Учение Ф. Шеллинга о «художественном гении»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:23, реферат

Краткое описание

Вся философия Шеллинга оказала большое влияние на европейскую мысль 19-20 вв., причём на различных этапах её развития воспринимались разные аспекты учения Шеллинга. Поэтому в данном реферате рассматривается именно учение Шеллинга об искусстве, а в частности его учение о «художественном гении». Гений для Шеллинга, как и для Канта, как и для романтиков является условием создания произведения искусства. Причем, по Шеллингу, гениальное проявляет себя исключительно в искусстве, в которое она привносит "объективность", благодаря своему присутствию как бессознательности в субъективности, сознании художника. Учение Шеллинга о гении является как самым интересным в плане философии, так и наиболее значимым для нее.

Содержание

Введение
1. Жизненный путь Шеллинга. 6
1.1. Биография. 6
1.1.1. Философия Шеллинга. 8
1.2. Основные философские труды. 8
2. Основные понятия в подходе изучения гения. 11
2.1. Понятие творчества 11
2.2. Понятие гения 13
2.2.1. Понятие художественного гения. 14
3. Учение о «художественном гении» 17
3.1. Немецкая классическая эстетика (Н.к.э.) 17
3.1.1. Эстетика Шеллинга. 19
3.2. Период романтизма у Шеллинга. 21
3.3. «Система трансцендентального идеализма» 23
3.3.1. О художественном гении 25
3.4. речь «Об отношении изобразительных искусств к природе» 27
3.5. «Философия искусства» 28
3.5.1. Творчество – продукт художественного гения. 29
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Учение Ф. Шеллинга о художественном генииdoc.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

3.4.1. Творчество – продукт художественного гения.

Рассматривая причины возникновения  художественного творчества, Шеллинг  справедливо утверждал, что, как  и всякая человеческая деятельность, художественное творчество, возникает в качестве реализации потребности, выражающей внутренние противоречия художника. «В самом деле, писал он, если всякая потребность исходит из противоречия, так что в случае наличия такового непроизвольно возникает свободная деятельность, то так же и порыв к художественному творчеству должен вытекать из подобного чувства внутреннего противоречия» [21].

Это внутреннее противоречие возникает  в художнике как противоречие между его сознательным   и  бессознательным  и  является  субъективным  стимулом  к  созданию произведения искусства. «Значит, лишь противоречие между сознательным и бессознательным может возбудить порыв к художественному творчеству» - заключил Шеллинг. Что же касается завершенного художественного произведения, то оно вызывает у его творца чувство бесконечной гармонии.

Рассматривая соотношение сознательного  и бессознательного в процессе творчества, Шеллинг определяющим здесь считал бессознательное, в котором, по его  мнению, проявляется объективная  необходимость творчества, порой  вовлекающая художника в творческий процесс независимо и даже вопреки его желанию. И какими бы разнообразными намерениями он ни руководствовался в отношении собственно объективного в его творениях, На него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной.

Таким образом, бессознательное, по Шеллингу, играет примерно такую же роль, как  и природная одаренность художника  в эстетике Канта. Шеллинг отдавал должное и роли сознания в творческом процессе. Гениальность художника составляет синтез бессознательного и сознательного в нем. Определяя сущность бессознательного в художнике, философ сводил ее к тому, «что не может быть изучено, не подлежит усвоению ни путем упражнение, ни каким-либо другим способом, но бывает присущим от рождения в виде свободного дара природы». Что же касается сознательного в творчестве, то, по Шеллингу, «сюда входит все, что свершается с полной отчетливостью понимания, сопряжено с размышлением и с рассуждением, одним словом, тут заключено все, чему можно обучить и чему можно научиться, опираясь на традицию или на собственное упражнение» [21].

В творчестве в равной степени участвуют и бессознательное и сознательное, т.е. и «поэзия» и «искусство» и «не одна из этих сторон не в состоянии иметь какое-либо значение без помощи другой, и лишь их совместное действие приводит к величайшим достижениям». Художественное творчество - это изображение «бесконечного» в конечном.

 

Заключение.

Говоря о жизненном пути Ф. В. Шеллинга можно отметить, что с ранних лет приступил к серьезному обучению, так уже в студенческие годы приступает написанию первых философских трудов. Через несколько лет становиться профессором Йенского университета, затем академиком Баварской академии наук, а в возрасте 33 лет его назначают генеральным секретарем Академии художеств Баварии. Ранняя философия Фридриха Шеллинга сыграла ключевую роль в формировании философии Г. В. Ф. Гегеля и способствовала постепенному отходу И. Г. Фихте от психологического идеализма. Многие идеи Шеллинга были восприняты йенскими романтиками. Натурфилософия Шеллинга оказала определенное воздействие на развитие естествознания в 19 веке. Поздняя «позитивная» философия Шеллинга повлияла на С. Кьеркегора. Учение о существовании Шеллинга дает повод рассматривать его как предшественника экзистенциализма 20 века. Большой интерес к Шеллингу был и в России. В частности, Шеллинг повлиял на П. Я. Чаадаева, славянофилов, а также на формирование религиозной философии В. Соловьева. После определенного спада, в последние десятилетия интерес к Шеллингу в научной среде опять возрос. Однако Фридрих Шеллинг по-прежнему остается одним из самых загадочных философов в истории европейской философии.

