Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 22:53, реферат

Краткое описание

Чтобы понять Платона, а также многих более поздних философов, необходимо обладать некоторыми знаниями о Спарте. Спарта оказала на греческую философию двойное влияние: через свою действительность и через миф. И то и другое имеет важное значение. Действительность позволила спартанцам нанести военное поражение Афинам; миф оказал влияние на политическую теорию Платона и на теории бесчисленных последующих писателей. Этот миф, в своем развитом виде, содержится в "Жизнеописании Ликурга", принадлежащем Плутарху.

Вложенные файлы: 1 файл

философи Платона тема №12.docx

— 123.77 Кб (Скачать файл)

Это очень трудный отрывок, и я не претендую на то, что  вполне понял его. Я думаю, что  выраженная здесь теория должна была возникнуть из размышления о геометрии  и, по-видимому, представляет собой  предмет чистого разума, подобно  арифметике, и все-таки она должна была относиться к пространству, которое является аспектом чувственного мира. Вообще нереально искать аналогии с более поздними философами, но я не могу не думать, что Канту должен был бы понравиться этот взгляд на пространство, как родственный его собственному.

Тимей говорит, что истинными элементами материального мира являются не земля, воздух, огонь и вода, но два вида прямоугольных треугольников: один, составляющий половину квадрата, и другой, составляющий половину равностороннего треугольника. Первоначально все было смешано и "четыре рода обособились в пространстве еще до того, как пришло время рождаться устрояемой из них Вселенной". Но затем Бог впервые придал им вид через форму и число "...они были приведены Богом к наивысшей возможной для них красоте и к наивысшему совершенству из совсем иного состояния". Нам говорят, что упомянутые выше два вида треугольников являются прекраснейшими формами и поэтому Бог использовал их при создании материи. Посредством этих двух треугольников можно построить четыре или пять правильных геометрических тел, и каждый атом одного из этих четырех элементов является правильным геометрическим телом. Атомы земли - кубы, огня - тетраэдры, воздуха - октаэдры и воды - икосаэдры. (Я дойду вскоре и до додекаэдра.)

Теория правильных геометрических тел, которая выдвинута в книге  тринадцатой Евклида, была в эпоху  Платона новым открытием; она  была завершена Теэтетом, который появляется как очень молодой человек в диалоге, носящем его имя. Согласно традиции, он первый доказал, что имеется лишь пять родов правильных геометрических тел, и открыл октаэдр и икосаэдр (79). Правильные тетраэдр, октаэдр и икосаэдр имеют в качестве своих граней равносторонние треугольники, додекаэдр - правильные пятиугольники и не может быть поэтому составлен из платоновских двух треугольников. По этой причине Платон и не прибегает к додекаэдру в связи с указанными ранее четырьмя элементами.

Что касается додекаэдра, Платон говорит лишь: "В запасе оставалось еще пятое многогранное построение: Бог определил для Вселенной  и прибегнул .к нему, когда разрисовывал ее и украшал". Это место неясное, но содержит "в себе намек, что Вселенная является додекаэдром; но в других местах говорится, что она представляет собой шар (80). Пентаграмме всегда принадлежало видное место в магии и, по-видимому, этим положением она обязана пифагорейцам, которые назвали ее "здоровьем" и употребляли в качестве символа для опознания членов братства (81). Вероятно, она обязана своими свойствами тому обстоятельству, что додекаэдр имеет пятиугольники в качестве своих граней и в некотором смысле представляет собой символ Вселенной. Эта тема привлекательна, но здесь трудно установить что-либо определенное.

После обсуждения ощущения Тимей переходит к объяснению того, что человек имеет две души: одну бессмертную и другую - смертную; одну - созданную Богом и другую - созданную другими [младшими. - Перев.]  богами. Смертная душа, вмещающая в себе "...опасные и зависящие от необходимости состояния: для начала - удовольствие, эту сильнейшую приманку зла, затем страдание, отпугивающее нас от блага, и в придачу двух неразумных советчиц - дерзость и боязнь - и, наконец, гнев, который не внемлет уговорам, и надежду, которая не в меру легко внемлет обольщениям. Все это они смешали с неразумным ощущением и с готовой на все любовью и так довершили по законам необходимости смертный род души".

Бессмертная душа находится  в голове, смертная - в груди.

В этом диалоге содержатся любопытные физиологические идеи. Например, что назначение кишечника состоит  в том, чтобы благодаря задерживанию в нем пищи предотвращать обжорство. Кроме того, там имеется другое объяснение переселения душ: трусливые или нечестные мужчины в своей следующей жизни превратятся в женщин. Не плохие, но легкомысленные мужчины, которые считают, что астрономию можно изучать, глядя на звезды, без знания математики, превратятся в птиц; те, которые не обращаются к философии, превратятся в обитающих на земле диких животных; самые глупые станут рыбами.

