Сущность и структура философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Философия как особый, относительно самостоятельный вид знания, сформировалась в УП - У1 вв. до н.э. в Индии, Китае и Древней Греции. Термин «философия» впервые встречается у Пифагора, древнегреческого философа (У1 в. до н.э.) и понимается как «любовь к размышлению», «любовь к мудрости».
Возникнув из стремления осмыслить мир в его целостности, выделить его наиболее общие свойства и связи, философия сохраняет эту особенность на протяжении всего своего развития. «Мудрость» же философии состоит в ее особом отношении к миру и человеку, предполагающем «погруженность» в бытие, стремлении жить по тем принципам, которые философ считает истинными, а не по традиционным правилам и установлениям, сложившимся в быту.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и структура философского знания.doc

— 736.00 Кб (Скачать файл)

                        Сущность и структура философского  знания. Функции философии 

Философия как особый, относительно самостоятельный вид знания, сформировалась в УП - У1 вв. до н.э. в Индии, Китае и Древней Греции. Термин «философия» впервые встречается у Пифагора, древнегреческого философа (У1 в. до н.э.) и понимается как «любовь к размышлению», «любовь к мудрости».

Возникнув из стремления осмыслить мир в его целостности, выделить его наиболее общие свойства и связи, философия сохраняет эту особенность на протяжении всего своего развития. «Мудрость» же философии состоит в ее особом отношении к миру и человеку, предполагающем «погруженность» в бытие, стремлении жить по тем принципам, которые философ считает истинными, а не по традиционным правилам и установлениям, сложившимся в быту.

Философия как бы поднимается над повседневностью, выступая одной из форм рационального знания, наряду с научным и правовым знанием. В этом ее принципиальная общность с наукой. Но в отличие от частных, специальных наук, которые исследуют отдельные фрагменты действительности, философия всегда заинтересована в целостности, полноте своего знания о мире. Отсюда главная тенденция философии познавать мир в его единстве, выяснить первоосновы всего существующего, раскрывать универсальные, наиболее общие свойства мира. При этом философ, пытаясь установить связи между существующими процессами и явлениями, стремится придать своему учению системную форму, создавать концепции, в которых логично и связно излагаются общие представления о природе, сознании, обществе и человеке в их единстве и целостности.

1 Рациональное знание - это прежде  всего доказуемое знание, которое  выражается с помощью общих  понятий .

Целостность и полнота философского видения задается не  только широтой и глубиной охвата действительности в философском исследовании, но и специфической точкой зрения философа, который стремится понять мир и место человека в этом мире, характер его отношения к действительности, раскрывает возможности и границы познания, социального и духовного творчества.

Результаты исследований философия раскрывает с помощью категорий, то есть понятий, выражающих наиболее общие связи и отношения вещей. Категории образуют понятийный каркас философского знания, к которому относятся такие, например, понятия, как «бытие», «материя», «сознание», «закон», «причинность», «развитие».

Таким образом философия определяется как единое систематизированное (системное) понимание мира в его целостности и всеобщности, в его взаимодействии с человеком. Философия реализуется в мысленном освоении действительности, в формировании принципов и законов мышления, способов развития и совершенствования достоверного знания.

Современное философское знание имеет сложную структуру. Можно выделить учение о бытии (онтология), изучающее фундаментальные принципы бытия; гносеологию, или теорию познания, занимающуюся исследованием природы познания, его структуры, выясняющей условия его достоверности и истинности; методологию - учение о методах (способах) познания мира; а также аксиологию - учение о ценностях самого знания в его отношении к человеку; философию истории, или социальную философию, исследующую смысл, закономерности, основные направления исторического процесса, раскрывающей методы его познания. К социальной философии также относится учение о человеке (антропология), предполагающее выяснение условий существования человека в мире, сущность его как личности. Аксиология -относительно новый раздел философии говорящий о сущности, происхождении и развитии ценностей, то есть тех значимых свойств мира, общества и человека, которые могут рассматриваться как цели их существования. Кроме того, существует ряд относительно самостоятельных философских дисциплин: логика, этика, эстетика, философия науки, философия культуры, философия техники, философия образования и пр. Предметная область философии постоянно расширяется, осознаются новые проблемы, складываются новые философские дисциплины.

Роль философии в обществе разнообразна не только по направлениям, но по тем функциям, которые она выполняет.

