Философия Ф.Бекона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

В 17веке происходит упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, становится более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой - менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Ф.БЕКОН.docx

— 54.70 Кб (Скачать файл)

Я завещаю своё имя и  свою память суду милостивых людей, чужим  народам и отдалённому будущему.

 

Фрэнсис Бэкон

 

 

 

 

                                                Введение

В 17веке происходит упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, становится более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой - менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни. Неслучайно господствующим фактором  сознания в эту эпоху становится наука, не в ее средневековом понимании, как книжное знание, а в ее современном значении - экспериментально-математическом естествознании. Именно в период соединения науки и философии происходит формирование нового этапа в развитии философии, именуемой философией Нового времени. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени - это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).

У начала философии Нового времени возвышается колоритная фигура Фрэнсиса Бэкона. Бэкон резко противопоставлял теологию и философию. Это две совершенно различные сферы знания, и ни одна не должна вмешиваться в дела другой, то есть он выступал сторонником теории «двух истин». Он отмечал, что открытие книгопечатания, пороха и компаса полностью изменило положение дел соответственно в литературе, военном деле и навигации; эти изменения в свою очередь дали толчок для многочисленных изменений во всех других сферах человеческой деятельности.

В своей работе я хочу понять и показать, что же представляет из себя, собственно, философия Фрэнсиса Бэкона, каковы её идейные источники и каков индивидуальный почерк Фрэнсиса Бэкона, как философа.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                1. Жизнь и труды Френсиса Бэкона

 

      Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 г. в Лондоне, в Йорк-Хаузе на Стренде, в семье сэра Николаса Бэкона, представителя так называемого «нового дворянства», которое начало появляться в Англии во времена Генриха VIII

     В 1584 г., работая одним из руководителей коллегии барристеров, Бэкон был впервые избран в палату общин от Малкомба (графство Дорсет) и потом заседал в ней регулярно. Начало его парламентской деятельности совпало с резким обострением борьбы против католических заговоров в стране и за ее пределами, которая приняла характер борьбы за национальную самостоятельность страны перед лицом европейской католической реакции.

       В 80-е годы Бэкон написал первый и, к сожалению, несохранившийся философский трактат «Величайшее порождение времени», где с молодой энергией и отвагой выдвинул идею реформы всего человеческого знания и сформулировал понятие нового, индуктивного метода, которое, по словам издателя и крупнейшего знатока его философского наследия Эллиса, «определило характер всех его теорий», оставаясь их душой, животворящим. Но потребовалось долгих 35 лет напряженной работы бэконовского интеллекта, прежде чем эта идея отлилась в чеканные афоризмы «Нового Органона», придав особый многозначительный смысл всему, что за эти годы вышло из-под его пера.

В 1597 г. в жизни Бэкона происходит и еще одно событие - он выпускает в свет свой первый литературный труд «Опыты и наставления нравственные и политические». В последующие  годы «Опыты» переиздавались неоднократно. От издания к изданию увеличивалось  их число, разнообразилась тематика, заметнее становился политический акцент. Фактически Бэкон рассматривает в них те же вопросы, которые волновали его все последние годы - пути и способы достижения высоких должностей, правила поведения в обществе и др. Об этом идет речь в опытах «Об искусстве беседы», «О мерах соблюдения приличий», «О приближенных и друзьях», «О просителях и ходатаях», «О почестях и известности». Проза жизни продиктовала и темы двух других опытов – «О расходах» и «О способах сохранить здоровье». «Опыты» - это маленький свод правил морали, почерпнутых «больше из опыта, нежели из книг». В них отчетливо проявляется гуманистический ренессансный характер этики Бэкона, отвергавшего пассивное созерцательное отношение к окружающему миру и считавшего, что счастье и благополучие может быть достигнуто благодаря собственной активности человека. В философских и политических трудах. Концепция Бэкона несет в себе оптимистический заряд веры в духовную мощь человека, способного одолеть все, даже страх смерти. Он считает, что «столь же естественно умереть, как и родиться».

         Начало правления короля Якова I Стюарта ознаменовались для Фрэнсиса Бэкона не только восхождение по придворной служебной лестнице, но подъёмом его философско-литературного творчества. В 1616 году он назначается членом Тайного совета, на следующий год – хранителем большой печати, а в 1618 году становится лордом - верховным канцлером и пэром Англии и будет всячески усиливать значение административного канцлерского суда, так называемого «суда справедливости» - одной из опор неограниченной монархической власти, в противовес базирующимся на английском национальном законодательстве «судам общего права».. Король явно благоволит к Бэкону, фамильярно называя его «своим добрым правителем», и, уезжая в Шотландию, поручает ему на время своего отсутствия управление государством.

В начале 1621 года, остро нуждаясь в субсидиях, Яков I вновь созывает парламент. Парламент привлёк к судебной ответственности наиболее ненавистных предпринимателей – монополистов. Лорды поддержали обвинение против Бэкона, и он предстал перед судом. Он сознался в продажности и отказался от защиты. Приговор пэров был суров, однако король отменил решении суда. Но его карьера государственного деятеля кончилась. «… Возвышение требует порой унижения, а честь достаётся бесчестьем. На высоком месте нелегко устоять, но нет и пути назад, кроме падения или по крайней мере заката, а это – печальное зрелище», - писал Бэкон в одном из своих эссе – «О высокой должности».