Последний абзац этого  диалога подводит резюме всему диалогу:

"Теперь мы скажем, что  наше рассуждение пришло к  концу. Ибо восприняв в себе смертные и бессмертные живые существа и пополнившись ими, наш космос стал видимым живым существом, объемлющим все видимое, чувственным Богом, образом Бога умопостигаемого, величайшим и наилучшим, прекраснейшим и совершеннейшим, единым и однородным небом".

Трудно решить, что в "Тимее" следует принимать всерьез, а что следует считать игрой фантазии. Я думаю, что следует принимать вполне серьезно объяснение сотворения мира как создания порядка из хаоса, так же как и соотношение между четырьмя элементами, и их отношение к правильным телам и составляющим их треугольникам. Объяснение времени и пространства является именно таким, в каком Платон убежден; то же относится к точке зрения на сотворенный мир как на копию вечного прообраза. Смешение необходимости и цели в мире является убеждением, которое было свойственно практически всем грекам задолго до появления философии. Платон воспринял его и тем самым прошел мимо проблемы зла, которая не дает покоя христианской теологии. Он серьезно думал, как мне кажется, что мир - животное. Но подробности относительно переселения душ и роль, приписываемая богам, и остальным подчиненным природным силам даны, по-моему, лишь для того, чтобы придать изложению возможную конкретность.

Этот диалог в целом, как  я уже отмечал раньше, заслуживает  изучения, поскольку он оказал большое  влияние на древнюю и средневековую  мысль; и это влияние не ограничивается тем, что наименее фантастично.

 

Глава XVIII

ЗНАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ У ПЛАТОНА

Большинство наших современников  считает не требующим доказательства, что эмпирическое знание зависит  или выводится из восприятия. Однако у Платона и у философов  некоторых других школ имеется совершенно иная теория, а именно - что получается через органы чувств, недостойно называться "знанием" и единственно реальное знание должно иметь дело лишь с понятиями. Согласно этому взгляду, "2 + 2 = 4" есть подлинное знание, но такое утверждение, как "снег белый", настолько полно неоднозначности и неопределенности, что оно не может найти места в собрании философских истин.

Этот взгляд, возможно, восходит к Пармениду, но в своей ясной форме философский мир обязан этим взглядом Платону. В этой главе я намерен рассмотреть лишь критику Платоном взгляда, что знание есть то же самое, что и восприятие; эта критика составляет первую половину "Теэтета" (82).

В этом диалоге делается попытка дать определение "знания", которая оканчивается, правда, негативным выводом; было предложено и отвергнуто несколько определений, но не выдвинуто  определения, которое считалось  бы удовлетворительным.

Первое из предложенных определений  и единственное, которое я буду рассматривать, сформулировано Теэтетом так:

"По-моему, знающий что-то ощущает то, что знает, и, как мне теперь кажется, знание - это не что иное, как ощущение".

Сократ отождествляет  эту теорию с теорией Протагора, что "человек есть мера всех вещей", то есть что: "...какой мне кажется  каждая вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она, в свою очередь, для тебя". Сократ добавляет: "Выходит, ощущение - это всегда ощущение бытия, и как  знание оно непогрешимо".

Значительная часть следующего за этим аргумента касается характеристики восприятия; как только это сделано, нетрудно доказать, что такая вещь, какой оказалось восприятие, не может  быть знанием.

К теории Протагора Сократ добавляет теорию Гераклита, что  все всегда изменяется, то есть что "все вещи, которым мы приписываем  понятие бытия, находятся в процессе становления". Платон считает это  правильным для чувственных предметов, но не для объектов реального знания. Однако на протяжении всего диалога  его положительные теории остаются в тени.

Из теории Гераклита, даже если она применима лишь к чувственным  объектам, вытекает определение знания как восприятия и следует, что  знание бывает о том, что находится  в становлении, а не о том, что есть.

В этом вопросе имеются  некоторые затруднения совершенно элементарного характера. Нам говорят, что, поскольку 6 больше 4, но меньше 12, 6 одновременно и велико и мало, что  является противоречием. Сократ теперь выше Теэтета, который является не вполне не выросшим юношей; но через несколько лет Сократ будет ниже Теэтета. Поэтому Сократ одновременно и высокого и низкого роста. Идея высказывания с отношениями по-видимому, озадачивала Платона, так же как это было с большинством великих философов до Гегеля включительно. Эти затруднения, однако, не имеют особого отношения к указанной аргументации, и их можно игнорировать.

