Теория гражданского общества и возможность ее реализации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы также заключается в том, что сейчас Россия стоит на пути становления институтов гражданского общества. На повестке дня в Российской Федерации стоят вопросы экономического и социально развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, ее конституционного строя, демократических принципов развития гражданского общества в России. Однако на пути формирования гражданского общества в России в настоящее время существует ряд трудностей, и прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части граждан России вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества в России является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава I. Теоретико-методологические основы теории гражданского общества...6
Понятие гражданского общества….......................................................7
Теория Д. Локка о гражданском обществе………………….............15
1.3. Структура гражданского общества и характеристика основных его элементов……………………………………………………………........................19
Глава II. Возникновение и перспективы развития гражданского общества в России……………………………………………………………………………….27
2.1. Влияние земского самоуправления на формирование гражданского общества в Российской империи на рубеже XIX – XX вв……………………….27
2.2. Социально-экономические и конституционно-правовые основы гражданского общества в России и их регулирование…………………………..31
2.3. Духовно-нравственное содержание гражданского общества и проблемы его сохранения и защиты………………………………………............38
2.4. Ассоциации врачей и медицинских работников как институт гражданского общества…………………………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………….46
Библиография……………………………………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Гражданское общество представляет собой сложное явление, в рамках которого существуют, сталкиваются, развиваются социальные отношения. При этом названные отношения, как правило, реализуются посредством целого комплекса структурированных институциональных форм. Помимо таких институтов, как семья, церковь, школа, соседские и прочие общины, к ним относится еще целый ряд формообразований. Прежде всего, это «заинтересованные группы», т.е. различные организации и ассоциации, объединенные общностью интересов. Например, ассоциации фермеров, предпринимателей, рабочих, творческих работников, врачей, адвокатов и т.д., женские, молодежные и иные общественные организации. Основная целевая функция этих институтов гражданского общества — предоставить отдельному человеку, индивиду возможность реализовать свои потенции, интересы и потребности. И, что хотелось бы особо подчеркнуть, посредством этих институтов общество отражает и реализует все многообразие экономических, религиозных, этнических, профессиональных и иных интересов. Вот почему в либерально-демократической общественно-политической системе столь важное место отводится существованию и развитию гражданского общества. 20

Вообще стоит заметить, что таким понятиям, как рыночная экономика и гражданское общество, к сожалению, не нашлось места в новой Конституции РФ. А отношение к таким категориям, как социальное демократическое правовое государство, у разных ученых-юристов различно.

Разработка проблемы нормативного регулирования права частной собственности как одной из основ экономической свободы и независимости личности позволила прийти к однозначному выводу: развитие института собственности в нашей стране происходит без учета каких-либо социальных целей и перспектив. И резкое социальное расслоение общества, и обнищание части населения страны, и падение производства в государственной сфере — все эти факты свидетельствуют об отсутствии комплексного подхода к рассматриваемым проблемам. Кроме того, в современной науке конституционного права отсутствует понимание того, что без создания реальной социально-экономической основы гражданское общество в России — столь же недостижимая цель, что и построение коммунизма.

Согласно международной Хартии экономических прав и обязанностей государств, «каждое государство имеет суверенное право выбирать экономическую систему в соответствии с волей своего народа, без вмешательства или применения силы или угрозы извне в какой бы то ни было форме». Выделим наиболее важные составные части этой нормы. Во-первых, определение экономической системы относится к числу важнейших суверенных прав государства и, следовательно, является объектом государственно-правового регулирования. Во-вторых, выбор конкретного типа экономической системы осуществляется демократическим путем, в соответствии с волей народа.

Отказ от нормативного закрепления на конституционном уровне понятия экономической системы страны, как это было характерно для конституций «советского» типа, привел к неоправданному забвению экономической системы как государственно-правового института. Отказ от социалистической системы хозяйствования и выделения экономической системы страны в виде отдельной главы конституции вовсе не означает ликвидацию самого понятия и необходимости его нормативно-правового регулирования, в том числе на уровне Основного закона.

