Специфика русской национальной традиционной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:39, реферат

Краткое описание

В данной работе проанализированы в сравнении ценности в системе “Восток – Запад – Россия”. Западная культура ориентирована на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. На первые позиции здесь выходят ценности благосостояния, свободы, что приводит к подрыву духовных ценностей, и это ведёт к моральной деградации общества и полной утрате универсальных ценностей в нём.

Содержание

Введение
1.Запад-Восток-Россия. Идеология, культура, религия (сравнительный анализ).
2."Традиционная культура" и культура современных цивилизованных стран. Диалог или подавления?
3. Специфика русской национальной традиционной культуры.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.58 Кб (Скачать файл)

 

 Восток, во многом в  противоположность Западу являет  собой воплощение спокойствия,  непротивления. Боясь разрушить  хрупкую гармонию мира человек культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток – это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире). На Востоке новое не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его. В отличие от западной культуры, направленной вовне, восточная стремится погрузиться во внутренний мир человека. Большинство восточных мыслителей и философов были убеждены, в том, что усовершенствовать мир можно, лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восток - это сжатость, глубина, тишина. Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение оказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего. Ключевыми понятиями в постижении этих принципов являются «Пустота» (шуньята (санскрит)) или «Недеяние» (увей (китайский)). Эти термины во многом характеризуют восточную культуру, но они отнюдь не означают полное отрицание мира и вообще отрицание чего-либо, скорее напротив: они говорят о запредельности, сверхреальности и в то же время единственной реальности, причем неразрывно слитой с реальностью обыденной, являющейся ее истоком и устьем. То, что для человека западной культуры кажется самой важной частью религии – а именно структура, которая «отличает» ее от всех других религий и устанавливает является ли человек католиком или протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то параграфами веры, – является для восточной культуры самым несущественным аспектом, так как восточный человек инстинктивно стремится «отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке» (Сатпрем). [10]

 

 Среди держав, в которых  происходит некий синтез ценностей  западного и восточного типа  можно выделить страны бывшего  СССР и Японию.

 

 В России в результате изменения общественного устройства при переходе от административно-командной системы к системе, основанной на рыночных отношениях, произошла стремительная дезинтеграция общественных групп и институтов, утрата личностной идентификации с прежними социальными структурами. Наблюдается расшатывание нормативно-ценностных систем старого сознания под воздействием пропаганды идей и принципов нового политического мышления.

 

 Жизнь людей индивидуализируется,  предполагается, что члены общества  должны рассчитывать на себя, рисковать, делать выбор и нести  за него ответственность. Намечается  движение по пути большей свободы  человека (в выборе целей и  средств их достижения), что выражается  в переходе к новой системе  ценностей. Формирование новой  системы ценностей в условиях  ослабления политического и идеологического  прессинга сопровождается критическим  осмыслением старых, присущих обществу  социалистического типа ценностей,  вплоть до полного их отрицания.  К сожалению, такой подход часто  приводит к отрицанию всего  опыта предшествующего поколения.  В связи с этим в современной  литературе многие авторы говорят  о кризисе ценностей в российском  обществе. Ценности в посткоммунистической  России действительно противоречат  друг другу. Нежелание жить  по-старому сочетается с разочарованием  в новых идеалах, которые оказались  для многих либо недостижимыми,  либо фальшивыми. Ностальгия по гигантской стране уживается с разного рода проявлениями ксенофобии и изоляционизма. Привыкание к свободе и частной инициативе сопровождается нежеланием брать на себя ответственность за последствия собственных же хозяйственных и финансовых решений. Стремление отстоять вновь обретенную свободу частной жизни от непрошеных вторжений, в том числе от "недремлющего ока" государства, сочетается с тягой к "сильной руке". Спор о восточной или западной природе духовности в России длится уже не один век. Понятно, что своеобразие страны не позволяет отнести ее к какому-то одному типу цивилизации. Россия постоянно пытается войти в европейское сообщество, однако этим попыткам часто препятствуют «восточные гены» империи, а иногда – последствия собственной исторической судьбы. [2]

 


Информация о работе Специфика русской национальной традиционной культуры