Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:21, курсовая работа
В 17веке происходит упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, становится более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой - менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни.
Нельзя идентифицировать технократическое мышление с мышлением ученых или техников. Технократическое мышление - это скорее прообраз искусственного интеллекта. Хотя последнего еще нет, технократическое мышление - уже реальность, и есть опасность, что создаваемый на основе его средств искусственный интеллект будет еще страшнее, особенно если он во всей своей стерильности станет прообразом человеческого мышления.. Наука и особенно техника возвысились над человеком, перестали быть средством, а стали смыслом и целью. Технократическое мышление, будучи духовно пустым, опустошающе действует на культуру, губит душу ученого, деформирует Дух науки. Вряд ли Ф.Бэкон предполагал, что его стремление возвеличить науку может обернуться такими последствиями, как, впрочем, и Нильс Бор не ожидал, что его открытие станет угрозой жизни всего человечества.
Призывая людей, вооружившись
знаниями, подчинить себе природу
Ф.Бэкон восставал против
2.2. Учение об идолах (призраках) и об очищении от них человеческого интеллекта.
«Наше учение об очищении разума для того, чтобы он был способен к истине, заключается в трех изобличениях: изобличении философий, изобличении доказательств и изобличении прирожденного человеческого разума»1, - пишет Бэкон. Соответственно этому Бэкон различает четыре рода «призраков» - помех, препятствующих подлинному, истинному познанию:
1) призраки рода, имеющие основание «в самой природе человека, в племени или в самом роде людей»;
2) призраки пещеры, заблуждения
отдельного человека или
3) призраки рынка, проистекающие из взаимного общения людей, и, наконец:
4) призраки театра, «которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств».
Призраки рода, по Бэкону,
неотъемлемо присущи
Призраки пещеры возникают потому, что свойства души различных людей весьма разнообразны; одни любят частные науки и занятия, другие больше способны к общим рассуждениям; «одни умы склонны к почитанию древности, другие охвачены любовью к восприятию нового». Эти различия, проистекающие и из индивидуальных склонностей, и из воспитания и привычек, существенным образом влияют на познание, замутняя и искажая его. Так, сами по себе установки на новое или старое отклоняют человека от познания истины, ибо последнюю, как убежден Бэкон, «надо искать не в удачливости какого-либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы, который вечен».
Призраки рынка порождаются
неправильным употреблением слов и
имен: слова могут обратить свою
силу против разума. Тогда, подчеркивает
Бэкон, науки и философия становятся
«софистическими и
Отличие призраков театра состоит в том, что они «не врожденны и не проникают в разум тайно, а открыто передаются и воспринимаются из вымышленных теорий и превратных законов доказательств»2. Здесь Бэкон рассматривает и классифицирует те типы философского мышления, которые считает принципиально ошибочными и вредными, препятствующими формированию непредубежденного разума. Речь идет о трех формах ошибочного мышления: софистике, эмпиризме и суеверии. Бэкон перечисляет отрицательные последствия для науки и практики, вызванные догматической, фанатичной, приверженностью к метафизическим рассуждениям или, наоборот, к сугубому эмпиризму. Корень неудовлетворительности созерцательно-метафизической философии - непонимание или сознательное пренебрежение тем обстоятельством, что «вся польза и пригодность практики заключается в открытии средних истин». Вред крайнего эмпиризма состоит в том, что из-за ежедневных опытов, порождающих невежественные суждения, «развращается воображение» людей. Теология суеверий, признаются главным из всех философских зол. Вред теологии и суеверия очевиден: «человеческий разум не менее подвержен впечатлениям от вымысла, чем впечатлениям от обычных понятий». Таким образом, философские призраки рассматриваются Бэконом не столько с точки зрения их содержательной ложности, сколько в свете отрицательного влияния на формирование познавательных способностей и устремлений человека.
