Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 22:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение возникновения и развития феномена нетрадиционной религиозности в современном обществе.
Реализация этой цели в работе требует решения следующих задач:
- рассмотреть причины и механизм возникновения феномена нетрадиционной религиозности, а также социальные, экономические, психологические предпосылки возникновения;
- рассмотреть вероучение, культ, организацию нетрадиционных религий;
- попытаться дать классификацию нетрадиционных религий.
-изучить разнообразные факторы развития нетрадиционной религиозности;
-определить специфику нетрадиционных религий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ И ДУХОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XX – XXI вв.………………………………………………….....….6
1.1 Возникновение и развитие новых религиозно-философских учений и духовных движений XX-XXI вв…………………………..………………………6
1.2 Классификация новых религиозно-философских учений и духовных движений XX-XXI вв………………………………………………………..………9
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ, ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И СПЕЦИФИКА НЕТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ…………….......................................14
2.1 Факторы и причины распространения нетрадиционной религиозности в современных условиях…………………………………………………………….14
2.2 Идентификационные признаки новых религиозных движений ……..……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………26
У разных религий своё учение, своё «лицо», своеобразие современных «новых культов» состоит в том, что они не имеют своего «лица», это – псевдорелигиозное творчество, «синкретический суррогат» из разных религий с характерной псевдонаучной терминологией и враждебной направленностью в отношении к знанию и просвещению, науке, прогрессу.
В современных неокультах тесно соединены бессознательный обман с сознательным шарлатанством ради наживы и удовлетворения тщеславия их лидеров.
После соответствующей обработки адепты живут в мире иллюзий, мистики, двигаясь к вечности, пытаясь увидеть облик вечности и себя в ней, т. е. живут с деформированным сознанием. Неокультовая система приводит к закрепощению сознания адепта, лишает его критичности мышления, вторгается в область подсознания, погружая в состояние антимира («по ту сторону добра и зла») [10, c. 157].
Многие учёные выделяют также такие специфические черты, присущие неокультам:
Выделение устойчивого комплекса специфических черт, присущих всем без исключения новым религиозным движениям, в значительной степени условно, поскольку неокульты весьма разнообразны. Нетрадиционная религиозность – это новое духовное, но чужеродное явление для общества и человека, религиозной жизни человека, религиозной жизни народов, так как оно направлено на разрушение духовно-нравственной сферы общества, строя, основ жизни любого народа [10, c. 192].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение стоит отметить, что нетрадиционная религиозность представляет собой чрезвычайно сложное явление: выявить сущность и специфику которого можно лишь рассмотрев все его аспекты. Основной причиной возникновения данного феномена видится само изменение ситуации человека в мире, вызванное кризисом традиционных духовных, культурных и религиозных ценностей, который был вызван в свою очередь комплексом социальных, экономических и политических потрясений, охвативших страны Европы, и Северной Америки в середине и конце XX века. Несмотря на некоторую стабилизацию экономики и политического положения, наступившего в 90-х гг. в западном мире, можно с достаточной долей уверенности сказать, что феномен нетрадиционной религиозности не исчезнет с преодолением кризисной полосы в развитии Запада, более того, путём проникновения в Восточную Европу и в страны бывшего СССР нетрадиционная религиозность расширит свой ареал. Конечно, можно отметить, что многие из мелких нетрадиционных сект и культов возникают и исчезают за небольшой промежуток времени, но в целом причины, раз за разом порождающие их, остаются [5, c. 12].
Типологически нетрадиционные секты и культы принадлежат не столько к тем религиозным традициям, связь с которыми они декларируют (индуизм, буддизм, христианство, язычество и др.), сколько к новому типу религий. Если брать за основу принятую в отечественной литературе типологию религий в связи с их соответствием тому или иному этапу развития общества, то можно отметить, что нетрадиционные религии можно выделить в определенный тип религиозности, отдельный от всех предыдущих - племенных, национально-государственных и мировых. Поскольку он следует за мировыми религиями по времени возникновения и в смысловом отношении (тяга к универсализму, сопряженная с дроблением в рамках определенных субкультур), то их можно определить как постмировые религии, так как они выражают собой главную тенденцию современного индустриального общества.
Мы рассмотрели существующие научные подходы к феномену новой религиозности и дали ему своё определение, показали различные способы классификации неокультов, выделили их основные причины распространения и специфические черты.
Можно сделать следующие выводы:
Во-первых, приведённые классификации новых религий многообразны и несовершенны. В их основу положены случайные признаки, зачастую приводящие к противоречиям и путанице, затрудняющие понимание феномена «нетрадиционной религиозности».
Во-вторых, успешное проникновение и внедрение в общество неокультовых организаций имеет в своей основе не новую и абсолютную духовность, что служит лишь внешней рекламой, а выработанный десятилетиями огромный опыт специальной обработки сознания масс, колоссальные финансовые средства, несовершенство законов о нетрадиционных религиозных культах и как результат – бессилие в противодействии их распространению и негативному влиянию.
Налицо большая и актуальная социальная проблема, и она ждёт своевременного разрешения в теоретическом, социально-правовом, практически-организационном плане.
В-третьих, выделение устойчивого комплекса специфических черт, присущих всем без исключения новым религиозным движениям, в значительной степени условно, поскольку неокульты весьма разнообразны.
Итак, задача изучения нетрадиционной религиозности далека от завершения, хотя бы потому, что возникновение новых сект и культов происходит у нас на глазах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: