Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 17:37, реферат
Социально-гуманитарные науки включают науки об обществе, человеке,
истории и культуре. Науки социально-гуманитарного профиля занимаются
анализом, как закономерностей социальной жизни, так и её ценностных
состояний, а также мотивов деятельности субъектов. Предметы и способы
познания здесь конструируются, согласно целям и задачам исследования. Так,
человек, являясь предметом изучения социологии, политологии, экономических
наук, культурологии и др. имеет в каждой из этих областей знания свою
специфику, обладающую и общенаучным содержанием, и особенным – тем, что
обеспечивает познание в различных её областях.
5. Возрастание потребности
в практической отдаче со
Что же предлагается взамен устаревшей парадигмы социальной методологии?
1. Ничего не предлагается, если, к примеру, не считать призыва формировать «логосферу», которая должна определяться логической культурой того социума, к которому принадлежит личность.
2. Новой методологией
социального познания
3. Заменить диалектику
как «конфронтационную логику»
«многомерным подходом», в котором
центральной категорией
4. В качестве новой
методологии предлагается
5. При разработке новой
методологии социального
Контуры новой формирующейся парадигмы социально-гуманитарного знания и его методологии «вырисовываются» в сближении естествознания и социально-гуманитарных наук, в том числе их методологическое взаимо-обогащение.
В. В. Ильин, говоря о том, что естествознание и гуманитарные науки — «ветви науки», видит и различия между ними, которые, на его взгляд, кроются в природе теоретичности: «Теоретичность естествознания конституируется его номологичностью — выявлением существенно необходимых связей в матема-тизированных рассмотрениях при формально-аксиоматическом задании причинно-следственных цепей и их гипотетико-дедуктивном отслеживании. Теоретичность гуманитарного знания конституируется его генетичностью — выявлением существенно необходимых связей в историко-диспозициональных рассмотрениях при содержательно-диахроническом задании причинно-следственных цепей и их мотивационно-смысловом отслеживании».
Для современного состояния социогуманитарного познания характерен междисциплинарный подход, формирование единой науки о человеке, обществе, государстве и жизни в целом. У естествознания и гуманитарного познания, несомненно, единые исходные цели (познание истины), наблюдается сотрудничество в решении ряда конкретных вопросов. Познание внутреннего мира человека и самоидентификация его как другого — таково современное понимание специфики гуманитарного познания.
Подводя итоги рассмотрения вопроса о необходимости формирования новой парадигмы социальной методологии, отметим следующее. Наиболее перспективный путь создания такой парадигмы— синтез, целостное единство любых и всяких методологических подходов на основе принципа «все дозволено» (П. Фейерабенд). Исходя из такого понимания, структура социально-гуманитарной методологии может быть представлена в таком виде:
I. Имманентный (внутренний) уровень — совокупность методов, принципов, приемов и т. п., непосредственно обусловленных специфическим предметом гуманитарного познания, т. е. социумом во всех его многообразных проявлениях — общих, особенных и единичных (в том числе уникальных).
II. Трансцендентный (внешний) уровень, который включает в себя методы и средства: философские, общенаучные (эмпирические, теоретические, общелогические), вненаучные, методы естественных наук.
III. Единство, тесная взаимосвязь двух названных уровней, их взаимодействие в ходе применения.[7]
Заключение
Методология социально-гуманитарного познания включает множество самых разнообразных способов постижения своего предмета исследования. В данной работе были рассмотрены лишь некоторые из них, и представлен имеющийся общий подход к формированию процедур объяснения и понимания в контексте этих дисциплин.
Наряду с методами были затронуты такие вопросы как проблема понимания текста, специфика социально-гуманитарного познания, а также необходимость формирования новой парадигмы, заключающейся в синтезе, целостном единстве любых и всяких методологических подходов на основе принципа «все дозволено».
Ввиду изменения предмета исследования (в самом широком смысле), т. е. современной социальной действительности, усиление ее динамизма, целостности, противоречивости, открытости, взаимозависимости отдельных ее сторон, связей и отношений – исследования в данной области имеют важное практическое значение для научного знания.
Список используемой литературы
1. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник / под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2007.
2. Адорно Т. К логике социальных наук. "Вопросы философии". 1992, № 10.
3. Никифоров А.П. Философия науки: история и методология. М.,1998.
4. Тайсина Э.А. История и философия социально-гуманитарного познания. Учеб. пособие. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2012.
5. Шпет Г.Г. Герменевтика и её проблемы. В кн.: Шпет Г.Г. Мысль и слово. Избр. труды. М., 2005.
6. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Ростов на Дону. 2005.
7.http://www.adhdportal.com/
Информация о работе Средства и методы социально гуманитарного познания