Феномен нетрадиционной религиозности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение возникновения и развития феномена нетрадиционной религиозности в современном обществе.
Реализация этой цели в работе требует решения следующих задач:
- рассмотреть причины и механизм возникновения феномена нетрадиционной религиозности, а также социальные, экономические, психологические предпосылки возникновения;
- рассмотреть вероучение, культ, организацию нетрадиционных религий;
- попытаться дать классификацию нетрадиционных религий.
-изучить разнообразные факторы развития нетрадиционной религиозности;
-определить специфику нетрадиционных религий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ И ДУХОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XX – XXI вв.………………………………………………….....….6
1.1 Возникновение и развитие новых религиозно-философских учений и духовных движений XX-XXI вв…………………………..………………………6
1.2 Классификация новых религиозно-философских учений и духовных движений XX-XXI вв………………………………………………………..………9
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ, ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И СПЕЦИФИКА НЕТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ…………….......................................14
2.1 Факторы и причины распространения нетрадиционной религиозности в современных условиях…………………………………………………………….14
2.2 Идентификационные признаки новых религиозных движений ……..……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по философии.docx

— 68.18 Кб (Скачать файл)

     Как известно, такая «духовная пища» более всего появляется в переломные этапы развития общества, когда под угрозой оказываются стабильность, привычный образ жизни, будущее, да и сама жизнь. Она, эта духовность, ориентирует людей обращаться не к науке, её выводам и советам, а к псевдонауке и различным вариантам «научного богоискательства». В научной «упаковке» (использовании её терминологии), соответствующей современной эпохе, возрождаются древнейшие идеи бессмертия человека, его души, волновавшие людей во все времена. И кстати сказать, в те же древнейшие времена положительный ответ на них подвергался сомнению. Для примера можно назвать древнеегипетские памятники «песнь арфиста» и «Беседа разочарованного со своим духом», написанные около XXII-XXI вв. до н. э. [10, c. 186].

Эти идеи бессмертия и практическое «осуществление» их остаются главными и в доктринах неокультов, но представлены в разной форме – света, вибраций, универсальной энергии, тонкой материи, перевоплощения душ и т. п. Все неокульты обещают своим сторонникам бессмертие, спасение в приближающемся «конце света» и достижение в этой земной жизни «счастья и блаженства», освобождение от страданий и т. п. Потерянное поколение молодых тянется к «чуду» за помощью и попадает в хорошо организованную «ловушку» неокультов. Но выводы науки в настоящее время пока однозначны – для природы, всего живого, человека нет вечной жизни, нет бессмертия, ибо бессмертие означает остановку в движении, развитии, что противоречит законам природы.

Таким образом, как особое условие, способствующее распространению неокультов, следует считать насыщение духовной атмосферы общества иррационализмом, мистическим настроением, возрождением из глубин веков отживших представлений и заблуждений, что вело к потере здравого смысла, ощущения реальности и разумности.

Одна из главных и общих причин  массового распространения неокультов XX в. в разных регионах мира коренится в самой религии, том глубоком кризисе, который охватил мировые религии и, в частности, христианство. Религия всегда претендовала на монопольное решение проблем бытия, смысла жизни и назначения человека, и хотя в искажённом виде, но в ней отражались чаяния и ожидания людей, надежды на осуществление высоких целей и идеалов. Идеи бессмертия, получения спасения и вечной жизни в загробном райском мире являются основными в вероучениях всех религий.

Но неокульты – это псевдорелигиозные явления, хотя и содержат в себе отдельные элементы, черты религии. В действительности они представляют собой лишь продукты распада, деградации, извращения традиционных религий.

Всеобщий и глубокий общественный кризис создаёт социально-психологическую основу для востребования нового знания, нового подхода к разрешению кризисных общественных и личных ситуаций или приспособления к ним.

