Философия Ф.Бекона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

В 17веке происходит упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, становится более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой - менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Ф.БЕКОН.docx

— 54.70 Кб (Скачать файл)

Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку индуктивных методов исследования в последующие века, вплоть до XIX в. Однако Бэкон в своих исследованиях  недостаточно подчеркивал роль гипотезы в развитии знания, хотя в его  времена уже зарождался гипотетико-дедуктивный  метод осмысления опыта, когда выдвигается  то или иное предположение, гипотеза и из нее выводятся различные  следствия. При этом дедуктивно осуществляемые выводы постоянно соотносятся с  опытом. В этом случае большая роль принадлежит математике, который  Бэкон не владел в достаточной  степени, да и математическое естествознание в то время только формировалось.

 

 

2.4. Учение о методе

           Философия XVII столетия, видела главную свою задачу в разложении, раздроблении природы, обособлении, отдельном изучении конкретных тел и процессов, а также в раздельном описании и анализе внешнего облика телесной, материальной природы, с одной стороны, и ее закона - с другой. «Следует, - пишет Бэкон, - совершать разложение и разделение природы, конечно, не огнем, но разумом, который есть как бы божественный огонь»1.

 Бэкон выступает против  тех людей, чей разум «пленен  и опутан привычкой, кажущейся  целостностью вещей и обычными  мнениями», кто не видит настоятельной необходимости, в том числе во имя созерцания целого, единого, расчленить целостную картину природы, целостный образ вещи.

Второе требование метода, конкретизирующее специфику самого расчленения, гласит: расчленение не есть самоцель, но средство для выделения  наиболее простого, наиболее легкого  Бэкон характеризует данное требование в двух его смыслах. Во-первых, единая, целостная вещь должна быть разложена  на «простые природы», а затем выведена из них. Во-вторых, предметом рассмотрения должны стать простые, «конкретные  тела, как они открываются в  природе в ее обычном течении».

Третье требование метода состоит в следующем. Поиски простых  начал, простых природ, поясняет Бэкон, вовсе не означают, что речь идет о конкретных материальных явлениях или просто о частных телах, об их конкретных частицах. Задача и цель науки значительно сложнее: следует  «открывать форму данной природы, или  истинное отличие, или производящую природу, или источник происхождения (ибо таковы имеющиеся у нас  слова, более всего приближающиеся к обозначению этой цели)1». Речь идет, собственно, об открытии закона и его разделов (это содержание и вкладывает Бэкон в понятие «формы»), причем такого закона, который мог бы служить «основанием как знанию, так и деятельности». Но если простое есть одновременно закон, сущность, «форма» (и только поэтому является абсолютным, т. е. основой для понимания и объяснения относительного), то оно не совпадает с реальным расчленением предмета: простое есть результат особого мыслительного, интеллектуального «рассечения».

Высоко оценивая необходимость  реального эмпирического исследования, владеющего различными способами разложения и обнаруживающего неоднородность целого, признавая, что «необходимо  разделение и разложение тел». Но как  же предотвратить опасность, исходящую  от лавины эмпирических опытов? Как  перекинуть мостик от эмпирического  к философскому, теоретическому содержанию?

Четвертое требование метода отвечает на эти вопросы. «Прежде  всего, - пишет Бэкон, - мы должны подготовить  достаточную и хорошую Естественную и Опытную Историю, которая есть основа дела»2. Иными словами, мы должны тщательно суммировать, перечислить все то, что говорит природа разуму, «предоставленному себе, движимому самим собой». Но уже в ходе перечисления, предоставления разуму примеров необходимо следовать некоторым методологическим правилам и принципам, которые заставят эмпирическое исследование постепенно превратиться в выведение форм, в истинное истолкование природы.

 

                                   Заключение.

 

В результате проведенного мной анализа жизни и творчества философа Ф. Бекона можно сделать вывод:

Творчество Бэкона оказало  сильное влияние на ту общую духовную атмосферу, в которой формировалась  наука и философия XVII в., особенно в Англии. Не случайно его призыв обратиться к опыту стал лозунгом для основателей Лондонского  естественно-научного общества, куда вошли  творцы новой науки — Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и др.