Анализируя основные понятия, требующиеся для рассмотрения темы исследования данного реферата, отметим, что на протяжении всей истории философии понятия гения и творчества неразрывно связаны, и также имеют своё развитие. Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного. Воззрения на творчество в средневековой философии связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир. Эпоха Возрождения осознаёт его теперь, прежде всего, как художественное творчество. Философия английского эмпиризма склонна трактовать творчество как удачную комбинацию уже существующих элементов. Гений является высшей степенью творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания, соединения различных элементов, творческого формирования и изображения, а также человек,  обладающий этой одаренностью.

Исследуя учение о «художественном  гении» в произведениях Ф. Шеллинга необходимо сказать, что в «Системе трансцендентального идеализма» художники, по Шеллингу, творят «безотчетно», «удовлетворяя здесь лишь неотступную потребность своей природы». Художественное произведение, созданное по внушению природы, всегда содержит больше того, что художник намеревался высказать, в силу чего сам продукт художественного творчества приобретает характер «чуда», которое, «даже однажды совершившись, должно было бы уверить нас в абсолютной реальности высшего бытия». А в мюнхенской речи «Об отношении изобразительных искусств к природе» гений должен действовать с помощью силы, из которой возникает прообраз. Лишь в этом смысле искусство подражает природе. «Задачу искусства, - говорит Шеллинг, - мы поймем в изображении подлинно сущего». Исходным пунктом для “Философии искусства” является объективный идеализм, в котором Шеллинг трактует искусство, опираясь на интуиции кантовской "Критики способности суждения", произведение искусства - продукт гения. Гений вносит бесконечное в конечное, но бесконечное, воплощенное в конечном, есть не что иное как прекрасное.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. «Философия». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2003. — 608 с

2.  Асмус В. П. «Вопросы теории и истории эстетики». – М.: «Искусство», 1968. – 467 с.

3. Под ред. Берковского Н.Я. «Литературная теория немецкого романтизма».– Л.: «ЛЕНИЗДАТ», 1934. – 387 с.

4. Выготский Л.С. «Психология искусства» - М.: «Искусство», 1968. – 673 с.

5. Габитова Р.М. «Философия немецкого романтизма» - М.: «Мысль» 1978. – 450 с.

6. Ред.-сост. Губский Е.Ф. Философский энциклопедический словарь. – М.: «Просвещение» 2003. – 365 с.

7. Гулыга А.В. «Шеллинг» ЖЗЛ, Сер. биогр. Вып. 10 – М.: «Молодая гвардия», 1982. – 342 с.

8. Ильенков Э.В. «Диалектическая логика». Очерки истории и теории. - М.: «Мысль», 1984. – 399 с.96-97.

9. Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова «Краткий очерк истории философии». – М.: «Мысль», 1971. – 422 с.

10. Лазарев В.В. «Шеллинг» Философия. Справочник студента. – М.: «Наука» 1976. – 439 с.

11. Лазарев В.В. «Философия раннего и позднего Шеллинга» - М.: «Наука», 1990. – 267 с.

12. Лосев А. «История античной эстетики. Поздний эллинизм». Статья. Интернет-библиотека Гумер – культурология.

13. Мареев С.Н., Мареева Е.В. «История философии». Общий курс. Учебное пособие. — М.: «Академический Проект», 2004. — 880 с

14. Овсянников М.Ф. «Эстетическая концепция Шеллинга и немецкий романтизм». Статья. 1966.

15. Шеллинг Ф.В.И «Философия искусства». – М.: «Мысль», 1966. - 496с.

16. Шеллинг Ф.В.И. «Система трансцендентального идеализма» - Л.: «ЛЕНИЗДАТ», 1936. – 327 с.

17. Шеллинг Ф. В. И. Сочинения в 2 т.: Пер. с нем. Т. 1. Сост., ред., авт. вступ. ст. А. В. Гулыга. — М.: Мысль, 1987. — 637 с.

18. Шеллинг Ф. В. И. Сочинения в 2 т.: Пер. с нем. Т. 2. Сост., ред. А. В. Гулыга; Прим. М. И. Левиной и А. В. Михайлова. — М.: Мысль, 1989. — 636, с.

19. Жизненный Путь и Сочинения Ф. В. Шеллинга Философский словарь.

20. Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф Большая Советская Энциклопедия.

21. ресурсы Internet.

 

 

 

 


Информация о работе Учение Ф. Шеллинга о «художественном гении»