подрыву духовных ценностей, и это ведёт к моральной деградации общества и полной утрате универсальных ценностей в нём.

Содержание

Введение
1.Запад-Восток-Россия. Идеология, культура, религия (сравнительный анализ).
2."Традиционная культура" и культура современных цивилизованных стран. Диалог или подавления?
3. Специфика русской национальной традиционной культуры.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.58 Кб (Скачать файл)

Отношение к ценности “Благосостояние”

 Под ценностью благосостояния  понимают те ценности, которые  являются необходимым условием  для поддержания физической и  умственной активности людей.  К ценностям благосостояния относятся: благополучие (включает в себя здоровье и безопасность), богатство (обладание различными материальными благами и услугами), мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности), образованность (знание, информационный потенциал и культурные связи), уважение (включает в себя статус, престиж, славу, репутацию).

 Западное общество  считает благосостояние главной  ценностью. Благосостояние здесь  понимается в основном как  личный или семейный достаток. Люди стремятся обладать преимущественно  материальными благами, духовные  блага отодвигаются на второй  план. В результате происходит  искажение истинного смысла этой  ценности, что приводит к стремлению  обладать большим материальным  богатством, деньгами и престижем.

 На востоке ценность  благосостояния также стоит на  первом месте, но здесь люди  стремятся не только к личному  богатству, но и к благосостоянию  всей нации, всего населения  страны. Благосостояние для них  подразумевает обладание разумной  совокупностью всех ценностей,  как материальных, так и духовных  в равной мере.

 Россия в этом отношении  во многом похожа на запад,  отмечается всё более сильное  доминирование материальных ценностей  и стремление к достижению  престижа. Причём для нас характерно  ещё большее отмирание духовных  ценностей, и вырождение ценности  благосостояния до её полной подмены ценностью денег.

Отношение к ценности “Свобода”

 Для Запада — это  безусловная свобода личности (которая  на практике выражается в свободе  материального выбора для потребляющего  индивида). "Свобода человека" здесь как базовая ценность  понимается как внутренняя, предполагает  ответственность субъекта только  за самого себя и только  перед самим собой. Свобода  предает, убивает, обманывает  во имя интересов индивидуума,  который имманентно как бы  противостоит всему миру. Человек  перестаёт видеть границу своей  свободы и покушается на свободу  другого человека.

 На востоке ценность  свободы понимается только как  внешняя свобода — справедливость, которая рождает истинную свободу  — свободу быть покорным Всевышнему, свободу быть каплей, свободно растворяющейся в Океане. Внутри себя человек не свободен, он постоянно оценивает конец своей свободы там, где начинается свобода другого человека.

 В России в этом  вопросе наблюдается всё больший  поворот на запад. У нас многие, не замечая этого, в достижении  собственных целей ограничивают  свободу других, придерживаясь мнения, что цель оправдывает средства.

 В настоящее время  Запад и Восток проявляют тенденцию  к объединению в поисках решения  проблем духовного развития человечества  и становления высшего человеческого  бытия. Точнее, инициатива в большей  степени исходит от Запада, так  как триумф западного мышления  так и не дал окончательного  разрешения проблем человека. Более  того, генерируемая на Западе  жизненная философия, опирающаяся  на силу, конкуренцию и самоутверждение,  проявляющая линейный прогресс  и неограниченный рост, привела  с одной стороны, к разработке  современной наукой высочайших  технологий, а с другой стороны  к социальному, экологическому, моральному  кризису. Стало очевидным, что препятствия прогрессу находятся не в сфере технологий, а в сфере, которую можно отнести к человеческой природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Традиционная культура" и культура современных цивилизованных стран. Диалог или подавления?

