Учение Ф. Шеллинга о «художественном гении»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:23, реферат

Краткое описание

Вся философия Шеллинга оказала большое влияние на европейскую мысль 19-20 вв., причём на различных этапах её развития воспринимались разные аспекты учения Шеллинга. Поэтому в данном реферате рассматривается именно учение Шеллинга об искусстве, а в частности его учение о «художественном гении». Гений для Шеллинга, как и для Канта, как и для романтиков является условием создания произведения искусства. Причем, по Шеллингу, гениальное проявляет себя исключительно в искусстве, в которое она привносит "объективность", благодаря своему присутствию как бессознательности в субъективности, сознании художника. Учение Шеллинга о гении является как самым интересным в плане философии, так и наиболее значимым для нее.

Содержание

Введение
1. Жизненный путь Шеллинга. 6
1.1. Биография. 6
1.1.1. Философия Шеллинга. 8
1.2. Основные философские труды. 8
2. Основные понятия в подходе изучения гения. 11
2.1. Понятие творчества 11
2.2. Понятие гения 13
2.2.1. Понятие художественного гения. 14
3. Учение о «художественном гении» 17
3.1. Немецкая классическая эстетика (Н.к.э.) 17
3.1.1. Эстетика Шеллинга. 19
3.2. Период романтизма у Шеллинга. 21
3.3. «Система трансцендентального идеализма» 23
3.3.1. О художественном гении 25
3.4. речь «Об отношении изобразительных искусств к природе» 27
3.5. «Философия искусства» 28
3.5.1. Творчество – продукт художественного гения. 29
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Учение Ф. Шеллинга о художественном генииdoc.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознаётся теперь, прежде всего, как творчество художественное , сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса. Всё явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества [6, 278].

Философия английского эмпиризма склонна трактовать творчество как удачную — но в значительной мере случайную — комбинацию уже существующих элементов; творчество выступает как нечто родственное изобретательству. Завершенная концепция творчества в 18 в. создаётся И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя оказывается соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатления и синтезирующей силой понятия. «Трансцендентальное» воображение, таким образом, предстаёт как общая основа созерцания и деятельности, так что творчество лежит в самой основе познания [6, 278].

Это учение Канта было продолжено Ф. В. Шеллингом. По Шеллингу, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельностей, поэтому те, кто наиболее одарён этой способностью, — гении — творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то есть бессознательный, процесс протекает всё же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу и йенским романтикам, творчество, и прежде всего творчество художника и философа, — высшая форма человеческой жизнедеятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом. Культ творчества и гения у романтиков достигает своего апогея, одновременно с этим усиливается интерес к истории культуры как продукту прошлого творчества [6, 278].

2.2. Понятие гения.

Гений (лат. genius) - высшая степень творческой одаренности, которая проявляется  как оригинальная способность  понимания (интуиция) , соединения различных элементов (фантазия) , творческого формирования и изображения, а также человек,  обладающий этой одаренностью. Понятие гения, идеала человеческого развития родилось в ходе идеологических дискуссий. В нем. поэзии и философии 18 веке, включая романтику, гений - это выдающийся, исключительный человек. Кант называет гениального человека "любимцем природы", а "гений" - это врожденное душевное свойство,  благодаря которому природа  предписывает правила не только науке, но и (изящным) искусствам. Гёте, присоединяясь к Гаманну, Гердеру, а также к культу гения в период "Бури  и натиска", еще более четко определяет гения как высшее  формосозидающее дарование; подобно ему, Шиллер рассматривает его как творческую наивность.  Ницше также считал творческую детскость осн. качеством гения. В Новое время  предпринималась попытка поставить "гений" в один  ряд с сумасшествием; уже Платон  говорит о "божественном безумии" поэтов. Действительно, многие гениальные люди впадали в безумие; действительно, у гения иногда возникает внезапная жажда творчества, сходная с определенными оригинальными и идейно высокопроизводительными фазами, граничащими с областью легкой психопатологии. Но если охарактеризовать жизнь гения, отличающуюся от жизни др. людей, как "извращение", то это не обязательно должно быть болезненное, неправильное, произвольное исключение, а с социологической точки зрения это в то же время творчески формирующая вершина человеческого существования, устанавливающая правила и созидающая законы [6, 90].