Отставленный от политики, Бэкон отдался тому любимому делу, в котором все решали не интриги  и сребролюбие, а чистый познавательный интерес и глубокий ум - научно-философскому исследованию. 1620 г. ознаменован выходом  в свет «Нового органона», задуманного  как вторая часть труда «Великое восстановление наук». В 1623 г. выходит  в свет обширное произведение «О достоинстве  и приумножении наук» - первая часть  «Великого восстановления наук». Бэкон  пробует перо и в жанре модной в XVII в. философской утопии - он пишет  «Новую Атлантиду». Среди других сочинений  выдающегося английского мыслителя  следует упомянуть также «Мысли и наблюдения», «О мудрости древних», «О небе», «О причинах и началах», «История ветров», «История жизни и смерти», «История Генриха VII» и др.

         Сопряженность личных дел, интересов,  наклонностей с проблемами общегосударственными  была одной из наиболее отличительных  черт жизненного уклада Бэкона. «Бэкон изощрил свой ум общественными  делами, - заметил А. И. Герцен, - он на людях выучился мыслить».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                2. Философия Френсиса Бэкона.

Фрэнсис Бэкон - родоначальник английского материализма и методологии опытной науки .

Философия Бэкона соединила  в себе эмпиризм1 с теологией2, натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического метода.

Рассуждениям о Боге Бэкон  противопоставил доктрину «естественной» философии, которая базируется на опытном  сознании. Как материалистический эмпирист Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком, Кондильяком) утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только объективно существующие вещи, (в противоположность  субъективно-идеалистическому эмпиризму, который признавал единственной реальностью субъективный опыт)

В противоположность рационализму (Декарт) в эмпиризме рационально-познавательная деятельность сводится к разного  рода комбинациям того материала, который  дается в опыте, и толкуется как  ничего не прибавляющая к содержанию знания.

Здесь эмпиристы столкнулись  с неразрешимыми трудностями  выделения исходящих компонентов  опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм сознания. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса эмпиристы  вынуждены выходить за пределы чувственных  данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (таких  как память, активная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к категориям логики и математики для описания опытных данных в  качестве средств построения теоретических  знаний. Попытки эмпиристов обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение  чувственного опыта потерпели полный провал.

  Основная цель философии Фрэнсиса Бэкона состояла в том, чтобы «восстановить в целом или хотя бы привести к лучшему виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо на земле или по крайней мере что-либо земное». С философской точки зрения, особого сожаления и срочного исправления заслуживают ставшие смутными и бесплодными понятия, употребляемые в науках. Отсюда - необходимость «заново обратиться к вещам с лучшими средствами и произвести восстановление наук и искусств и всего человеческого знания вообще, утвержденное на должном основании».

Бэкон выступает против ходячих  предрассудков относительно науки, чтобы сообщить научному исследованию высокий статус. Именно с Бэкона и начинается резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука  из подозрительного и праздного  в глазах многих людей времяпрепровождения  постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В  этом отношении многие ученые и философы нового времени идут по стопам Бэкона: на место схоластического многознания, оторванного от технической практики и от познания природы, они ставят науку, еще тесно связанную с  философией, но в то же время опирающуюся  на специальные опыты и эксперименты.

 

  2.1     Проблема человека и природы в философии Френсиса Бэкона.

Ф.Бэкон уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек  же - властелин природы, таков лейтмотив  философии Бекона. “Природа побеждается  только подчинением ей, и то, что  в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”.1  Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “ЗНАНИЕ - СИЛА!”, но только такое знание, которое истинно. В этой фразе можно усматривать лозунг и пафос всей  философской системы Ф.Бэкона.  Благодаря ему, по-новому понимается отношение ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА, которое трансформируется в отношение СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе  влияние идей Бэкона. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию. Активистский утилитаризм полагает, что с появлением человека природа распадается на субъект и

2 Ф.Бэкон. Новый органон// Антология мировой философии. Т. М., 1970, с. 194

объект, которые одновременно и разделены и связаны посредством инструментальной деятельности. "Естественнонаучный способ представления исследует природу, как поддающуюся расчету систему сил. Современная физика не потому экспериментальная наука, что применяет приборы, для установления фактов о природе, а, наоборот: поскольку физика, причем уже в качестве чистой теории заставляет природу представлять себя как расчетно предсказуемую систему сил, постольку ставится эксперимент, а именно, для установления того, дает ли и как дает о себе знать представленная таким образом природа”,1- пишет М.Хайдегер.

К сожалению,  эта  гносеологическая традиция  породила не только преобразовательский  энтузиазм человека, ставший деятельностным основанием позитивного преобразования  природы, воспринимаемой как инструмент в достижении человеческих целей,  но и к  формированию и распространению  в наши дни технократического  сознания, чреватого не столько созиданием, сколько разрушением. В основе доктрины техницизма лежит положение, что  мир спасет инженерная забота “  Бог техницизма - великий инженер. Созданный им мир - земля обетованная  для человека-инженера: все он охватывает как предмет или средство инженерного  действия, впервые придающего вещам  их подлинный смысл... Эволюция этой доктрины была предопределена чудесным превращением работящей Золушки-техники  в ослепительную королеву материального  обмена”.3

Технократическое мышление не является неотъемлемой чертой представителей науки вообще и технического знания в частности. Оно может быть свойственно  и политическому деятелю, и представителю  искусства, и гуманитарию, и педагогу-предметнику, и воспитателю. Технократическое мышление - это мировоззрение, существенными  чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и  общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и  психотехники) над человеком, его  ценностями, культурой. Технократическое мышление - это Рассудок, которому чужды  Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства.

Существенной особенностью технократического мышления является взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных  манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только сама деятельность, но и свобода  по отношению к возможному пространству деятельностей.

Информация о работе Философия Ф.Бекона