Правовая основа существующей ныне экономической системы РФ была заложена Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Законом об обеспечении экономической основы суверенитета, которые, решив политическую задачу по преобразованию собственности СССР, находившейся на территории Российской Федерации, в собственность Российского государства, не изменили характер экономической системы страны, о чем свидетельствуют следующие цифры.

В то же время характеристика экономического режима, заложенная ст. 8 Конституции РФ, в целом соответствует сложившимся представлениям о современной рыночной экономике. Нельзя не отметить определенной специфики нормативно-правового регулирования этих отношений, порожденных особенностями исторического развития страны. Часть 2 ст. 8 обладает рядом несомненных достоинств. Она декларирует равноправие всех форм собственности, их равную защиту со стороны государства, наконец, впервые в истории Российской Федерации не только закрепляет частную собственность, но и ставит ее в перечне различных форм собственности на первое место. С другой стороны, провозглашая разнообразие форм собственности, декларируя открытый их перечень, рассматриваемая норма выделяет три из них, наиболее распространенные: частную, государственную и муниципальную собственность.

Из сказанного выше можно сделать следующие выводы.

Экономическая система в своей социальной функции выступает в качестве связующего звена между собственностью и гражданским обществом, она опосредует политическую волю народа и создает разумный баланс между интересами государства и общества. Экономическая система страны не только формируется под влиянием исторических, культурных, национальных и иных традиций конкретной страны, но и атрибутивно связана с социальной и политической системами, сложившимися в данном государстве. Если говорить о Конституции не только как об Основном законе, выражающем волю политически господствующей части населения страны, а как о политическом компромиссе между различными слоями населения, неком общественном договоре, то при всей объективной очевидности давления политической системы на экономическую, в условиях рыночной экономики демократическая конституция должна устанавливать социальные приоритеты в экономической сфере, выражающиеся в виде политической воли народа, имеющей конституционно-правовое закрепление.

Говоря о влиянии политической системы страны на развитие ее экономики через государственно-властные решения, принимаемые: полномочными органами, нельзя не отметить непоследовательность в развитии внешнеэкономических отношений, являющихся неотъемлемой составной частью любой рыночной экономики.

Характерно, что в части регламентации внешнеэкономической деятельности и инвестиционной политики Конституция РФ не содержит никаких норм, не устанавливает даже основных принципов указанной деятельности. Это порождает произвол в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, ограничивающихся правовым регулированием этих вопросов только исходя из конкретного срока своих полномочий, без расчета на длительную перспективу.

 

 

2.3. Духовно-нравственное содержание гражданского общества и проблемы его сохранения и защиты

Гражданское общество является идеально-реальным (идеально направленным и реально существующим) образованием. Как идеальная сфера оно представлено совокупностью идей, представлений, традиций, норм и ценностей, символически опосредующих взаимодействие системных и жизненных начал социального мира и налагающих культурные, нравственные ограничения на их деятельностное проявление.

Серьезные изменения, происходящие в духовной сфере современного российского общества, обусловлены глубинными трансформациями всего российского социума в 1990-е — начале 2000-х гг. Радикальные изменения в ценностной структуре постсоветского общества, формирование новых общественных образов и идеалов нарушили механизмы социокультурной трансляции, что повлекло определенную социальную деструкцию и дегуманизацию социальных отношений, духовный и ценностный конфликт поколений. Такое состояние духовно-личностной сферы можно определить как ценностный кризис, выход из которого видится, прежде всего, в совершенствовании духовного мира личности, обращении к традиционному культурному наследию России. Повсеместный процесс инверсии социальных систем, когда экономика, находясь в критическом состоянии, становится доминантой социального развития, определяющей цель этого развития, для достижения которой оправдываются все средства, превращает современное российское общество в арену потребительской гонки, разрушает духовно-нравственные традиции, интегрирующие вековые социальные структуры.