Размышляя сегодня над  наследием Френсиса Бэкона – философией далёкого английского Возрождения  и вместе с тем европейского научного Возрождения мы можем выделить в  нем самые различные элементы и напластования – новаторские  и традиционалистские, научные и  политические, мудрые и наивные, те, корни которых уходят вглубь средневековья,  и те, которые протягивают во времени  свои вечнозелёные побеги в миры иных структур, проблем и умонастроений. Такова уже судьба классической философской  мысли – долгая жизнь, в отличии  от эпигонских и плоских философствований, претензионность которых болезненно ощущается уже современниками. Анализ и оценка последних обычно не представляют труда и легко могут перекрывать  их убогое содержание. Оригинальная же мысль всегда содержит в себе тайну  метаморфозы, возможность многократного  и неожиданного преломления в  умах будущих поколений.

Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью. Эту мысль он выразил в своём  знаменитом афоризме «Знание – сила!», который красной нитью проходит через всю его философию.Однако, как мне кажется, нельзя не отметить, что английский философ сделал чрезмерный акцент на эмпирических методах исследования, недооценив при этом роль рационального  начала в познании, и прежде всего  — математики. Поэтому развитие естествознания в XVII в. пошло не совсем по тому пути, который ему предначертал Бэкон. Индуктивный метод, как бы тщательно он ни был отработан, все  же в конечном счете не может дать всеобщего и необходимого знания, к какому стремится наука. И хотя призыв Бэкона обратиться к опыту  был услышан и поддержан —  прежде всего его соотечественниками, однако экспериментально-математическое естествознание нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который  мог бы служить основой для  применения математики к познанию природы

                     Список использованной литературы.

  1. Гриненко Г. В. История философии: учебник/ Г. В. Гриненко– 2-е изд., испр. и доп. –М.: Юрбит – Издат, 2005. 685с.
  2. Бэкон Ф. Сочинения. Тт. 1-2 / Ф. Бэкон – М.: Мысль, 1977–1978.
  3. Бэкон Ф. Новый Органон. // Библиотека М. Мошкова (http://www.lib.ru/FILOSOF/BEKON/nauka2.txt)
  4. Соколов В. В. Европейская философия 15-17 веков: учебник для вузов /В.В. Соколов– 3-е изд., испр. – М.: Высш. школа, 2003-428с.
  5. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон /А.Л. Субботин – М.: Наука,1974. – 422с.
  6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: учебное пособие/ Г.Скирбекк, Н. Гилье – М.: ВЛАДОС, 2003. – 800 с.
  7. Философия. Учебник для вузов/ П.С. Гуревич– М.: Проект, 2003. – 232 с.
  8. www.philosophy.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Содержание.

 

Введение.

  1. Жизнь и труды Френсиса Бэкона.
  2. Философия Френсиса Бэкон
    1. Проблема человека и природы в философии Френсиса Бэкона.
    2. Учение об идолах(призраках) и об очищении от них       человеческого интеллекта.
    3. Понятие «опыта» и «индуктивный» метода в философии Ф. Бэкона.
    4. Учение о методе.

Заключение.

 

        

 

1 Эмпиризм [от греч. empeiria - опыт] – философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником познания, недооценивающее роль рационального познания (понятий, теорий).

2 Теология – совокупность религиозных учений о Боге и догмах религии; богословие.

1 Хайдеггер М. Вопрос о технике. // Хайдеггер М. Время и бытие. М.1993, с.230.            

2Там же, с. 82

1 Ф.Бэкон. Новый органон// Антология мировой философии. Т. М., 1970, с. 196

1 Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское наследие), 1978.-575 с. 19

2 Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское наследие), 1978.-575 с. 21.

1 Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское наследие), 1978.-575 с. 19

2 Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское наследие), 1978.-575 с 20

1 Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское наследие), 1978.-575 с. 109

1 Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское наследие), 1978.-575 с. 80

2 Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское наследие), 1978.-575 с. 88


Информация о работе Философия Ф.Бекона