Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:32, реферат
Созданы и развиваются глобальные информационные системы, все более развивается международная интеграция. Страны стремятся к гармонизации экономической, правовой, социальной, культурной политики в целях упрощения и интенсификации межгосударственного взаимодействия и обмена, упорядочивания международных отношений, объединенного решения глобальных проблем и, не в последнюю очередь, для реализации своих экономических потенциалов в контексте устремлений стать единственными лидерами и архитекторами нового, глобального мира.
Несмотря на то, что глобализация как объект научного исследования возникла относительно недавно, на эту тему существует большая литература. По проблемам глобализации проводятся различные конференции, дискуссии, публикуются материалы международных и иных организаций и изданий. Эта тема привлекает внимание многих исследователей.
При этом сложность и многоплановость глобализации позволяет найти внешне убедительные аргументы для обоснования самых различных точек зрения на проблему. Существующие публикации авторов посвящены в основном поиску приемлемых ответов на вызовы глобализации в отдельных сферах общественной жизни.
Более основательно оказалась исследованной экономическая глобализация.
Противоречиво развивается глобализация в области политической.
Вместе с тем, серьезных исследований, связанных с формированием общей теории глобализации, с философским ее осмыслением, пока еще нет. Устойчивое развитие цивилизации возможно только на путях гуманной, человечной формы глобализма. А это требует теоретического обоснования концепции альтернативной глобализации, основой которой были бы общечеловеческие ценности в современном их понимании.
Развитие человечества в начале XXI века характерно двумя главными признаками: переходное состояние и движение в сторону всемирного единения. Информационная цивилизация, идущая на смену индустриального общества, определяется не только новым технологическим базисом воспроизводства всех общественных отношений, но и триумфом человека, его совершенствованием, развитием творческих, созидательных способностей.
Человек становится главным социальным смыслом общества. Переход человечества в новую, более высокую стадию общественного развития происходит в условиях и путем глобализации. Современный этап развития характерен устремленностью к созданию целостного планетарного мира людей. Глобализация по способу проведения, по своим последствиям может быть гуманной и антигуманной, служить интересам всего человечества или удовлетворять потребности власть и собственность имущих.
В условиях, когда не сложилась общая теория глобализации, когда в литературе существует большой разброс мнений по вопросам сущности, содержания, социального предназначения глобализации, ее исторических границ, необходимо вначале прояснить некоторые общие вопросы этого социального феномена. Это позволит более определенно проанализировать человеческий аспект глобализации. К такому решению склоняет также отсутствие общепринятого понятийного аппарата по рассматриваемой проблеме.
Эволюционные глобалисты (трансформационалисты) считают современную форму глобализации исторически беспрецедентной, не сравнимой ни с каким иным порядком. Они говорят о постепенной адаптации государств и обществ к взаимозависимому нестабильному миру с его неизбежными социальными и политическими переменами. Считают, что глобализация – это мощная, трансформирующая мир сила, ответственная за эволюцию обществ, за изменение всего мирового порядка. Указывают на необходимость создания в традиционном обществе нового политического, экономического и социального пространства, к которому должны на макроуровне приспосабливаться государства, а на местном уровне – локальные общины. Сторонники этого подхода видят в глобализации долговременный противоречивый процесс, подверженный всевозможным изменениям и считают некорректным предсказание параметров грядущего мира. Они не предсказывают создания единого мирового сообщества и единого мирового государства. Глобализация ассоциируется у них с новой мировой стратификацией, когда некоторые страны постепенно, но прочно войдут в центр мирового развития, в то время как другие страны безнадежно маргинализируются. Суверенные государства сохранят власть над собственной территорией, но параллельно национальному суверенитету будет расширяться зона влияния международных организаций.
Эволюционисты считают, что традиционные концепции государственности изменяются медленно, но постоянно. Суверенность сегодня есть нечто меньшее, чем территориально обозначенный барьер, это скорее источник и ресурс отстаивания прав и привилегий в пределах общей политической системы.
К эволюционным глобалистам относят У. Бека, Дж. Стиглица, среди отечественных авторов – Н. М. Мамедова, В. Толстых, X. А. Барлыбаева, М. Г. Делягина, М. С. Горбачева , В. Л. Иноземцева и др.
Одним из ведущих слагаемых общей теории глобализации является определение ее как социального явления современности.
В современном смысле термин "глобализация" возник в середине 80-х годов XX столетия и оказал сильное воздействие на интеллектуальную элиту. Появление этого термина связывают с именем Т. Левита, который в статье, опубликованной в "Гарвард бизнес ревю" в 1983 году, обозначил им факт слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями (МНК). А распространение он получил благодаря американскому социологу Р. Роберсону, который в 1985 году дал толкование понятия "глобализация", и японцу К. Омае, опубликовавшему в 1990 году книгу "Мир без границ".
Вот несколько
высказываний авторов о глобализации:
М.Г. Делягин считает, что глобализация
- это "процесс формирования единого
общемирового финансово-информационного
пространства на базе новых, преимущественно
компьютерных технологий".
А.П. Федотов считает, что "термин глобализация
в самом общем смысле означает происходящий
в настоящее время процесс планетарного
объединения всех сфер человеческой деятельности,
охватывающий производство, технологию,
торговлю, культуру, политические и государственные
институты".
