Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:55, контрольная работа
Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Даже стиль Аристотеля существенно отличался от платоновского. Если Платон создавал свои произведения в форме диалогов, то Аристотель писал философские тракты.
Введение…………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Аристотель………………………………………………..…………..4
1.1. Жизненный путь философа………………………………....………….4-6
1.2. Творчество………………………………………………………………6-9
Глава 2. Философия Аристотеля…………………………………………10-11
2.1. Теория познания и логика……………………………………………12-16
2.2. Аристотель «О душе» ………………………………………….…….16-18
2.3. Этика и политика…………………………………………….……….18-20
2.4. Политика и социология………………………………………………20-24
2.5. Об эстетике…………………………………………..………………..24-26
Заключение……………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………
Экономические взгляды. У Аристотеля были
глубокие экономические догадки. К. Маркс
называл Аристотеля великим исследователем,
впервые анализировавшим форму стоимости
наряду со многими формами мышления, общественными
и естественными формами. Аристотель впервые
исследовал в совокупности такие явления
общественной жизни, как разделение труда,
товарное хозяйство, обмен, деньги, два
вида стоимости, распределение и т. д. Аристотель
связывает обмен с разделением труда,
распадением первоначальной семьи на
малые семьи (здесь философ более прав,
чем в учении о семье). В связи с размышлениями
об обмене Аристотель подходит вплотную
к двум формам собственности, правда, одну
из них он называет естественной а другую
- неестественной. Например, использование
продукта труда для обмена, по убеждению
философа, "неестественно", Он смотрит
на товарно-денежное хозяйство с позиций
натурального хозяйства. Тем более удивительны
его прозрения.
Говоря об обмене и угадывая двоякость
стоимости, Аристотель также смутно догадывался,
что денежная форма товара есть дальнейшее
развитие простой формы стоимости, что
деньги функционируют и как мера стоимости,
и как средство обращения. Он различает
слитковую форму денег и монетную форму.
Спорен вопрос, в какой мере Аристотель
подходит к понятию стоимости вообще и
к трудовой теории стоимости в частности.
Он учил об
уравнивающей и распределяющей справедливости.
Уравнивающую справедливость он определял
как "воздаяние другому равным". Аристотель
поясняет: "Воздаяние равным имеет место,
когда найдено уравнение, когда, например,
земледелец относится к сапожнику так
же, как работа сапожника к работе земледельца".
Здесь философ подходит к трудовой теории
стоимости, хотя это - лишь случайная догадка.
Иначе он не скатился, бы к мысли, что мера
стоимости - деньги. Выступал он и против
ростовщичества.
Из многочисленных работ Аристотеля по эстетике сохранился лишь отрывок «Поэтики». Как уже отмечалось, под искусством Аристотель понимает всю предметную человеческую деятельность и ее продукт. Он тренирует производственную деятельность, а под практикой понимает лишь нравственно-политическую сторону общественной жизни. Производственная деятельность - это презренное делание. Близко к этому и искусство в нашем понимании слова. Различие искусства как производственной деятельности и искусства в нашем смысле слова надо искать в тех словах «Физики» Аристотеля, где сказало, что «искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать, частью подражает ей».
Производственная деятельность творит новые вещи, не существующие в природе. Искусство в нашем смысле слова подражает природе. Когда Аристотель говорит в «Метафизике», что «через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе», то он имеет в виду производственную деятельность. Правда, так и остается неясным происхождение форм искусственных вещей. Заложены ли они в пассивном интеллекте наряду с формами природы, реализуемыми благодаря воздействию на пассивный интеллект с двух сторон (со стороны представлений и со стороны активного разума) или они творения души - этого мы так и не узнаем. Но общий ответ все же можно предположить: формы искусственных вещей - это средства осуществления целей и удовлетворения потребностей, которые возникают в реальной практической жизни людей. Что же до искусства в нашем смысле слова, то здесь все проще. Формы искусства, произведения искусства - не какие-то совершенно новые и невиданные в природе формы. Это подражание формам бытия, как естественным, так и искусственным. Поэтому для Аристотеля, отказавшего искусству в абсолютном творчестве, в творении новых форм, искусство есть подражание, мимесис.