Бэкон выражает горячую веру и убеждение, что все эти признаки должны быть отброшены, и разум должен быть освобождён и очищен от них. Общий смысл учения о призраках определяется этой его социальной воспитательной функцией. Перечисление призраков, признает Бэкон, еще не дает гарантии движения к истине. Такой гарантией может быть только тщательно разработанное учение о методе. А цель перечисления признаков – подготовить разум людей, для того, что последует, очистить, пригладить и выровнять площадь ума.
Речь идет о создании новых
общественных и одновременно индивидуальных
установок, новых принципов подхода
к изучению и развитию науки, об обеспечении
тех социально-психологических
2.3 Понятие «опыта» и «индуктивный» метода в философии
Ф. Бэкона.
"Опыт" - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон. По его мнению, опыты в науке бывают плодоносными и светоносными, первые приносят новые знания полезные человеку, это низший вид опытов; а вторые - открывают истину, именно к ним должен стремиться ученый, хотя это трудный и долгий путь. В этом пути его будут сопровождать главные методы познания. Поэтому Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносных и светоносных.
Первые - это такие опыты,
которые приносят непосредственную
пользу человеку, светоносные - те, цель
которых состоит в познании глубоких
связей природы, законов явлений, свойств
вещей. Второй вид опытов Бэкон считал
более ценным, так как без их
результатов невозможно осуществить
плодоносные опыты. Недостоверность
получаемого нами знания обусловлена,
считает Бэкон, сомнительной формой
доказательства, которая опирается
на силлогистическую форму обоснования
идей, состоящую из суждений и понятий.
Однако понятия, как правило, образовываются
недостаточно обоснованно. В своей
критике теории аристотелевского силлогизма
Бэкон исходит из того, что используемые
в дедуктивном доказательстве общие
понятия - результат опытного знания,
сделанного исключительно поспешно.
Со своей стороны, признавая важность
общих понятий, составляющих фундамент
знания, Бэкон считал, что главное
- это правильно образовывать эти
понятия, так как если понятия
образовать поспешно, случайно, то нет
прочности и в том, что на них
построено. Главным шагом в реформе
науки, предлагаемой Бэконом, должно быть
совершенствование методов
Опытно-индуктивный метод
Бэкона состоял в постепенном
образовании новых понятий
Хотя проблема индукции и раньше ставилась предшествовавшими философами, только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через простое перечисление, распространенной в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые на основании не столько в результате наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению. Один- единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так называемым отрицательным инстанциям, по Бэкону, - главная причина ошибок, суеверий, предрассудков.
В индуктивный метод Бэкона
необходимыми этапами входит собирание
фактов, их систематизация. Бэкон выдвинул
идею составления трех таблиц исследования
- таблицы присутствия, отсутствия и
промежуточных ступеней. Если, используя
любимый Бэконом пример, кто-то хочет
найти форму тепла, то он собирает
в первой таблице различные случаи
тепла, стремясь отсеять все то, что
не имеет общего, т.е. то, что есть,
когда тепло присутствует. Во второй
таблице он собирает вместе случаи,
которые подобны случаям в
первой, но которые не обладают теплом.
Например, в первой таблице могут
быть перечислены лучи солнца, которые
создают тепло, во вторую -включаться
такие вещи, как лучи, исходящие
от луны или звезд, которые не создают
тепла. На этом основании можно отсеять
все те вещи, которые наличествуют,
когда тепло присутствует. Наконец,
в третьей таблице собирают случаи,
в которых тепло присутствует
в различной степени. Используя
эти три таблицы вместе, мы можем,
согласно Бэкону, выяснить причину, которая
лежит в основе тепла, а именно
- по мысли Бэкона - движение. В этом
проявляется принцип
Для проведения эксперимента
важно варьировать его, повторять,
перемещать из одной области в
другую, менять обстоятельства на обратные,
прекращать его, связывать у другими
и изучать в немного измененных
обстоятельствах. После этого можно
перейти к решающему