Наше смутное и тревожное время оставляет соответствующий след в душе каждого человека, болезненно сказывается на его жизни, его самочувствовании и самореализации. Одни сумели быстро приспособиться, перестроиться и закрепиться в жизни, другие и физически, и психологически не смогли выдержать общественной ломки и её психологических последствий – потерю уверенности в будущем – и оказались на обочине социально реформированного общества, пополнив ряды алкоголиков и наркоманов, нищих и бездомных, безработных. Третьи – имели или обрели успокоение и нравственную опору в иллюзиях нетрадиционной религии [16, c. 169].

Одна из главных психологических предпосылок обращения в новые культовые организации – очевидное разочарование в современном обществе, которое не может обеспечить человеку достойную жизнь. Не решаются многие жизненно важные проблемы, не указываются перспективы развития. В отношениях между людьми утверждаются вражда и зависть, индивидуализм и отчуждённость, разрушаются коллективные формы и начала общежития, общество всё больше отворачивается от человека, его нужд, нет общих целей и общей жизни. У большинства населения теряется былая уверенность в завтрашнем дне, появляется чувство страха за себя и своих детей, непредсказуемости будущего.

Освоение новой социально-экономической реальности, осмысление возникающих проблем и трудностей определяют напряжённо-психологический строй мыслей, чувств и поведения. Кризисная социальная ситуация является основой для постоянных стрессовых состояний, глубоких душевных переживаний и волнений. Чувство страха, нервное напряжение и душевное смятение – это главные составляющие психологической готовности обращения в неокульты.

В поисках решения различных проблем и выбора мировоззренческой позиции, ответов на волнующие вопросы о смысле и цели жизни легко находит дорогу в неокульты молодёжь, не накопившая достаточных знаний и жизненного опыта, лишённая объективной и критической информации в отношении религии и неокультов. Её специфические возрастные психологические черты – категоричность и максимализм, обострённый интерес к чудесам и сказочной таинственности, тяга к новому, но желание узнавать его с минимальными для себя интеллектуальными и моральными затратами – способствует готовности вступать в новые «экзотические» организации, которые, кстати сказать, в основном ориентированы на молодёжь с учётом её запросов и особенностей [8, c. 64].

Неокультовые объединения активно пополняет современная молодёжь, в чём-то неустроенная или увлекающаяся, потерянная или ищущая, интересующаяся или равнодушная ко всему, больная или ещё здоровая, но духовно опустошённая и разочарованная, испуганная и растерянная, неопытная и слабообученная, надеющаяся найти там свой смысл жизни, реальную помощь в жизненных коллизиях, выход из нравственно-психологического тупика. Её путь в неокульты – это поиск самостоятельности и самоутверждения, мировоззренческой модели, соответствующей современности. Такова предполагаемая социально-психологическая мотивация тяги к нетрадиционной религиозности у молодёжи. Эти и другие психологические особенности объясняют первый порыв – необходимость поиска выхода из духовно-нравственного тупика.

Все перечисленные разноплановые причины так или иначе создают в обществе благодатную почву для обращения людей к религии вообще и для вживания «новых религий». Кроме того, как представляется, специфичность неокультов не исключает своих особых причин внедрения, при которых каждый может оказаться в этих новых духовных организациях. Это – агрессивно-тоталитарный характер многих из них, благодаря чему эти неокульты сами по себе без особых на то условий завоёвывают страны, куда проникают.

Анализ практической деятельности неокультов в США и странах Западной Европы, выявление её негативных последствий приводит к безусловному и категорическому выводу - пребывание в этих группах наносит вред здоровью их членов.

Итак, успешное проникновение и внедрение в общество неокультовых организаций имеет в своей основе не новую и абсолютную духовность, что служит лишь внешней рекламой, а выработанный десятилетиями огромный опыт специальной обработки сознания масс, колоссальные финансовые средства, несовершенство законов о нетрадиционных религиозных культах и как результат – бессилие в противодействии их распространению и негативному влиянию.