Философия как рациональная форма знания, реализует познавательную функцию, то есть несет определенную информацию о мире. Если на ранних этапах своего становления, когда не было развитой науки, философия по необходимости объясняла мир в его многообразии, то по мере формирования развития специальных наук, философия перестает заниматься описанием и изучением конкретных явлений, концентрируясь на общем, универсальном, сущностном знании. Поэтому в современных условиях философия исследует самые общие знания о мире, его всеобщих свойствах, не претендуя на решение каких-либо конкретных научных проблем.

В то же время, история науки ХХ века обнаруживает, что ученые часто обращаются к философии, чтобы осмыслить и оценить результаты своей работы в широком культурном и социальном контексте. Как видно, философия выполняет не только познавательную, но и культурную функцию, в качестве одного из факторов интеграции научного знания и культуры.

Возможна ситуация, когда обращение к философскому знанию помогает исследователю осмыслить ключевые проблемы своей науки, и методы научного исследования. В этом случае владение философским инструментарием может способствовать научному исследованию, а философия будет выполнять методологическую функцию.

Социальная роль философии заключается также и в том, что на протяжении всей ее истории происходит активное обсуждение сложнейших пограничных проблем человеческого существования и, в конечном счете, осмысление таких общечеловеческих ценностей как «свобода», «демократия», «право», «справедливость» и др. Можно сказать, что философия не только выражает культуру эпохи, но и творит ее, в этом проявляется ее аксиологическая функция.

Философия обращена не только к обществу, но и к каждому человеку. Она отвечает на глубинную потребность человека понять самого себя. Эта потребность связана с тем, что поведение человека во всех сферах его деятельности ( производственной, социальной, духовной) нуждается в обосновании, определении цели. Отсюда появляется проблема «человек - мир», центральная для философии. Попытка осмыслить эту проблему приводит к формированию философски обоснованного мировоззрения, то есть системы общих

взглядов на мир и человека, что свидетельствует о мировоззренческой функции философии.

 

                                       Философия и культура, наука и религия

1.2. Философия и культура.

Культура — искусственный мир, созданный человеком. Выделяют материальную культуру (созданные человеком вещи), духовную культуру (знание и ценности) и нормативную культуру (нормы, правила, законы). Философия является одной из форм духовной культуры наряду с наукой, религией, искусством, правом. Ее появление в 7 в. до н. э. в трех цивилизациях знаменовало собой перелом в развитии человечества, который был назван немецким философом ХХ в. К. Ясперсом «осевым временем».

Рассматривая вопрос об источниках происхождения философии, исследователи дают разные ответы. Одни авторы считают таким истоком чувственно-образный мир мифа, в котором «очеловеченный» универсум рассматривался как единое целое, в котором земное и сакральное неразличимы. Миф представляет мир живым и одушевленным.

Другие исследователи, признавая факт возникновения философии в лоне мифологии, считают, что непосредственно она вырастает из совокупности различного рода знаний, которые накопило человечество к этому времени.

Унаследовав у мифологии стремление к целостному восприятию мира, философия осмысливает его уже с помощью Логоса (греч. - говорить) — разумного слова, оформляя накопленные знания рационально-теоретическим способом. При этом для античных мыслителей философия не сводилась лишь к рациональному познанию, она была «любовью к мудрости», а значит учила не только познанию, но и искусству жить.

Какие бы источники происхождения философии не выявляли исследователи, большинство из них сходятся во мнении, что непосредственным импульсом к размышлению о мире и человеке, процессу философствования, стало естественное состояние - состояние удивления.

Удивление у древних философов вызывало не только многообразие мира, но и ощущение того, что мир существует как гармонически целостная реальность. С поисков ответа на вопрос об истоках этой гармонии началась философия. Так, Пифагор (автор

термина «философия») уже в У1 в. до н.э. стремился математически оформить эту гармонию с помощью числовых закономерностей. Для него Логос означал математические отношения.

Удивление вызывала способность людей даже в тяжелых и пограничных состояниях своей жизни поступать по совести, творить добро и совершать бескорыстные поступки.

Удивительным было и то, что в отличие от большинства людей, которые организуют свою жизнь опираясь на обыденный опыт, ограничиваясь в вопросах познания суевериями, обычаями, есть люди, которые истину воспринимают как реальность, и в стремлении к ней видели смысл жизни.

Как возможны ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА? Этот вопрос волнует уже древнегреческих мыслителей, стремление ответить на него приводит к пониманию сущности культуры и человека.