2.2.1. Понятие художественного гения.

Художественная деятельность это  деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. Она включает в себя различные формы и виды деятельности, центральным звеном художественной деятельности является произведение искусства, как воспроизведение действительности. Копировать реальность может любой овладевший основными приемами художественного творчества. Но творить реальность, раскрывающую подлинное лицо бытия может только личность одаренная особыми художественными способностями – художественный гений. Слово гений имеет латинское происхождение. Оно означало духа покровителя данного человеку при рождении и управляющего им в жизни. Применение этого слова для обозначения художественного дара должно подчеркнуть его небесный божественный источник, что художественное творчество всегда носит «богочеловеческий» характер. Гениальность это особое состояние обожения, возникающее в момент вдохновенного творчества. Она приоткрывает высшее проявление человеческой личности, то что у человека общее с Богом. Но Гениальность представляет собой только первую ступень обожения, она обожение бессознательное и кратковременное, поэтому она зачастую бывает тесно связана с безумием. Человек духовно еще не готов к принятию всей полноты бытия и не выдерживает его [21].

Согласно Канту гений это  талант, то есть дар природы, дающий искусству правила. Из этого определения Кант делает следующие выводы.

Во-первых, гений это способность  создавать то, что само не подчиняется  правилам, чему нельзя научиться. Следовательно, отличительная черта гения –  оригинальность.

Во-вторых, так как возможна оригинальная бессмыслица, произведения гения должны быть образцом, служить примером для  других.

В-третьих, гений никогда не может  объяснить как он создал свое произведение. Его творчество во многом носит бессознательный  характер.

В-четвертых, гениальность свойственна  только художественному творчеству, а не науке. Кант сравнивает творчество Ньютона и Гомера. Тому, что изложил  в своем труде Ньютон научиться  можно, но поэтическому вдохновению  невозможно научиться, ни по предписанным правилам, ни по образцам. Причина заключается в том, что Ньютон мог сделать наглядными все шаги от первых начал геометрии до своих великих открытий не только самому себе, но и любому другому. Между тем ни один великий художник не может сказать как возникают и сочетаются в его сознании полные фантазии и вместе с тем глубокие идеи, потому, что сам он этого не знает и следовательно не может научить этому другого.

Шеллинг развил эту мысль Канта, указав, что гениальность отсутствует там, где целое, подобно научной системе знаний складывается по частям, возникает из них. Гениальность присутствует там, где идея целого предшествует идеям отдельных частей как при создании произведений искусства. Поскольку идея целого становится ясной только благодаря тому что она раскрывается в отдельных частях, а отдельные части в художественном творении возможны только благодаря идее целого, возникает замкнутый круг, противоречие [8, 135]. Именно преодоление этого противоречия и составляет вдохновенный порыв гения, иррациональное совпадение сознательного и бессознательного в художественном творчестве. Шеллинг определил призвание гения как снятие противоречия между конечным и бесконечным, частью и целым.

Шиллер отметил еще одну существенную черту гениальности. Если руками гения творит сама природа, то природа гениальности должна выражаться в особой наивности непосредственности, в торжестве простоты над замысловатостью. Высшее искусство безыскусно. Гений творит не по формальным принципам. А по наитию, по внушению самой природы. Поэтому все гениальные произведения искусства просты [8, 135].