По мнению А.П. Бутенко, это - "такая ступень
интернационализации общественного производства,
когда главным источником общественного
богатства становится уже не труд в своей
непосредственной форме, а наука как непосредственная
производительная сила".
Необходимо отметить, что несмотря на различие формулировок, ученые едины в том, что процесс глобализации является событием мирового значения, затрагивающий интересы человека, общества, человечества. Весьма плодотворным представляется стремление авторов определить глобализацию в связи с современными достижениями научно-технического прогресса, новейшими технологиями.
Вместе с тем, дискуссионными являются суждения, в которых глобализация сводится к общественному производству, к формированию единого мирового финансово-информационного пространства, к исчезновению территориальности как принципа общественной жизни. Столь же необоснованным является определение глобализации как состояния общества только через политику, через субъективную деятельность. Это важная сторона глобализации, но она не охватывает глобализации как процесса в целом, к тому же она подвержена изменениям.
Нельзя
не видеть, что процесс глобализации
затрагивает не отдельные, а все
стороны бытия человека и общества.
Стало быть, и понятие ее должно
отражать более или менее адекватно
это многоплановое явление
Практически
все пишущие и говорящие по
этой теме под глобализацией
В целом в литературе еще не сложилось общепринятое понятие, отражающее общие вопросы глобализации. Но попытки определить науку о глобализации, назвать общую теорию глобализма имеют место. Так, утверждают, что наукой, изучающей глобальные процессы, является глобалистика. "Глобалистика охватывает единый мир единым взглядом и охватывает этот мир, его динамику развития, его внутренние взаимосвязи единой системой обобщенных параметров". И далее: "Глобалистика в отличие от философии, изучает наиболее общие закономерности развития человечества в количественном виде (чем вообще не занимается философия). Она конструирует количественную модель управления миром. Глобалистика связана с методологией. Родившаяся в результате синтеза и обобщения ряда наук - экологии, социологии, экономики, демографии, философии, описывая предельные возможности Земли и ее биосферы, приобретает также методологические функции".
Настаивая на приоритете единства, нельзя забывать о многообразии мира, которое представляет не меньшую ценность. Единство и целостность человеческого бытия вне и без его многообразия – это мир-казарма, состоящая из «метрополии» и «резервации».
Созданный по образу и подобию некоего эталона, якобы единственного и наиболее прогрессивного, принципы и нормы жизнеустройства которого механически усваиваются другими, такой мир, конечно, не нуждается в плюрализме культур и образов жизни. Многообразие выступает и выглядит тогда, как преграда на пути универсализации мира. Глобалисты-гегемонисты как раз и рассчитывают на эрозию, стирание культурной самобытности и особенностей образов жизни, ментальностей народов и этносов, на подчинение их некоему единому образцу цивилизованного бытия.
Выходит,
все дело в том, как понимать, толковать
единство и универсальность мира.
Если речь идет о создании «единого общества
с единой культурой», то сразу возникают
возражения. Аргументы в пользу этого
тезиса – когда-то тысячи языческих богов
были заменены несколькими богами мировых
религий, а огромное количество этноплеменных
языков были заменены едиными национальными
языками великих литератур, и мир от этого
только выиграл – не представляются убедительными.
В прошлом интегративные процессы, с упором
на количественные характеристики, все-таки
не ставили под сомнение сам принцип многообразия
мира. А нынешняя претензия на создание
так называемой «пан-культуры» фактически
дезавуирует и снимает, делает этот принцип
беспредметным и бессодержательным.
Заключение
Таким
образом, теоретико-методологическое
рассмотрение существующих точек зрения
на феномен глобализации подводит к мысли,
что возникла определенная познавательная
ситуация, когда неясность, расплывчатость
самого понятия глобализации становится
серьезным препятствием на пути осмысления
и практического разрешения фундаментальных
вопросов современного человеческого
бытия. Это проблема не терминологии и
дефиниций, а самоопределения человечеством
своего местоположения и состояния в историческом
пространстве и времени. Поэтому суть
процесса глобализации нельзя сводить
к устранению традиционных перегородок
и водоразделов между государствами, народами,
культурами и цивилизациями, как часто
это делается, равно как и к появлению
наднациональных институтов, организаций
и органов управления. Видимо, точнее и
содержательнее представление о глобализации
как начале и одновременно предвестнике
гигантского сдвига и разлома, предполагающих
изменение русла развития самой человеческой
истории. Этот, на первый взгляд, слишком
абстрактный ответ на вопрос, на самом
деле вполне конкретен и историчен. Он
позволяет обозначить общий принцип, закон
формирования такого сложного, противоречивого
и многоуровневого процесса, каким является
глобализация – процесса, имеющего свою
долгую предысторию и приобретающего
наглядно-зримые реальные очертания в
наши дни. Нельзя не видеть, что феномен
глобализации затрагивает не отдельные,
а все стороны бытия человека и общества.
Литература
Оленьев В.В., Федотов А.П. Глобалистика на пороге XXI века. /Вопросы философии
Тураев В.А Глобальные вызовы человечеству. - М., 2002.
Allbest.ru