Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 22:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение возникновения и развития феномена нетрадиционной религиозности в современном обществе.
Реализация этой цели в работе требует решения следующих задач:
- рассмотреть причины и механизм возникновения феномена нетрадиционной религиозности, а также социальные, экономические, психологические предпосылки возникновения;
- рассмотреть вероучение, культ, организацию нетрадиционных религий;
- попытаться дать классификацию нетрадиционных религий.
-изучить разнообразные факторы развития нетрадиционной религиозности;
-определить специфику нетрадиционных религий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ И ДУХОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XX – XXI вв.………………………………………………….....….6
1.1 Возникновение и развитие новых религиозно-философских учений и духовных движений XX-XXI вв…………………………..………………………6
1.2 Классификация новых религиозно-философских учений и духовных движений XX-XXI вв………………………………………………………..………9
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ, ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И СПЕЦИФИКА НЕТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ…………….......................................14
2.1 Факторы и причины распространения нетрадиционной религиозности в современных условиях…………………………………………………………….14
2.2 Идентификационные признаки новых религиозных движений ……..……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………26
В данной работе приведены лишь некоторые из наиболее известных классификаций новых религий.
На сегодняшний
день новые религиозные
Он перечисляет 12 достаточно широких по составу новых религиозных групп:
1. «Иудаистско-христианские пробуждения» («Иисус-революция», «Церковь Христа» и др.).
2. Восточные религии (Дзен, йога, «Сознание Кришны», «Трансцендентальная медитация» и т. п.).
3. Эзотерические исследования (теософия, антропософия, группы Гуджиева, каббализм, астрология, таро, магия и проч.).
4. Эупсихические терапии (психосинтез, гуманистическая психология, гештальтпсихотерапия и др.).
5. «Неземное исцеление» (гомеопатия, йога, чтение ауры и т. п.).
6. Телесные терапии (биоэнергетика, восточные единоборства).
7. Неопримитивизм и язычество (философия и современная мифология – К. Юнг, М. Элиаде, Дж. Кемпбел, колдовство и шаманизм, К. Кастанеда).
8. Органицизм (культ природной пищи, биоритмика).
9. «Сумасбродная наука» (парапсихология, изменения сознания).
10. Спиритуальные и оккультные группы.
11. Психотроника (мистицизм средств массовой информации, манипуляции мозгом с помощью наркотиков).
12. Поп-культура (псевдонаучная фантастика, уфология и т. п.).
Также Т. Роззак выделяет три направления нетрадиционной религиозности:
а) собственно религиозное направление (неохристианство, неоориентализм);
б) оккультно-мистическое направление (группы этого направления не имеют, как правило, институционализированных форм);
в) квазирелигиозное направление (мистифицированные психотерапевтические группы) [16, c. 157].
Согласно мнению Е. С. Прокошиной, новые религиозные движения следует разделить на 4 большие группы. К первой группе, именуемой «псевдохристианством», необходимо отнести «Ассоциацию святого духа за объединение мирового христианства» Сан Мен Муна, «Детей Бога» («Семью Любви») Дэвида Берга, «Богородичный центр», «Церковь последнего завета» Виссариона. Ко второй группе – «неориентализму» - относятся «Международное общество сознания Кришны», «Лига духовного возрождения Санатана Дхарма», «Единственная религия» Бхагван Шри Раджниша, «Всемирный духовный университет Брахма Кумарис» и др. Третья группа объединяет «оккультно-мистические» учения – «Живую Этику», «Агни-Йогу», «Великое Белое братство ЮСМАЛОС», «Аум Синрикё», «Церковь сайентологии» Рона Хаббарда и другие. В четвёртую группу под названием «сатанизм» включены такие религиозные организации как «Церковь Сатаны», культ дьявола и другие разновидности.
Согласно точке зрения И. Ф. Рекуця, неокульты подразделяются на 3 группы: «нетрадиционные религии восточного происхождения» («Международное общество сознания Кришны», дзен-буддзизм, даосизм, Оомото, трансцендентная медитация Махариши Мехеш Йоги, учение Порфирия Иванова и др.); «псевдотрадиционные религиозные культы» (прогрессивный иудаизм, бахаизм, мормонизм, мунизм, «Богородичный центр», «Церковь Христова» и другие) и «оккультно-мистические течения и секты» («Санатана Дхарма», Всемирный духовный университет Праджапита Брахма Кумарис, центр духовной культуры «Единство», рерихианство, йога и другие).
