Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:21, курсовая работа
В 17веке происходит упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, становится более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой - менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни.
Я завещаю своё имя и
свою память суду милостивых людей, чужим
народам и отдалённому
Фрэнсис Бэкон
В 17веке происходит упрочение
и становление новых общественных отношений
- буржуазных, это порождает изменения
не только в экономике и политике, но и
в сознании людей. Человек становится,
с одной стороны, становится более свободным
духовно от влияния религиозного мировоззрения,
а с другой - менее духовным, он устремлен
не к потустороннему блаженству, не к истине,
как таковой, а к пользе, преобразованию
и увеличению комфортности земной жизни.
Неслучайно господствующим фактором
сознания в эту эпоху становится наука,
не в ее средневековом понимании, как книжное
знание, а в ее современном значении - экспериментально-
У начала философии Нового времени возвышается колоритная фигура Фрэнсиса Бэкона. Бэкон резко противопоставлял теологию и философию. Это две совершенно различные сферы знания, и ни одна не должна вмешиваться в дела другой, то есть он выступал сторонником теории «двух истин». Он отмечал, что открытие книгопечатания, пороха и компаса полностью изменило положение дел соответственно в литературе, военном деле и навигации; эти изменения в свою очередь дали толчок для многочисленных изменений во всех других сферах человеческой деятельности.
В своей работе я хочу понять и показать, что же представляет из себя, собственно, философия Фрэнсиса Бэкона, каковы её идейные источники и каков индивидуальный почерк Фрэнсиса Бэкона, как философа.
Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 г. в Лондоне, в Йорк-Хаузе на Стренде, в семье сэра Николаса Бэкона, представителя так называемого «нового дворянства», которое начало появляться в Англии во времена Генриха VIII
В 1584 г., работая одним из руководителей коллегии барристеров, Бэкон был впервые избран в палату общин от Малкомба (графство Дорсет) и потом заседал в ней регулярно. Начало его парламентской деятельности совпало с резким обострением борьбы против католических заговоров в стране и за ее пределами, которая приняла характер борьбы за национальную самостоятельность страны перед лицом европейской католической реакции.
В 80-е годы Бэкон написал первый и, к сожалению, несохранившийся философский трактат «Величайшее порождение времени», где с молодой энергией и отвагой выдвинул идею реформы всего человеческого знания и сформулировал понятие нового, индуктивного метода, которое, по словам издателя и крупнейшего знатока его философского наследия Эллиса, «определило характер всех его теорий», оставаясь их душой, животворящим. Но потребовалось долгих 35 лет напряженной работы бэконовского интеллекта, прежде чем эта идея отлилась в чеканные афоризмы «Нового Органона», придав особый многозначительный смысл всему, что за эти годы вышло из-под его пера.
В 1597 г. в жизни Бэкона
происходит и еще одно событие - он
выпускает в свет свой первый литературный
труд «Опыты и наставления нравственные
и политические». В последующие
годы «Опыты» переиздавались неоднократно.
От издания к изданию
Начало правления короля Якова I Стюарта ознаменовались для Фрэнсиса Бэкона не только восхождение по придворной служебной лестнице, но подъёмом его философско-литературного творчества. В 1616 году он назначается членом Тайного совета, на следующий год – хранителем большой печати, а в 1618 году становится лордом - верховным канцлером и пэром Англии и будет всячески усиливать значение административного канцлерского суда, так называемого «суда справедливости» - одной из опор неограниченной монархической власти, в противовес базирующимся на английском национальном законодательстве «судам общего права».. Король явно благоволит к Бэкону, фамильярно называя его «своим добрым правителем», и, уезжая в Шотландию, поручает ему на время своего отсутствия управление государством.
В начале 1621 года, остро нуждаясь в субсидиях, Яков I вновь созывает парламент. Парламент привлёк к судебной ответственности наиболее ненавистных предпринимателей – монополистов. Лорды поддержали обвинение против Бэкона, и он предстал перед судом. Он сознался в продажности и отказался от защиты. Приговор пэров был суров, однако король отменил решении суда. Но его карьера государственного деятеля кончилась. «… Возвышение требует порой унижения, а честь достаётся бесчестьем. На высоком месте нелегко устоять, но нет и пути назад, кроме падения или по крайней мере заката, а это – печальное зрелище», - писал Бэкон в одном из своих эссе – «О высокой должности».