Возвращаясь к восприятию, мы видим, что оно рассматривалось  как обусловленное взаимодействием  между предметом и каким-либо органом чувств, причем тот и другой, согласно теории Гераклита, всегда изменяются и, изменяясь, изменяют психический  объект восприятия. Сократ отмечает, что  когда он бывает здоров, то находит вино сладким, но когда бывает болен, то находит его кислым. Здесь вменение в воспринимающем лице вызывает изменение в психическом субъекте восприятия.

Против теории Протагора  выдвигаются возражения, но в дальнейшем некоторые из них берутся назад. Настаивают, что Протагор должен был  равным образом допускать в качестве меры всех вещей свиней и обезьян, поскольку они также являются воспринимающими животными. Ставятся вопросы относительно действительности восприятия в снах и в состоянии безумия. Выдвигается мысль, что если Протагор прав, то один человек знает не больше другого: Протагор не только так же мудр, как боги, но, что еще серьезнее, он не мудрее рака. Далее, если суждения одного человека так же правильны, эк суждения другого, то имеются одинаковые основания считать, что прав тот человек, который считает, что неправ Протагор. Сократ пытается найти ответ на многие из этих возражений, доставив себя на минуту на место Протагора. Что касается снов, то Психические объекты восприятия истинны как таковые, а аргумент о свиньях и обезьянах отвергается как грубое оскорбление; что же Касается аргумента о том, что каждый человек является мерой всех вещей и что один человек так же мудр, как другой, то Сократ Предлагает от имени Протагора очень интересный ответ, а именно, это, в то время как одно суждение не может быть более истинным, чем другое, оно может быть лучшим в том смысле, что оно имеет Лучшие последствия. Эту же мысль выдвигает прагматизм (83).

Однако этот ответ, хотя он придуман самим Сократом, не удовлетворил его. Например, он утверждает, что, когда  врач предсказывает течение моей болезни, он действительно больше знает о моем буду тем, чем я. И когда люди расходятся во мнениях относительно того, какие законы должны издавать мудрое государство, результат покажет, некоторые люди обладали большим знанием о будущем, чем другие. Таким образом, мы не можем избежать вывода, что мудрый человек является лучшей мерой вещей, чем глупец.

Все эти возражения направлены против теории, что, каждый человек  является мерой всех вещей, и лишь косвенно против "теории", что "знание" означает "восприятие", поскольку  эта теория ведет к другой. Однако имеется прямой аргумент, а именно, что память должна допускаться так же, как восприятие. Это допускается, и в этой степени предложенное определение изменяется.

Теперь мы переходим к. критике доктрины Гераклита. Сначала  она доводится до крайности в  соответствии, как нам говорят, с  практикой его учеников из среды  способных юношей Эфеса. Вещь может  изменяться двумя способами - путем  перемещения и путем изменения  качества, и считается, что доктрина постоянного потока утверждает, что  все всегда изменяется в обоих  отношениях (84). И не только все всегда претерпевает какие-то качественные изменения, но все всегда изменяет все свои качества - так, говорят нам, думают умные люди Эфеса. Это влечет за собой неудобные последствия. Мы не можем сказать "это есть белое", потому что если оно было белым, когда мы начинали говорить, то оно перестанет быть белым до того, как мы окончим свою фразу. Мы не можем быть правы, говоря, что видим какую-либо вещь, потому что зрение непрерывно переходит в незрение" (85).  Если все изменяется во всем, то зрение не имеет права называться больше зрением, чем незрением, а какое-либо восприятие не имеет права называться больше восприятием, чем невосприятием. И когда мы говорим "восприятие есть знание", мы могли бы точно так же сказать "восприятие есть незнание".

Этот аргумент сводится к  следующему: что бы ни находилось в  постоянном движении, значения слов должны быть неизменными, во всяком случае временно, поскольку иначе ни одно утверждение не будет определенным и ни одно утверждение не будет более истинным, чем ложным. Должно быть что-то более или менее постоянное, чтобы были возможны рассуждение и знание. Я думаю, что это следовало бы допустить. И значительная часть всего, что связано с потоком совместима с этим допущением.

В этом месте имеется отказ  обсуждать Парменида на том основании, что он слишком благороден и велик. "Он внушает мне, совсем как у Гомера, "и почтение и ужас". ...Мне открылась во всех отношениях благородная глубина этого мужа". В этих замечаниях Платон выказывает свою любовь к неподвижной Вселенной и свою неприязнь к постоянному движению Гераклита, которое он допускает ради аргумента. Но после этого выражения своего уважения он воздерживается от развития взглядов Парменида против теории Гераклита.

Информация о работе Философия Платона