Произведение искусства является продуктом гения. Творческая  деятельность свободна и в то же время подчинена  принуждению, сознательна и бессознательна, преднамеренна и импульсивна. Художники, по Шеллингу, творят «безотчетно», «удовлетворяя здесь лишь неотступную потребность своей природы». Гений творит подобно природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Учение о «художественном гении»

Учение Шеллинга дает два  исходных пункта для дальнейшего  развития: оно обосновывает мир, как художественное произведение, творческою первичною силою, коренящеюся в Божестве, и видит завершение его в творениях гения. Если признать, что гений служит принципом эстетической жизни и творчества, завершающим всю человеческую жизнь, то получится исходный пункт идей романтической школы в ее связи с Шеллингом. Если допустить, что творческий гений, само божественное начало есть глубочайшее основание всякой красоты в мире, то эстетическое рассмотрение природы непосредственно подчиняется религиозной точке зрения, и вопросы об отношении искусства к религии, об отношении эстетического развития идеала к религиозному откровению Бога, об отношении эстетики к учению о религии выдвигаются на первый план.

3.1. Немецкая классическая эстетика (Н.к.э.).

Период развития немецкой эстетики (кон. 18 — пер. пол. 19 в.), когда был создан преемственный ряд концепций И. Канта, Ф. Шиллера, Ф.В.Й. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля, осмыслявших природу искусства и эстетической деятельности человека в рамках всеобъемлющих философских систем. Эстетические учения более поздних этапов уже утрачивают это качество универсализма и всеохватности и обращаются к анализу отдельных аспектов философии искусства [5, 212].

Внимание к эстетике у каждого из перечисленных мыслителей было вызвано не столько специальным интересом к искусству, сколько стремлением разработать необходимые компоненты, придающие завершенность филос. системе. Путем оперирования максимально обобщенными понятиями, использования диалектического метода мышления применительно к анализу искусства Кант, Шеллинг и Гегель смогли вывести обсуждение эстетической проблематики на принципиально новый уровень, поднять теоретическую планку эстетических доказательств и выводов. После Н.к.э. уже нельзя было теоретизировать по поводу искусства так, как это делали, к примеру, представители эстетики классицизма или Просвещения, зачастую сближаясь с беллетристикой и опираясь на философию «здравого смысла».

Достижения Н.к.э. заключаются  в разработке идеи самоценности искусства  и обосновании его уникальной духовной роли в социальной истории («искусство как высший принцип человеческой деятельности»). Отсюда и важное положение, согласно которому ошибка всех предшествующих эстетических теорий в том, что они искали цель искусства вне самого искусства, то есть искали его понятие в чем-то другом, чему искусство служит средством. Несмотря на различие систем и методологических подходов представителей Н.к.э., в их представлениях теории искусства много общего. Ключевые понятия, определяющие природу искусства и прекрасного, — «целесообразность без цели» (Кант), «сущность в явлении» (Шиллер), «бесконечное, выраженное в конечном» (Шеллинг), «абсолютная идея в ее внешнем инобытии» (Гегель) — выражают взгляд на сферу эстетического как уникального средоточия и равновесия противоположных начал [5, 212]. Смысл этих определений — в трактовке искусства и красоты как некоей целостности, способной в силу своей интегративной природы разрешать всевозможные противоречия, быть отражением всей полноты универсума. Вместе с тем названные мыслители во весь голос говорят об угрожающих искусству социальных процессах, ставящих под вопрос его судьбу как гармоничного духовного мира. Идеализация в искусстве делает его ложным. Типизация замыкает художественное творчество рамками негативных образов и также ведет в тупик. Мысль Гегеля о том, что предметом художественного изображения может быть не всякое содержание, а лишь то, которое мысль фиксирует как сущность, обнажила дефицит адекватных мировоззренческих ориентиров, дефицит, всю остроту которого было дано испытать художественному творчеству последующих эпох.

3.1.1. Эстетика Шеллинга.

Шеллинг рассматривал искусство с точки зрения «самосозерцания духа». Это самосозерцание духа возможно лишь в созерцании произведений искусства. Произведение искусства является продуктом творческой гениальности. Творческая деятельность свободна и в то же время подчинена принуждению, она сознательна и бессознательна, преднамеренна и импульсивна. Художники творят «безотчетно», удовлетворяя «лишь неотступную потребность своей природы» [11, 56].