Радикальное реформирование российского общества во многом имеет неудачные результаты вследствие игнорирования авторами реформ менталитета своего народа; не учитывался своеобразный «духовный код» российского социума, в ходе реформ возникли явления, в корне противоречащие духу россиян, всегда стремившихся к общественным идеалам и социальной справедливости, — коррупция, преступность, бедность большинства на фоне баснословного богатства меньшинства, бездуховность, равнодушие к ближнему. Идеологи реформаторства зачастую объясняли эти пороки современного этапа развития России неким маргинальным цивилизационным положением России в мировом социокультурном пространстве.

Поэтому, стремясь вырваться из этого состояния духовного кризиса и на основе переосмысления опыта реформ 1990-х гг., всё большая часть российской интеллектуальной элиты осознает необходимость обращения к истокам российского менталитета, совершенствования духовного мира человека на основе традиционных ценностей в соответствии с современными реалиями бытия.

Таким образом, социокультурная ситуация, сложившаяся в России, настоятельно требует переосмысления многих философских концепций, получивших широкую популярность в 1990-е гг. и казавшихся бесспорными ещё десятилетие назад, переоценки сложившейся за это десятилетие реформ системы ценностей с гипертрофированной ролью материального благополучия, отрицанием гуманности, справедливости, нравственности. 21

Российское общество в начале XXI в. находится на сложном, противоречивом этапе развития. Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Реформирование всех сфер жизнедеятельности общества и попытки преодолеть кризис напрямую зависят от личностного фактора, от непосредственного участия граждан в процессах трансформации, от социальной активности всего общества. Успех в преодолении социального кризиса возможен лишь тогда, когда изменения личности отвечают требованиям современного общества, стабильности и прогрессу общественных процессов.

Сегодняшняя ситуация в России как никакая другая способствует пристальному обращению к проблеме социализации. Нет необходимости доказывать специально, что кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и отдельно взятых индивидов и личностей.

В условиях, когда общество пребывает в глубочайшем кризисе, удержаться от социальной катастрофы — одна из насущных задач. От этого в немалой степени зависят судьба и перспективы социальных преобразований современной России и ее субъектов. 22

Каждый человек с самого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Это вхождение в социальный мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него.

Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Формирование и развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит, как правило, путем воспитания, т.е. целенаправленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения младшему. В каждой культуре исторически сложились свои способы обучения приемлемому поведению. Процесс глобализации в современном мире допускает заимствование элементов культуры разных народов.

Существующее состояние российского социума, его духовно-нравственной сферы вызывает потребность в осмыслении достаточно большого количества научно-теоретических проблем. Но главной среди них является проблема формирования личности молодых людей на основе духовно-нравственных традиций, т.е. тех ценностных ориентации, которые не просто позволили бы этому поколению выжить, но и сделали бы его деятельность социально-позитивной. С этой точки зрения проблема формирования личности в кризисных состояниях социума остается не только актуальной в практическом аспекте, но и приобретает новые познавательные горизонты. Это проблема взаимодействия традиций и инноваций, проблема актуализации традиций в современной жизни, определенная социальная селекция традиций как инструмента модернизации.

Гражданское общество возникает прежде всего из потребностей 
жизненного мира упорядочить и привести в соответствие с логикой 
собственного развития отношения с системным миром и в первую очередь с государством и экономической системой. Оно является организованной реакцией индивидуальных и коллективных субъектов на технократическое воздействие этих систем, их экспансионистские устремления.

Личность, культура и социальная организация включены в процесс институционализации гражданского общества не напрямую, а опосредованно, через механизмы идеально-реального и субъективно-объективного   взаимодействия.   Человек тогда становится членом гражданского общества (гражданской личностью), когда он превращается в полноправного и автономного субъекта собственной жизни, способного взять на себя также ответственность за окружающих. 23

Вместе с возрастанием ответственности личности за свои действия расширяется сфера индивидуальной свободы. Последняя определяет границы пространства самореализации личности и проявления всех ее интересов и способностей.

Здесь стоит сказать о том, что одним из элементов гражданского общества являются наука, техника, культура и образование, иными словами, формы реализации конституционного права человека на занятие творчеством.

Информация о работе Теория гражданского общества и возможность ее реализации в России