Феномен нетрадиционной религиозности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение возникновения и развития феномена нетрадиционной религиозности в современном обществе.
Реализация этой цели в работе требует решения следующих задач:
- рассмотреть причины и механизм возникновения феномена нетрадиционной религиозности, а также социальные, экономические, психологические предпосылки возникновения;
- рассмотреть вероучение, культ, организацию нетрадиционных религий;
- попытаться дать классификацию нетрадиционных религий.
-изучить разнообразные факторы развития нетрадиционной религиозности;
-определить специфику нетрадиционных религий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ И ДУХОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XX – XXI вв.………………………………………………….....….6
1.1 Возникновение и развитие новых религиозно-философских учений и духовных движений XX-XXI вв…………………………..………………………6
1.2 Классификация новых религиозно-философских учений и духовных движений XX-XXI вв………………………………………………………..………9
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ, ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И СПЕЦИФИКА НЕТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ…………….......................................14
2.1 Факторы и причины распространения нетрадиционной религиозности в современных условиях…………………………………………………………….14
2.2 Идентификационные признаки новых религиозных движений ……..……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по философии.docx

— 68.18 Кб (Скачать файл)

У разных религий своё учение, своё «лицо», своеобразие современных «новых культов» состоит в том, что они не имеют своего «лица», это – псевдорелигиозное творчество, «синкретический суррогат» из разных религий с характерной псевдонаучной терминологией и враждебной направленностью в отношении к знанию и просвещению, науке, прогрессу.

  1. Учения и обрядовую практику неокультов пронизывает мистика; именно мистическое, таинственное, чудесное привлекает к новой религиозности молодёжь в первую очередь. Мистическое единение со сверхъестественными силами, чудесное, без усилий, избавление от страданий, болезней, получение земных благ и успехов, особые методы проникновения в тайны души и мироздания – всё это та привлекательная мистическая оболочка, за которой скрыта духовная пустота.

В современных неокультах тесно соединены бессознательный обман с сознательным шарлатанством ради наживы и удовлетворения тщеславия их лидеров.

  1. Все неокульты роднит продуманная агрессивно-эффективная система воздействия на человека с момента «приглашения», систематической обработки уже приобщённого к новой духовности до окончательного превращения в «просветлённых», «белых братьев», «в единую муновскую семью»и и т. п.

После соответствующей обработки адепты живут в мире иллюзий, мистики, двигаясь к вечности, пытаясь увидеть облик вечности и себя в ней, т. е. живут с деформированным сознанием. Неокультовая система приводит к закрепощению сознания адепта, лишает его критичности мышления, вторгается в область подсознания, погружая в состояние антимира («по ту сторону добра и зла») [10, c. 157].

Многие учёные выделяют также такие специфические черты, присущие неокультам:

    1. Недолгий срок существования.
    2. Высокая степень личной вовлечённости верующих в жизнь новой религиозной группы.
    3. «Текучесть» состава (многие адепты довольно быстро покидают движения, вместо них приходят другие).
    4. Неукоренённость в местной, «родной» религиозной традиции. Этот признак характерен для многих, но не для всех неокультов.
    5. Немногочисленность. Даже самые популярные новые религиозные движения многократно уступают по численности приверженцев традиционным религиям [16, c. 162].

Выделение устойчивого комплекса специфических черт, присущих всем без исключения новым религиозным движениям, в значительной степени условно, поскольку неокульты весьма разнообразны. Нетрадиционная религиозность – это новое духовное, но чужеродное явление для общества и человека, религиозной жизни человека, религиозной жизни народов, так как оно направлено на разрушение духовно-нравственной сферы общества, строя, основ жизни любого народа [10, c. 192].

 

 

 

 

 

   

 

  

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение стоит отметить, что нетрадиционная религиозность представляет собой чрезвычайно сложное явление: выявить сущность и специфику которого можно лишь рассмотрев все его аспекты. Основной причиной возникновения данного феномена видится само изменение ситуации человека в мире, вызванное кризисом традиционных духовных, культурных и религиозных ценностей, который был вызван в свою очередь комплексом социальных, экономических и политических потрясений, охвативших страны Европы, и Северной Америки в середине и конце XX века. Несмотря на некоторую стабилизацию экономики и политического положения, наступившего в 90-х гг. в западном мире, можно с достаточной долей уверенности сказать, что феномен нетрадиционной религиозности не исчезнет с преодолением кризисной полосы в развитии Запада, более того, путём проникновения в Восточную Европу и в страны бывшего СССР нетрадиционная религиозность расширит свой ареал. Конечно, можно отметить, что многие из мелких нетрадиционных сект и культов возникают и исчезают за небольшой промежуток времени, но в целом причины, раз за разом порождающие их, остаются [5, c. 12].