Белорусский психолог и исследователь Е. К. Агеенкова свела всё многообразие новых религий к двум группам культов: модернизированным и синтетическим. В первую группу включены «Аум Синрикё», «Международное общество сознания Кришны», «Ассоциацию святого духа за объединение мирового христианства» Сан Мен Муна, «Детей Бога» («Семью Любви») Дэвида Берга, «Богородичный центр», «Церковь последнего завета» Виссариона, миссии Шри Чинмоя и Шри Рам Чандры. Во вторую – учение «Живой Этики», «Агни-Йоги», «Великое белое братство ЮСМАЛОС», сатанисты, группы приверженцев Порфирия Иванова и мистическая уфология [13, c. 126].
Представляет интерес классификация неокультов Л. А. Карпушевской. Она разделила неокульты по происхождению на две группы. К первой группе относятся зарубежные неокульты, распространяемые активными миссионерами: Международное общество сознания Кришны («ISKON», «Гуаранга», «Партия арийского единства»); Церковь Сайентологии («Дианетика», «Нарконон», «Криминон», «Хаббард-колледж», «Ассоциация озабоченных бизнесменов», «Морская организация», «Всемирный институт сайентологических предприятий»); Церковь объединения, Церковь унификации Муна («Федерация женщин за мир во всём мире», «Федерация семей», «Студенческая ассоциация C.A.R.P.», «Международная конференция по единству наук», «Ассамблея религий мира», «Религиозная молодёжная служба», «Совет на высшем уровне в защиту мира во всём мире», «Международная ассоциация деятелей искусств», «Международный фонд образования», «Академия профессоров за мир во всём мире», «Белорусская республиканская федерация Таэквандо», клубы восточных единоборств «Вонхвадо - UMA»); Семья («Семья любви», «Дети Бога»); «Аум-Синрике» («Учение истины Аум»); Иеговисты («Свидетели Иеговы»); сатанисты и др.
Ко второй группе относятся неокульты, возникшие на постсоветском пространстве: Великое Белое Братство («Юсмалос», «Институт «Атма»); Богородичный центр («Истинно Православная Церковь», «Марианское движение церкви Белой Святой Руси», «Церковь Пресвятой Девы Марии», «Церковь Божьей Матери преображающейся», Православно-кефалическая Церковь», «Орден преображения», и др.); Церковь Виссариона («Церковь Единой Веры», «Церковь Последнего Завета») и др. [8, c. 57].
Из числа заслуживающих внимания классификаций новых религиозных движений, созданных российскими учёными, следует назвать классификации И. Я. Кантерова и В. Б. Яшина.
И. Я. Кантеров классифицировал новые религии по содержанию вероучительных доктрин, он выделяет:
1. Неохристианские течения, лидеры которых заявляют о «новом прочтении» христианства, полученными ими в результате озарения или откровения («Церковь Христа», «Новоапостольская Церковь», многочисленные группы харизматической направленности).
2. Неориенталистские объединения, которые ведут свою родословную с Востока, модернизируя различные варианты индуизма, буддизма («международное общество Сознания Кришны», «Брахма Кумарис», «Миссия Божественного света», «Ананда Марг»).
3. Синкретические и
4. Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж (Нового века), которые представлены внушительным конгломератом самых разнородных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жёстких формулировок и обязательных ритуалов. Последователи движения «Нового века» разделяют представления восточных религий о безличности Бога, божественности человека. Особое место занимает учение о близости рождения «нового века», которое связывается с приходом Спасителя.
5. Неоязычество. Это группы,
выступающие за возрождение
6. Сатанинские группы. В
центре доктрины находится
Российский исследователь В. Б. Яшин полагает, что существует три основных типа новых религиозных движений, в зависимости от характера их отношения к обществу и государству:
1. Реформаторские, ставящие своей задачей радикальное изменение существующего социума путём преобразования базовых социально-политических структур либо путём воспитания «нового человека». В этом случае предполагается открытая конфронтация неокультов с государством.
2. Эскапистские, дающие рецепты бегства от несовершенной действительности посредством мистических экзерсисов или создания замкнутых духовных коммун. При таком варианте неокульты желают от государства одного – чтобы последнее оставило их в покое.
3. Социоинтегративные, обещающие своим адептам содействие более полному их включению в социальные структуры и повышению социального статуса посредством раскрытия сверхспособностей, избавлению от психологических проблем, исцеления и т. д. Такие неокульты демонстрируют свою лояльность к государству или полную аполитичность, хотя любое из них неизбежно представляет асоциальное явление.
Таким образом, приведённые классификации новых религий многообразны и несовершенны. В их основу положены случайные признаки, зачастую приводящие к противоречиям и путанице, затрудняющие понимание феномена «нетрадиционной религиозности». Например, одни исследователи считают организации Сан Мен Муна «псевдохристианскими», другие – «синкретическими и универсальными движениями», третьи – «модернизированными культами», четвёртые – «западными культами», пятые соотносят их с «деструктивными сектами». Число таких примеров можно было бы умножить. Следует признать что, несмотря на значительный прогресс в области изучения новой религиозности, до сих пор не создано ни строгой номенклатуры, ни научной классификации неокультов, а этот вопрос оказался в поле зрения не столько науки, сколько идеологии, политики и философии [14, c. 124].
