Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:55, контрольная работа
Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Даже стиль Аристотеля существенно отличался от платоновского. Если Платон создавал свои произведения в форме диалогов, то Аристотель писал философские тракты.
Введение…………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Аристотель………………………………………………..…………..4
1.1. Жизненный путь философа………………………………....………….4-6
1.2. Творчество………………………………………………………………6-9
Глава 2. Философия Аристотеля…………………………………………10-11
2.1. Теория познания и логика……………………………………………12-16
2.2. Аристотель «О душе» ………………………………………….…….16-18
2.3. Этика и политика…………………………………………….……….18-20
2.4. Политика и социология………………………………………………20-24
2.5. Об эстетике…………………………………………..………………..24-26
Заключение……………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………
Однако такой автономный разум присущ, по-видимому, лишь богу. Человеку же доступен не столько этот активный, все производящий, созидающий разум, сколько ум пассивный, воспринимающий. Этот ум преходящ и без активного разума ничего не может мыслить. Он пассивен, потенциален, потому что может, все познавая, становиться всем. Этот ум претерпевает воздействие извне. А становится он всем потому, что в нем потенциально заложены все формы бытия.
Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее состояние и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.
Особо
следует подчеркнуть разработку
Аристотелем проблемы диалога, углубившую
идеи Сократа.
2.2.
Аристотель «О душе»
Определенные коррективы вносит Аристотель в платоновское учение о душе. Считая душу началом жизни, он дает типологию различных «уровней» души, выделяя
Низшая душа – растительная – ведает функциями питания, роста и размножения, общими для всех вообще одушевленных существ. У животной души к этим функциям прибавляется ощущение, а вместе с ним и способность желания, то есть стремление достичь приятного и избежать неприятного. Разумная же душа, которой обладает из всех животных один лишь человек, помимо перечисленных функций, общих у человека с растениями и животными, наделена высшей из способностей – рассуждением и мышлением. У Аристотеля нет характерного для Платона представления о низшем, телесном начале (и соответственно низших, растительной и животной, душах) как источнике зла. Аристотель рассматривает материю, тело как нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Сам разум, однако, согласно Аристотелю, не зависит от тела. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность высшей из аристотелевских форм, совершенно свободной от материи, а именно вечного двигателя, который есть чистое мышление и которым движется и живет все в мире. Этот высший разум Аристотель называет деятельным, созидательным и отличает его от пассивного разума, только воспринимающего. Последний главным образом и присущ человеку, тогда как деятельный разум – лишь в очень малой степени. Пытаясь разрешить трудность, возникшую у Платона в связи с учением о «трех душах» и вызванную стремлением объяснить возможность бессмертия индивидуальной души, Аристотель приходит к выводу, что в человеке бессмертен только его разум: после смерти тела он сливается с вселенским разумом.
Душа и тело. «Будучи формой, сутью бытия, энтелехией живого тела, душа есть «составная сущность». Такая душа от тела неотделима. Хотя она сама не тело, но она принадлежит телу, которое не безразлично душе. Душе отнюдь не безразлично, в каком теле она пребывает. Поэтому Аристотель отвергает орфико -пифагорейско- платоновское учение о переселениях душ. Со своей стороны, все живые естественные тела - орудия души и существуют ради души как «причины и начало живого тела» в трех смыслах: «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел». Но все это относится лишь к растительной и животной душам.
Человеческая, разумная душа. Растительная и животная компоненты человеческой души неотделимы от тела так же, как души растений и животных. Ведь «в большинстве случаев, очевидно, душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях. По-видимому, все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело».
Аристотель приводит примеры, доказывающие, что эмоции - функции не только души, но и тела. Если тело не придет в возбуждение, то большое несчастье не вызовет должной эмоции, поэтому люди часто «каменеют», дабы защититься от страдания. Итак, «состояния души имеют свою основу в материи». Так же и вообще «способность ощущения невозможна без тела», без которого совершенно невозможна деятельность и растительной души.