Типологически нетрадиционные секты и культы принадлежат не столько к тем религиозным традициям, связь с которыми они декларируют (индуизм, буддизм, христианство, язычество и др.), сколько к новому типу религий. Если брать за основу принятую в отечественной литературе типологию религий в связи с их соответствием тому или иному этапу развития общества, то можно отметить, что нетрадиционные религии можно выделить в определенный тип религиозности, отдельный от всех предыдущих - племенных, национально-государственных и мировых. Поскольку он следует за мировыми религиями по времени возникновения и в смысловом отношении (тяга к универсализму, сопряженная с дроблением в рамках определенных субкультур), то их можно определить как постмировые религии, так как они выражают собой главную тенденцию современного индустриального общества.

Мы рассмотрели существующие научные подходы к феномену новой религиозности и дали ему своё определение, показали различные способы классификации неокультов, выделили их основные причины распространения и специфические черты.

Можно сделать следующие выводы:

Во-первых, приведённые классификации новых религий многообразны и несовершенны. В их основу положены случайные признаки, зачастую приводящие к противоречиям и путанице, затрудняющие понимание феномена «нетрадиционной религиозности».

Во-вторых, успешное проникновение и внедрение в общество неокультовых организаций имеет в своей основе не новую и абсолютную духовность, что служит лишь внешней рекламой, а выработанный десятилетиями огромный опыт специальной обработки сознания масс, колоссальные финансовые средства, несовершенство законов о нетрадиционных религиозных культах и как результат – бессилие в противодействии их распространению и негативному влиянию.

Налицо большая и актуальная социальная проблема, и она ждёт своевременного разрешения в теоретическом, социально-правовом, практически-организационном плане.

В-третьих, выделение устойчивого комплекса специфических черт, присущих всем без исключения новым религиозным движениям, в значительной степени условно, поскольку неокульты весьма разнообразны.

Итак, задача изучения нетрадиционной религиозности далека от завершения, хотя бы потому, что возникновение новых сект и культов происходит у нас на глазах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Баркер, А. Новые религиозные движения/ А. Баркер. – СПб.: Изд-во Рус. Христиан. Гуманитар. Ин-та, 1997. – 281 с.
  2. Буайе, Ж. Ф. Империя Муна/ Ж. Ф. Буайе. – М.: Эфест, 1990. – 186 с.
  3. Бурова, Л. А. Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного общества/ Л. А. Бурова. – Ростов-на-Дону, 2011. – 28 с.
  4. Глобалистика:  энциклопедия /  гл. ред. и сост. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. -  Москва, 2003. – 665 с.
  5. Гордус, М. М. Новые религиозные движения: стереотипы и реальность/ М. М. Гордус. – Ростов-на-Дону, 2008. – 26 с.
  6. Григулевич, И. Р. Пророки «Новой истины»/ И. Р. Григулевич. – М., 1983. – 195 с.
  7. Дьяченко, О. В. Новые религиозные движения в Беларуси/ О. В. Дьяченко. – Могилёв: МГУ, 2011. – 133 с.
  8. Карпушевская, Л. А. Новые религии XX-XXI веков, или неокульты/ Л. А. Карпушевская. – Минск: МГЭУ, 2006. – 81 с.
  9. Копысов, Д. Ю. Сущность и специфика современных нетрадиционных религий/ Д. Ю. Копысов. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1995. – 20 с.
  10. Короткая, Т. П. Неокульты: «новые религии» века/ Т. П. Короткая, И. Ф. Рекуц, А. А. Титовец и др.. – 4-е изд., стер. – Мн.: Четыре четверти, 2002. – 238 с.
  11. Мартинович, В. А. Нетрадиционная религиозность в Беларуси/ В. А. Мартинович. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010. – 142 с.
  12. Поздняков, А. В. Нетрадиционные религиозные организации/ А. В. Поздняков. – Мн.: БУК, 1998. – 33 с.
  13. Прокошина, Е. С. неокульты: идеология и практика/ Е. С. Прокошина. – Минск: Четыре четверти, 2005. – 195 с.
  14. Рузова, Г. Г. Деструктивные культы и национальная безопасность/ Г. Г. Рузова. – Религиозное сектантство и молодёжь: материалы респ. науч.-практ. конф. – Мн., 1997. – 224 с.
  15. Таркан, И. И. Религиоведение/ И. И. Таркан. – Мн.: Акад. Упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2001. – 44 с.
  16. Эгильский, Е. Э. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения/ Е. Э. Эгильский, А. В. Матецкая, С. И. Самыгин. – Москва: КноРус, 2011. – 224 с.

 


Информация о работе Феномен нетрадиционной религиозности