 

Диалог культур представляет собой их активное взаимодействие и  взаимообогащение. Проблема традиционной культуры и ее взаимоотношение с современными цивилизационными процессами имеет отношение не только к сохранению культуры, но и к ее развитию. Возникновение нового становится одновременно творчеством культурных ценностей в том случае, когда оно несет в себе традиционно индивидуальное и всеобщее содержание.В современных исследованиях наибольшее внимание уделяется таким типам культур как культуры Востока, Запада и России.

Запад провозглашает деятельную, предприимчивую личность, уверенно чувствующую себя в этом мире, стремящуюся к творчеству и познанию, которое превращается для него средством активной деятельности в окружающем мире.

Русская культура возникла на основе синтеза многих культур, в первую очередь греческой. Но наследие античности пришло в Россию не прямо, а через посредство византийской культуры. Русская культура формировалась в процессе христианизации Руси. Русская национальная культура начала формироваться с эпохи Петра I. Эпоха традиционной русской культуры берет свое начало со второй четверти XIX века и была тесно связана с православием. Духовные поиски лучших людей России чаще всего были связаны с морально-религиозными поисками. Русская духовная культура не была созерцательно-отвлеченной, в ней всегда отражалась мысль о народе и судьбе России.

В России сложились три  концепции, которые существуют и сейчас, характеризующих сущность российской культуры и возможные пути ее развития.

1. Россия развивается  своим самобытным путем, не являясь образцом ни Запада, ни Востока.

2. Россия по своим социокультурным  признакам тяготеет (и должна) к Западу, к его духовным (христианским) ценностям .

3. Культура России - евразийская культура , возникшая как результат син-теза двух противоположных культур. В продолжающиися уже длительный период дискуссий о месте России в мировой культуре и возможного диалога между Востоком и Россией, Западом и Россией ощущается большой интерес в определении ее прошлого, настоящего и будущего. При этом Запад и Восток, противопоставляемые России, рассматриваются как два особых типа цивилизационного и культурного развития. Запад часто понимается как техногенная цивилизация, сложившаяся еще в ХУ-ХУП вв. и распрост¬ранившаяся на многие континенты. Для этого типа культуры характер¬но стремление к господству над природой на основе прогресса тех¬нико-технологического развития.

Восток понимается как  традиционные общества, основывающиеся на традиционной культуре с принципом  невмешательства в природные  процессы и приспособлению к создавшимся природным и социальным условиям.

В настоящее время России придется решать не только экономи¬ческие вопросы, но и глобальные вопросы  ассимиляции культур Востока и Запада, как и других культур, развивая диалогические формы взаимодействия с другими цивилизациями, а не формы конфронтации и собственной исключительности, осуществлять поиск собственного пути развития, свою идентичность. Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно-экономических и политических структур.

 

 Культуры Запада и  Востока во многом различны  и даже противоположны, и можно  выделить присущие им черты.

 

 Западная культура  представляет собой культуру, ориентированную  на динамический образ жизни,  ценности технологического развития, совершенствование общества и  культуры, бурное развитие всех  сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости  личности, творческое ее развитие  лежат в основе западного общества. Социальная динамика западной  культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому  протекает как ломка устаревших  систем ценностей, политических  и общественно-экономических структур. Запад, являясь носителем творческого  начала, постоянного поиска, бунта  и перемен и, в то же время,  проявляя стремление к постоянному,  всестороннему познанию окружающего  мира и Вселенной чаще занимает  сторону земного материалистического  бытия, тем самым, разрушая  гармонию, постоянство и органичность  собственной духовной и материальной  жизни, ее устоев, канонов и  устоявшихся норм.

 

 Нельзя не отметить  важную черту западного менталитета  – его склонность к научным  методам познания и исследования  окружающего мира. Наука запада  направлена на создание сложных  сетей методологических исследований  и экспертиз, окутывая которыми  объект своего изучения она  понимает его и его природу.  Д. Судзуки пишет: «Какими бы  мелкими не были ячейки сети, пока есть сеть, имеется и то, что сквозь нее ускользает, а  именно то, что не может быть  каким-либо образом измерено. Числа  уходят в бесконечность, и однажды  науки признаются в собственной  неспособности заманить реальность  в свою сеть». Получается что  сама жизнь – та самая тайна,  для познания которой существуют  и развиваются науки и технологии.

 

 Восток, во многом в  противоположность Западу являет  собой воплощение спокойствия,  непротивления. Боясь разрушить  хрупкую гармонию мира человек культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток – это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире). На Востоке новое не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его. В отличие от западной культуры, направленной вовне, восточная стремится погрузиться во внутренний мир человека. Большинство восточных мыслителей и философов были убеждены, в том, что усовершенствовать мир можно, лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восток - это сжатость, глубина, тишина. Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение оказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего. Ключевыми понятиями в постижении этих принципов являются «Пустота» (шуньята (санскрит)) или «Недеяние» (увей (китайский)). Эти термины во многом характеризуют восточную культуру, но они отнюдь не означают полное отрицание мира и вообще отрицание чего-либо, скорее напротив: они говорят о запредельности, сверхреальности и в то же время единственной реальности, причем неразрывно слитой с реальностью обыденной, являющейся ее истоком и устьем. То, что для человека западной культуры кажется самой важной частью религии – а именно структура, которая «отличает» ее от всех других религий и устанавливает является ли человек католиком или протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то параграфами веры, – является для восточной культуры самым несущественным аспектом, так как восточный человек инстинктивно стремится «отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке» (Сатпрем). [10]

 

 Среди держав, в которых  происходит некий синтез ценностей  западного и восточного типа  можно выделить страны бывшего  СССР и Японию.

 

 В России в результате изменения общественного устройства при переходе от административно-командной системы к системе, основанной на рыночных отношениях, произошла стремительная дезинтеграция общественных групп и институтов, утрата личностной идентификации с прежними социальными структурами. Наблюдается расшатывание нормативно-ценностных систем старого сознания под воздействием пропаганды идей и принципов нового политического мышления.

 

 Жизнь людей индивидуализируется,  предполагается, что члены общества  должны рассчитывать на себя, рисковать, делать выбор и нести  за него ответственность. Намечается движение по пути большей свободы человека (в выборе целей и средств их достижения), что выражается в переходе к новой системе ценностей. Формирование новой системы ценностей в условиях ослабления политического и идеологического прессинга сопровождается критическим осмыслением старых, присущих обществу социалистического типа ценностей, вплоть до полного их отрицания. К сожалению, такой подход часто приводит к отрицанию всего опыта предшествующего поколения. В связи с этим в современной литературе многие авторы говорят о кризисе ценностей в российском обществе. Ценности в посткоммунистической России действительно противоречат друг другу. Нежелание жить по-старому сочетается с разочарованием в новых идеалах, которые оказались для многих либо недостижимыми, либо фальшивыми. Ностальгия по гигантской стране уживается с разного рода проявлениями ксенофобии и изоляционизма. Привыкание к свободе и частной инициативе сопровождается нежеланием брать на себя ответственность за последствия собственных же хозяйственных и финансовых решений. Стремление отстоять вновь обретенную свободу частной жизни от непрошеных вторжений, в том числе от "недремлющего ока" государства, сочетается с тягой к "сильной руке". Спор о восточной или западной природе духовности в России длится уже не один век. Понятно, что своеобразие страны не позволяет отнести ее к какому-то одному типу цивилизации. Россия постоянно пытается войти в европейское сообщество, однако этим попыткам часто препятствуют «восточные гены» империи, а иногда – последствия собственной исторической судьбы.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 В данной работе  проанализированы в сравнении ценности в системе “Восток – Запад – Россия”. Западная культура ориентирована на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. На первые позиции здесь выходят ценности благосостояния, свободы, что приводит к подрыву духовных ценностей, и это ведёт к моральной деградации общества и полной утрате универсальных ценностей в нём.

Информация о работе Специфика русской национальной традиционной культуры