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ, ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И СПЕЦИФИКА НЕТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ
2.2 Факторы и причины распространения нетрадиционной религиозности в современных условиях
Анализ истории и сущности, специфических примет неокультовых объединений, состояния и форм выражения нетрадиционной религиозности позволяет выявить весьма многообразный спектр условий, факторов, причин возникновения и существования этих организаций в настоящее время.
О причинах религиозного бума в послевоенный период в США много написано специалистами-религиоведами, социологами, историками, психологами, которые высказывали самые различные точки зрения.
Одни, разделяя людей на сильных и слабых, считают, что слабые в новых религиозных сообществах ищут опору для себя или спасение от одиночества. Другие исследователи полагают, что причиной пополнения новых групп являются различные человеческие комплексы как результат морального и духовного падения, от которых люди пытаются спастись. Третьи видят причину в ущербности, которая заставляет искать утешения в нивелировании личности, что имеет место в неокультах. Иными словами, специалисты акцентируют внимание в основном на субъективно-психологических причинах [15, c. 24].
В советской литературе также анализировались причины этого феномена. Так, И. Григулевич в своей книге «Пророки» Новой истины» утверждает, что «ответ кроется в самой действительности капиталистического общества, вселяющей в людей неуверенность в завтрашнем дне, скептическое отношение к шкале духовных ценностей, утверждаемых этим обществом, неудовлетворённость существующим порядком, атмосферой семьи, одиночеством… Духовный кризис в обществе, кризис доверия (обществу, родителям, государству) разъедает внутренний мир молодёжи [6, c. 65]. Мистика, оккультизм, «трансцендентальные культы» продолжают множиться и расти, подтверждая великую истину К. Маркса – религия есть «дух бездушных порядков».
В феномене нетрадиционной религиозности нельзя не видеть и конкретную причину – глубокий кризис мировых религий, серьёзную неудовлетворённость большинства людей предлагаемой ими программой социальной и личной жизни, устоявшейся системой духовно-нравственных ценностей. Образно говоря, неокульты есть осколки мировых религий, которые рушатся в связи со стремительным и непредсказуемым развитием современной цивилизации.
Интересным также представляется мнение председателя республиканского общества «Озон» Г. Г. Рузовой о причинах возникновения неокультов в США. Она утверждает, что появление религиозных объединений нового типа является детищем деятельности спецслужб США, которые использовали систему «промывания мозгов», применяемую в спецтюрьмах и концлагерях гитлеровской Германии и захваченную ими после окончания войны, с тем, чтобы с её помощью установить новый мировой порядок [14, c. 154].
При рассмотрении причин стремительного и значительного роста неокультов следует выделить одну из общих и главных – глобальный кризис, который переживает человечество в XX веке – от угрозы экологической катастрофы до кризиса мировых религий. В конечном счёте возникновение неокультов в США, самой индустриально развитой и социально противоречивой стране, широкое распространение их в странах Западной Европы и на других континентах планеты свидетельствуют о неприятии этой чуждой человеку действительности. Идеология нетрадиционной религиозности отражает в мистифицированной форме альтернативный машинно-технической цивилизации путь развития человеческого общества.
Большую роль в поддержании интереса к «таинственному», «чудесам», «сверхъестественному», космическому началу и веры в реальность неокультов сыграли СМИ, периодическая печать, массовое издание религиозной, теософской, його-ведической, оккультно-мистической, неокультовской и т. п. литературы. Экстрасенсы проводили сеансы исцеления по телевидению и радио, предсказатели и «дипломированные» прорицатели и колдуны делали прогнозы политикам, астрологи советовали простому человеку руководствоваться в житейских делах положением звёзд на небе, возрос авторитет знахарей и разных целителей и т. п. В СМИ велась массированная и односторонняя, без критического анализа и соответствующей научной интерпретации пропаганда религиозных чудес и откровений, иррационализма, мистики, различных уфологических сенсаций и т. п. Под влиянием электронного и печатного слова ослабевал или был утрачен антирелигиозный и антимистический иммунитет, воспитанный в массах в недавнем прошлом. А молодое поколение за перестроечный период было лишено его и оказалось в основном беспомощным перед этой захлестнувшей общество волной суеверий и мистики. «Самый читающий народ» удовлетворял свой интерес и потребности эти духовным суррогатом [10, c. 128].