Культура как целое является проблемой для философии. Решая ее философия исследует способность человека изменять и взращивать свою жизнь руководствуясь «человеческим стилем», где нормами жизни были бы духовные ценности. Уже древние греки рассматривали культуру как антитезу варварству. Общество, основанное на принципах культуры, с которым они отождествляли Грецию, противопоставлялось сообществу людей, в котором господствовали установки на силу, тиранию, где господствовал «звериный стиль», обрекая человека на животное существование.

Каждая эпоха, реализуя «человеческий стиль», имеет свои нормы. Древнегреческая культура утверждала нормы истины, добра, красоты. Христианская культура — истину, любовь, свободу. Эпоха Возрождения — красоту, свободу, достоинство человеческой личности, Новое время — свободу, равенство, братство. Таким образом, с точки зрения философии сущность культуры — ее способность быть мерой человеческого в человеке, народе, человечестве. Отстаивая гуманистическую сущность культуры и определяя ее как реализацию «высших ценностей с точки зрения культивирования высших достоинств человека» (М. Хайдеггер), философия защищает культуру как жизнь человека в человеческом лике, а не зверином обличии. Отстаиванию этой истины подлинные философы посвящают не только свои тексты, но и жизнь.

Возвышая человека над самим собой, культура ориентирует его на внутренний путь развития, данный в самом человеке, и который каждый должен проделать самостоятельно.

Поскольку культура общества развивается, постольку и философия, стремясь выразить изменяющийся облик мира, меняется вместе с ним. Она, по сути, является «эпохой, выраженной в мысли»2, самосознанием культуры, поэтому изучение философии отдельных эпох помогает понять смысл происходящих событий, увидеть общее и особенное в культуре различных народов, почувствовать единые ритмы мировой духовной истории.

2 Г.Гегель 

Одной из важнейших особенностей философии является постоянное стремление ее творцов переосмыслить сущность этой области творческой мысли. Это связано, в частности, с тем, что философия постоянно меняет свой облик, те или иные философские проблемы выходят на первый план, формируя своеобразное проблемное поле исследований для данного этапа развития культуры. Параллельно философии приходится все время уточнять свои отношения с другими формами культуры, прежде всего с наукой.

1.3. Философия и наука 

Философия и наука обладают рядом общих черт, поскольку являются формами рационального знания. Они используют специальную терминологию, стремятся к обоснованному, доказуемому знанию. Правда, в отличие от науки, которая может использовать такие эмпирические методы обоснования как наблюдение и эксперимент, методы философии носят сугубо теоретический характер, она лишена возможности эмпирически обосновывать свои положения.

Между философией и наукой есть и существенные отличия. Прежде всего, они касаются предметной области философии и науки. Отдельные науки изучают фрагменты действительности, а философия — мир как целое. Кроме того, философия ставит вечные, предельные проблемы, касающиеся смысла существования человека, а наука - конкретные, в принципе, в конечном счете решаемые. Ученый стремиться к получению объективного, независимого от человека знания. Цель же философии - раскрыть отношение человека к миру, поэтому позиция философа, его учение всегда более личностна и субъективна, чем позиция ученого.

Исторически взаимоотношения философии и науки складывались по разному.

Философия появляется значительно раньше, чем первые научные теории, например, геометрия Евклида была создана лишь в 3 веке до н.э.. В начале философы не различают собственно философию и науку, первая понимается как рациональное знание, противостоящее общепринятому мнению и религиозным представлениям. Такое понимание философии мы встречаем в работах великого греческого философа Платона. Однако уже его ученик Аристотель различает первую и вторую философию, соответственно собственно философское и научное знание. Первая философия, по мнению мыслителя, должна исследовать первоосновы бытия, в то время как вторая философия (наука) занимается исследованием конкретных областей действительности. В последствии за «первой философией» закрепилось название «метафизики», которая определялась как учение о первых началах бытия, о всеобщих принципах познания и до 20 века рассматривалась как второе название философии.

Средневековые мыслители сохранили понимание философии как метафизики, однако для них предметом философии являлись Бог и душа человека, сама же философия мыслилась как рациональное богопознание и в этом смысле выступала «служанкой богословия». Наука не выделялась как особая форма культуры, отождествлялась с философией. Мыслители эпохи Возрождения начали великое освобождение философии из под власти религии, они полагали, что философия должна преимущественно рассказывать о человеке, его месте во вселенной. Философия становится «светским» знанием о природе и человеке. Тогда же начинается осознаваться относительная самостоятельность научного знания, которое невозможно свести к философии.

Информация о работе Сущность и структура философского знания