Однако
разумная душа - не энтелехия тела. Ведь
«ничто не мешает, чтобы некоторые части
души были отделимы от тела, так как они
не энтелехия какого-либо тела». Таков
ум: если способность ощущения невозможна
без тела, то «ум ... существует отдельно
от него». Хотя Аристотель и замечает,
что относительно ума и способности к
умозрению еще не очевидно, существуют
ли они отдельно и независимо от тела или
же нет, но ему все же «кажется, что они
- иной род души и что только эти способности
могут существовать отдельно, как вечное
- отдельно от преходящего» Аристотель
не находит убедительного основания для
утверждения того, что ум соединен с телом.
Он утверждает, что ум не имеет своего
органа. Здесь он не на высоте для своего
времени: ведь пифагореец Алкмеон задолго
до Аристотеля нашел орган мышления в
мозге.
2.3.
Этика и политика
В древности «этика» (учение о нравственности) означала жизненную мудрость, «практические» знания относительно того, что такое счастье и каковы средства для его достижения. Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека. Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества. Для него человек - существо общественно- политическое. Этика Аристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачах государства.
Согласно Аристотелю, государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу: добродетельно то, что служит интересам общества, что укрепляет социальный порядок. Он разделял добродетели на интеллектуальные и волевые – добродетели характера. Говоря о характере, мы не назовем кого-либо мудрым или разумным, а кротким или умеренным. Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие, в них человек проявляет себя как одаренное разумом существо. Такие добродетели приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной деятельности. Счастье человека, по Аристотелю, - это энергия завершенной жизни сообразно завершенной доблести. Нельзя считать счастливым человека с «рабским образом мышления». Этические свойства не даются людям от природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее. Природа дает возможность стать добродетельным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в деятельности: творя справедливое, человек становится справедливым; действуя умеренно – он становится умеренным; поступая мужественно – мужественным. Сущность добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности. Общим принципом этического учения мыслителя является стремление найти среднюю линию поведения. Исключительное место в этом учении занимает идея справедливости: справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об обществе.
Свою этику Аристотель основывает на психологии, на делении человеческой души. Это деление философ повторяет и развивает и в своей работе «Этика». Человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Последняя часть души, в свою очередь, распадается на рассудок и собственно разум, иначе говоря, на разум практический и теоретический. Неразумная часть души разделена в «Этике» на растительную (питательную) и страстную, стремящуюся, аффективную. Что касается растительной души, то там нет ни добродетелей, ни пороков. Страстная и разумная части имеют как свои добродетели, так и свои пороки. У разумной души имеются свои дианоэтические, или интеллектуальные, добродетели и свои дианоэтические пороки. Дианоэтические добродетели - это мудрость, разумность, благоразумие, а пороки - противоположные им состояния духа.
Страстная часть души, и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели - добродетели поведения, нрава, этические добродетели. Душа этически добродетельна в той мере, в какой практический разум овладевает аффектами. Как дианоэтические, так и этические добродетели даны человеку не от природы, от природы дана лишь их возможность. Дианоэтические добродетели приобретаются путем обучения, а этические - путем. воспитания. Поэтому «всякий,- сказано у Аристотеля,- в известном отношении виновник собственного характера». Интересно, что философ рассматривает в этическом разрезе не только поведение человека, но и его интересы. Лишь тот человек полностью добродетелен, кто стремится к мудрости, т. е. философ. Стремление к высшим ценностям, надо полагать, считал Аристотель, возвышает душу и отвлекает ее от пороков, заставляя быть и этически добродетельной.
Разумная часть разумной души и высшее блаженство. Эта часть души направлена на созерцание неизменных принципов бытия, т. е. метафизических сущностей. Добродетель разумной, теоретической части разумной души состоит в мудрости. Мудрость выше практичности. Предмет мудрости - необходимое и вечное. Мудрость, наука, высшая дианоэтическая добродетель так же приобретаема, как и все другое. Только мудрость и наука способны принести высшее блаженство.
При
этом Аристотель понимает мудрость и
науку как чисто созерцательную
деятельность, это апофеоз отрыва
теории от практики, что характерно
для развитых античных учений. «Этика»
Аристотеля заканчивается восхвалением
истинного блаженства чисто созерцательной,
антипрактической жизни философа-мудреца.