Налицо большая и актуальная социальная проблема, и она ждёт своевременного разрешения в теоретическом, социально-правовом, практически-организационном плане [16, c. 138].

 

 

 

 

 

 

 

 2.2 Идентификационные признаки новых религиозных движений

 

В настоящее время религиоведами пока не выработано универсальных критериев идентификации новых религий. Как правило, они пользуются критериями, предложенными конфессионально ангажированными специалистами – теологами и «сектоведами». Указанные общие признаки относительны, условны и характерны не  только для новых религиозных движений, то есть для нетрадиционной религиозности, но и для «исторических», «традиционных религий».

Итак, одним из главных идентификационных признаков новых религий в полемической литературе часто указывают наличие религиозного лидера, наделённого абсолютной властью над членами религиозной группы. Иногда его обозначают заимствованным из индуизма понятием гуру (от санскр. Гуру - учитель). В западной социологии религии широко применяется понятие «харизматический лидер», при этом его «харизма» основана на безусловной вере последователей в приписываемые ему особые сверхъестественные качества и признании его власти над собой. «Харизма» выступает как специфическое свойство личности, выделяющее лидера из религиозной группы. Содержание дара «харизмы» заключается в способности влиять на настроение и поведение верующих и от имени потусторонних сил учить их праведной жизни. В конечном итоге это приводит к образованию обособленной от окружающей социальной среды замкнутой религиозной группы («семьи», «коммуны», «общины», «ашрама»), в которой лидера называют «гуру», «отцом», «учителем», «пророком», «богом». В указанной группе устанавливаются обязательные для всех членов правила поведения и образа жизни, которым придаётся сакральный характер. Большинство исследователей полагают, что новые религиозные движения построены по принципу пирамиды со строгой дисциплиной и эксплуатацией верующих. В таких организациях устанавливается иерархия,  происходит обобществление личного имущества, доходов от различных видов деятельности, резко сужается круг общения верующих, наступает разрыв прежних социальных, в том числе, семейных связей. Таким образом, религиозный лидер («гуру, «отец», «учитель», «пророк», «бог») формирует социально-религиозную принадлежность адептов, строго ограничивая её рамками нового вероучения, напрямую влияет на индивидуальную религиозность. Характер харизматической власти со временем претерпевает различные изменения, например, когда меняются лидеры, или когда в движении начинают возобладать интересы определённой группы последователей. Это во многом определяет социально непредсказуемый характер развития любого нового религиозного движения.

Далее, «сектоводы» и теологи обращают внимание на наличие в неокультах тайных ритуальных практик, доступных только посвящённым последователям. Для их обозначения в соответствующей литературе часто используется понятие «эзотеризм» (от греч. - изнутри), и как производное от него, - «эзотерический». Сокрытие от непосвящённых части информации об организации, целях, задачах и методах её деятельности, структуре управления воспринимается отдельными исследователями как безусловный признак новой религиозности, а иногда и «деструктивности» религиозных организаций. Часто эзотерическими признаются религиозные действия (коллективные ритуалы и уровни посвящения, культовые процедуры) и современные формы осуществления внекультовой религиозной деятельности, например, реализация социальных программ, проведение неокультами всевозможных образовательных семинаров и курсов [7, c. 83].

Ещё одним отличительным признаком новых религий называется психотехника. Речь идёт об использовании в религиозных организациях различных систем специальных приёмов психологического воздействия на сознание верующих с целью реформирования мышления и контролирования религиозного поведения. Среди наиболее распространённых приёмов «сектоведы» называют:

- формирование негативных  оценочных суждений относительно  прошлой жизни члена религиозной  группы;

- обрыв информационных  и социально-коммуникативных связей  верующего с внешней социальной  средой вплоть до его изоляции  в особых поселениях;

- интенсивную систематическую  индоктринацию (обязательное изучение литературных источников, просмотр и прослушивание проповедей в записи, музыкальных произведений и т. п.);

- формирование биполярной («свой-чужой») парадигмы религиозного мышления, что при определённых условиях может привести к нетерпимости и экстремизму, часто проявляемому в период личных кризисов, обострения социальных и экономических проблем;

- групповое давление, сопровождаемое  так называемой «бомбардировкой  любовью». Чувство  принадлежности  к «единой семье», сопричастности  к деятельности религиозной группы  искусственно создаётся и поддерживается  специальными психологическими  примами;

- блокирование способности  к автономному рационально-критическому  мышлению, так называемая «остановка  мышления», достигаемая посредством  повторения молитвенных формул  и медитации;

- использование гипноза, самогипноза и психотехник, ведущих  к изменённому состоянию сознания  – к трансу, религиозному экстазу;

- использование специального  искусственного языка в общении;

- введение ограничений  в питании и сне, что способствует  физическому и психическому истощению  организма верующих, усилению их  внушаемости и утрате способности  адекватной ориентации в новой  для себя обстановке;

- регулирование сексуальных  отношений от полного их запрета  или назначения партнёра до  предписания занятия сакральной  проституцией;

- внушение чувства вины  перед организацией и боязни  выхода из неё. Лояльность нетрадиционной  религиозности (группе, движению, течению) и подчинение её правилам и идеологии может достигаться путём формирования фобий, угроз возможного наступления психических, физических и социальных последствий вследствие несоблюдения установленных предписаний. Нетрадиционная религиозность культивирует апокалипсические настроения, ведётся пропаганда катастрофически-апокалипсического взгляда на мир, предопределённости человеческой жизни и покорности судьбе.

По мнению исследователей новой религиозности, результатом систематического и целенаправленного воздействия указанных психологических приёмов на религиозное сознание является деформация личности верующих, так называемая потеря «личностной идентичности».

Среди возможных негативных последствий религиозной перестройки личности указываются также:

- десоциализация верующих, утрата ими социально значимых  ценностей;

- изменение состояния  сознания, деформация, частичное или  полное разрушение сформировавшегося  ранее мировоззрения;

- аффективное поведение, психологическая подавленность, агрессивность  и конфликтность в общении, категоричность  в суждениях, суицидальные наклонности, религиозный радикализм и готовность  к самопожертвованию [7, c, 28].

При всём разнообразии неокульты имеют много сходных черт, что существенно отличает их от традиционных религий:

  1. Если религии сохраняют приверженность своей традиции в догматике и обрядовой  практике, то современные неокульты не имеют такой традиции. Их создатели эксплуатируют идеи, сюжеты, представления разных религий, искусственно и произвольно соединяют их, сплетая экзотическую ткань своих учений. Характер, содержание этих учений зависят от личности создателя нового культа, его фантазии, прагматических установок и уровня образованности.
  2. Для большинства неокультов характерна практика поклонения живому богу, т. е. создателю «новой религии».  Причём типичным является самообожествление, провозглашение себя то Вторым Христом (сан Мьюнг Мун, Сан-солнце), то «царицей небесной» («Щит»), то Матерью Божьей, Марией Дэви (ВББ, М. Цвигун), Иоанном Крестителем (ВББ, Кривоногов Ю.), то посредниками, передающими людям любовь, волю и слово божественной истины и т. п.
  3. Активное миссионерство – главная и типичная черта всей нетрадиционной религиозности. Миссионерством занимается не только руководство неокультов, но оно вменяется в обязанность и своим последователям. В каждом культе разработана и функционирует своя система привлечения, представляющая собой тонкий механизм психологической обработки (внимательность, любезность, услужливость, обещания), красочно оформленную рекламу, бесплатную раздачу специальной литературы и многое другое.
  4. Содержание учений неокультов претендует на обладание абсолютной истиной в познании мира, человека и путей разрешения всех проблем бытия и главной из них – обретения бессмертия. Они предлагают пути самопознания и самосовершенствования, самореализации, самооздоровления души и тела.

Информация о работе Феномен нетрадиционной религиозности