Поскольку художник творит, побуждаемый  одной своей природой, то художественное произведение содержит всегда больше, чем то, что он намеревался высказать. В таком случае сам продукт художественного творчества приобретает характер «чуда». Из этой особенности творческого гения Шеллинг выводил отличительную особенность произведения искусства: «бесконечность бессознательности». Красота есть выраженная   в конечном бесконечность.

Красота есть основная особенность  искусства. Красота в искусстве  выше природной. Произведение искусства  отлично от «произведения ремесла». Первое – продукт «абсолютно свободного творчества», а второе преследует ту или иную внешнюю цель. Искусство  является прообразом науки. Общий процесс движения искусства идет от «пластичности» к «живописности». Искусство постепенно освобождается от телесного. Шеллинг выводил искусство из абсолюта и с этим связывал проблему мифологии. Мифология выступает основной «материей» искусства. Миф есть специфическая, безотносительная к каким-либо историческим границам форма мышления. Во все времена искусство немыслимо без мифологии. Если она отсутствует, художник сам создает ее.

Эстетическая концепция Шеллинга оказалась настолько впечатляющей, что стала фундаментом романтических и неромантических теорий 19-20вв [11, 56].

По Шеллингу, если интеллектуальная интуиция направлена на Абсолют, то и  дух, переживающий эту интуицию, представляет собой функцию и явление этого  Абсолюта. Отсюда вытекает тождество субъекта и объекта в абсолютном разуме: он есть совершенное и неразличимое их единство. Абсолют ни идеален, ни реален, он – ни дух, ни природа, но нейтральность обоих определений. То, что в Абсолюте тождественно, вечно и совершенно, в мире вещей, напротив, множественно, раздельно и развивается как процесс. Целесообразное развитие Абсолюта на одном полюсе даёт материю, на другом – истину познания. Однако их безотносительное существование немыслимо: субъективность включает, подразумевает объективность. И наоборот. Поскольку целое, единое возникает раньше своих частей, постольку абсолютное тождество предшествует природе и мыслящему сознанию [11, 57].

Таким путём концепция абсолютного  тождества в философии Шеллинга становится эстетическим пантеизмом, превращающим весь мир в живое, трепещущее и неразложимое целое, свидетельствующее собой абсолютное совпадение истины и красоты. Точнее, это уже не объективный, грубо вещественный мир с его бестолковыми и ужасными социальными катаклизмами, а видимая, слышимая музыка космического разума. В таком мире истина и красота – суть одно и то же, ибо они не заключают в себе ничего другого, кроме как идеи в явлении. И в этом смысле они являются синтезом природного и духовного, чувственного и сверхчувственного, конечного и бесконечного, видимого и невидимого, слышимого и неслышимого. Именно здесь находятся корни феноменологических идей Гегеля последующей философии. И здесь же – исток интенсивно разрабатываемых в искусстве и философии 20 века постмодернистских идей о мире как тотальности музыки.

3.1. Период романтизма у Шеллинга.

Именно в этот период появляются первые упоминания в работах Шеллинга о художественном гении.

Романтики, были убеждены в том, что  искусство ценно само по себе, что  художник не связан исходно внешним миром с его видимостью. Тем более он не связан художественными принципами, сложившимися стилями, правилами и канонами.

Романтики постигали сложную противоречивость мира, как его богатство, и представляли мир многогранным. Художник для них  не просто осмысляющий бытие субъект, а творец, способный пересоздавать миры, гений. Поэтому для него не существует никаких методов, систем, правил вечных образцов, традиций. Провозглашалась полная свобода творческого духа художника.

С точки зрения романтиков, каждый человек должен быть свободным. Свобода творчества художника - это просто наиболее полная реализация естественной для человека свободы. В нашем несовершенном мире художник способен создавать совершенное, используя необычные средства и приемы.

Информация о работе Учение Ф. Шеллинга о «художественном гении»