Он подобен в этом отношении богу, которого
Аристотель превращает теперь в созерцающего
философа, ведь «деятельность божества,
будучи самою блаженною,- говорит Аристотель,-
есть созерцательная деятельность».
2.4.
Политика и социология
Политическое учение Аристотеля изложено им главным образом в его работе "Политика", примыкающей к "Этике". Но в известием смысле "Политика" уже по своему предмету, чем "Этика". "Политика" развивает лишь одну тему "Этики" - тему практического разума, политической практичности и рассудительности. Аристотель чувствует, что государство все же ограничено в своих воспитательных возможностях, в его ведении находятся скорее этические, чем диаиоэтические добродетели. Поэтому в "Политике" Аристотель говорит лишь об этических добродетелях и о таких дианоэтических, которые связаны лишь с практическим разумом. В качестве таковых Аристотель выделяет мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность.
Такова
программа-минимум "Политики" Аристотеля,
которая сильно отличается от той
заявки, которую мы находим в "Этике".
Программа-максимум распространяется
Аристотелем лишь на правителей: для
умения властвовать необходима не только
добродетель гражданина, но и добродетель
человека, ибо власть имущий должен быть
нравственно совершенным.
Метод политики
как науки. Метод политики как науки у
Аристотеля - метод анализа, ведь "каждое
дело должно исследовать в его основных
самомалейших частях" (1, 2, с. 8), что применительно
к политике означает анализ государства,
выяснение, из каких элементов оно состоит.
Необходимо также исследовать реально
существующие формы политического устройства
и созданные философами социальные проекты,
интересуясь при этом не только абсолютно
наилучшими формами государственного
устройства, но и лучшими из возможных.
Оправданием такого исследования является,
как подчеркивает Аристотель, несовершенство
существующих форм политического быта.
Государство и
его состав. Аристотель определяет государство
как "форму общежития граждан, пользующихся
известным политическим устройством",
политическое же устройство - как "порядок,
который лежит в основании распределения
государственных властей". Аристотель
различает в политическом устройстве
три части: законодательную, административную
и судебную. Говоря о составе государства,
Аристотель подчеркивает его многочастность
и наподобие частей друг другу, различие
составляющих его людей - "из людей одинаковых
государство образоваться не может",
а также различие семей в государстве.
Но главное в государстве - это гражданин. Государство состоит именно из граждан. Отмечая, что каждое политическое устройство имеет свое понятие о гражданине, сам Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении, называя это "абсолютным понятием гражданина". Аристотель этим, по-видимому, желает сказать, что оно истинно для всех политических устройств, разница между ними не столько в понятии гражданина, сколько в том, какие слои населения допускаются там до суда и управления. Кроме того, граждане несут военную службу и служат богам. Итак, граждане - это те, кто исполняет воинскую, административную, судейскую и жреческую функции.
Социально-политический идеал Аристотеля.
Назначение государства. Политическое
учение философа - не только описание того,
что есть, как он это понимал, но и набросок
должного. Это сказывалось уже в делении
Аристотелем форм политического устройства
по качеству, а также в том, как философ
определял назначение государства. Цель
государства не только в том, чтобы выполнять
экономические и юридические функции,
не позволяя людям учинять друг другу
несправедливость и помогая им удовлетворять
свои материальные потребности, а в том,
чтобы жить участливо: "Цель человеческого
общежития состоит не просто в том, чтобы
жить, а гораздо более в том, чтобы жить
счастливо". По Аристотелю, это возможно
лишь в государстве. Аристотель - последовательный
сторонник государства. Оно для него -
"совершеннейшая форма жизни", "среда
счастливой жизни". Государство, далее,
якобы служит "общему благу".
Говоря о наилучшем
политическом устройстве, Аристотель
различает абсолютно наилучшую и реально
возможную формы. Но идеальное государство
Платона Аристотель не относит к этим
формам. Против этой доктрины Платона
Аристотель выдвинул три главных соображения:
1)
Платон переступил пределы