Мимесис. О мимесисе написано много интересного. Но обычно не учитывается, что мимесис, по Аристотелю, надо понимать в контексте его учения о форме и материи, актуальном и потенциальном, об энтелехии. Будучи в силу непонимания решающего значения производственной практики людей неспособным понять происхождение форм искусственных вещей, Аристотель истолковал «изящные искусства» не как творчество, а как подражание. Правда, мимесис - не копирование. Художник волен выбирать предметы, средства и способы подражания.
Поэзия. Поэзия понимается широко - это искусство слова вообще. Эпос, трагедия, комедия, дифирамб, атлетика (игра на флейте), кифаристика пользуются такими средствами подражания, как ритм, слово, гармония, либо всеми вместе или одним из них. Проза пользуется только словами без ритма и гармонии. В сохранившейся части "Поэтики" рассматривается в основном трагедия.
Искусство может изображать людей, улучшая их, ухудшая или сохраняя такими, как они есть. Это трагедия, комедия и драма. Возможны и различные способы подражания. Вообще же задача поэта - говорить не о том, что было, а о том, что могло бы быть, будучи возможным, в силу вероятности или необходимости.
Итак,
мимесис - это подражание, но подражание
относительно свободное в силу многообразия
средств, предметов и способов подражания,
а также в силу обобщающего характера
искусства, изображающего не единичное,
а общее, не то, что было, а то, что могло
бы быть. Возможное и существенное бытие
изображается в единичном, в конкретных
действиях и характерах, однако в единичном
оставляется только то, что служит существенному.
Здесь проявляется свобода подражания,
его активность.
Аристотель оставил после себя огромное количество сочинений по самым разнообразным вопросам знания. По неполным спискам Гермиппа (200 г. до н.э.) и анонима Менагия, им написано 400, а по списку Птолемея (1 в. н.э.) - до 1000 книг. Все сочинения Аристотеля делятся по их назначению на две группы: 1) изданные для широкого круга читателей, или экзотерические сочинения, и 2) учебные, или акроаматические, сочинения, предназначенные для целей преподавания. “Изданные” сочинения были написаны прекрасным литературным языком и представляли собою, по выражению Цицерона, “золотой век красноречия”. Таковы были диалоги: “О философии”, “Ведем”, “О справедливости”, “О поэтах” и другие. От них сохранились лишь фрагменты. Иной характер носят акроаматические сочинения, написанные сухим, мылообразным языком, без стилистической обработки. Эти сочинения сохранились до нашего времени в большом числе и представляют собою основной источник для изучения Аристотеля. В дошедших до нас трудах поражает охват проблематики. Аристотель явился подлинным энциклопедистом - человеком, чьи познания были поразительно разносторонни и поистине универсальны. Наиболее известные труды, из дошедших до наших дней, входящих в «корпус Аристотеликум» - свод сочинений, считающийся каноническим. Он открывается «Органоном», в котором собраны трактаты по логике: «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «О софических опровержениях». Далее идут «Физика», «О небе», «О душе». Наиболее знаменитое сочинение «Метафизика», насчитывающая 14 книг. Сочинения по этике (моральному учению): «Никомахова этика», «Большая этика», «Политика». К ним примыкают «Риторика» и «Поэтика». Наконец, биологические труды: «История животных», «О происхождении животных», «О частях животных» и др.
Образованное человечество училось, учиться и в веках будет учиться у него философской культуре.
Список используемой
литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М.6 "Проспект", 2006.
2. Аристотель. Аналитики. – М.: Государственное издательство политической литературы, 2005.
3. История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. - СПБ.: Питер, 2006г.
4. Ильин В.В. История философии. - СПб.: "Питер", 2005.
5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2007.
6.
Философия: Учебное пособие
7.
Чанышев А.Н. История философии Древнего
мира: Учебник для вузов. - М.: Академический
Проект: 2005г.