Отставленный от политики,
Бэкон отдался тому любимому делу,
в котором все решали не интриги
и сребролюбие, а чистый познавательный
интерес и глубокий ум - научно-философскому
исследованию. 1620 г. ознаменован выходом
в свет «Нового органона», задуманного
как вторая часть труда «Великое
восстановление наук». В 1623 г. выходит
в свет обширное произведение «О достоинстве
и приумножении наук» - первая часть
«Великого восстановления наук». Бэкон
пробует перо и в жанре модной
в XVII в. философской утопии - он пишет
«Новую Атлантиду». Среди других сочинений
выдающегося английского
Сопряженность личных дел,
Фрэнсис Бэкон - родоначальник английского материализма и методологии опытной науки .
Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм1 с теологией2, натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического метода.
Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил доктрину «естественной» философии, которая базируется на опытном сознании. Как материалистический эмпирист Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком, Кондильяком) утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только объективно существующие вещи, (в противоположность субъективно-идеалистическому эмпиризму, который признавал единственной реальностью субъективный опыт)
В противоположность рационализму
(Декарт) в эмпиризме рационально-
Здесь эмпиристы столкнулись
с неразрешимыми трудностями
выделения исходящих
Основная цель философии Фрэнсиса Бэкона состояла в том, чтобы «восстановить в целом или хотя бы привести к лучшему виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо на земле или по крайней мере что-либо земное». С философской точки зрения, особого сожаления и срочного исправления заслуживают ставшие смутными и бесплодными понятия, употребляемые в науках. Отсюда - необходимость «заново обратиться к вещам с лучшими средствами и произвести восстановление наук и искусств и всего человеческого знания вообще, утвержденное на должном основании».
Бэкон выступает против ходячих
предрассудков относительно науки,
чтобы сообщить научному исследованию
высокий статус. Именно с Бэкона
и начинается резкая смена ориентации
в европейской культуре. Наука
из подозрительного и праздного
в глазах многих людей времяпрепровождения
постепенно становится важнейшей, престижной
областью человеческой культуры. В
этом отношении многие ученые и философы
нового времени идут по стопам Бэкона:
на место схоластического
2.1 Проблема человека и природы в философии Френсиса Бэкона.
Ф.Бэкон уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. “Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”.1 Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “ЗНАНИЕ - СИЛА!”, но только такое знание, которое истинно. В этой фразе можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона. Благодаря ему, по-новому понимается отношение ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА, которое трансформируется в отношение СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию. Активистский утилитаризм полагает, что с появлением человека природа распадается на субъект и
2 Ф.Бэкон. Новый органон// Антология мировой философии. Т. М., 1970, с. 194
объект, которые одновременно
и разделены и связаны
К сожалению, эта гносеологическая традиция породила не только преобразовательский энтузиазм человека, ставший деятельностным основанием позитивного преобразования природы, воспринимаемой как инструмент в достижении человеческих целей, но и к формированию и распространению в наши дни технократического сознания, чреватого не столько созиданием, сколько разрушением. В основе доктрины техницизма лежит положение, что мир спасет инженерная забота “ Бог техницизма - великий инженер. Созданный им мир - земля обетованная для человека-инженера: все он охватывает как предмет или средство инженерного действия, впервые придающего вещам их подлинный смысл... Эволюция этой доктрины была предопределена чудесным превращением работящей Золушки-техники в ослепительную королеву материального обмена”.3
Технократическое мышление не является неотъемлемой чертой представителей науки вообще и технического знания в частности. Оно может быть свойственно и политическому деятелю, и представителю искусства, и гуманитарию, и педагогу-предметнику, и воспитателю. Технократическое мышление - это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком, его ценностями, культурой. Технократическое мышление - это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства.
Существенной особенностью
технократического мышления является
взгляд на человека как на обучаемый,
программируемый компонент