Философия Ф.Бекона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

В 17веке происходит упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, становится более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой - менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Ф.БЕКОН.docx

— 54.70 Кб (Скачать файл)

Нельзя идентифицировать технократическое мышление с мышлением  ученых или техников. Технократическое мышление - это скорее прообраз искусственного интеллекта. Хотя последнего еще нет, технократическое мышление - уже реальность, и есть опасность, что создаваемый  на основе его средств искусственный  интеллект будет еще страшнее, особенно если он во всей своей стерильности станет прообразом человеческого мышления.. Наука и особенно техника возвысились  над человеком, перестали быть средством, а стали смыслом и целью. Технократическое мышление, будучи духовно пустым, опустошающе действует на культуру, губит душу ученого, деформирует Дух науки. Вряд ли Ф.Бэкон предполагал, что его стремление возвеличить науку может обернуться такими последствиями, как, впрочем, и  Нильс Бор не ожидал, что его открытие станет угрозой жизни всего человечества.

 Призывая людей, вооружившись  знаниями, подчинить себе природу  Ф.Бэкон восставал против господствующей  в то время схоластической  учености и духа самоуничижения  человека. В силу того, что основой   книжной науки, как уже говорилось, была выхолощенная и абсолютизированная  логика Аристотеля, то Бэкон отказывается  и от авторитета Аристотеля. “Логика, -пишет он, которой теперь пользуются, скорее служит  укреплению и  сохранению ошибок, имеющих свое  основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины. Поэтому  она более вредна, чем полезна”. Он ориентирует науку на поиск истины не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов, одним словом, в практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Его философию можно назвать своеобразным возрождением античной натурфилософии с ее наивной верой в незыблемость истин факта, с  постановкой в центре всей философской системы природы. Однако в отличие от Бэкона натурфилософия была далека от того, чтобы  поставить перед человеком задачу преобразовать и подчинить себе природу, натурфилософия сохраняла  благоговейное преклонение перед природой. Таким образом, центральной проблемой философии Ф.Бэкона можно назвать проблему отношения человека и природы, которую он решает в русле утилитаризма, можно сказать, что именно с него начинается европейский утилитаризм, наиболее ярко проявившийся в философии прагматизма (Джемс, Дьюи, Парсонс).

 

 

  

 

 

  2.2. Учение об идолах (призраках) и об очищении от них       человеческого интеллекта.

 

«Наше учение об очищении разума для того, чтобы он был способен к истине, заключается в трех изобличениях: изобличении философий, изобличении  доказательств и изобличении  прирожденного человеческого разума»1, - пишет Бэкон. Соответственно этому Бэкон различает четыре рода «призраков» - помех, препятствующих подлинному, истинному познанию:

1) призраки рода, имеющие  основание «в самой природе  человека, в племени или в самом  роде людей»;

2) призраки пещеры, заблуждения  отдельного человека или группы  людей, обусловленные «малым миром», «пещерой» индивида или группы;

3) призраки рынка, проистекающие  из взаимного общения людей,  и, наконец:

4) призраки театра, «которые  вселились в души людей из  разных догматов философии, а  также из превратных законов  доказательств».

Призраки рода, по Бэкону, неотъемлемо присущи человеческому  познанию, которому свойственно «примешивать к природе вещей свою природу», из-за чего вещи предстают «в искривленном и обезображенном виде»1. Каковы же эти призраки? Бэкон считал, что человеческий разум склонен приписывать вещам больше порядка и единообразия, чем он способен действительно отыскать в природе. Разум человека, далее, придерживается однажды принятых положений, стремится искусственно подогнать новые факты и данные под эти свои или общераспространенные убеждения. Человек обычно поддается тем доводам и аргументам, которые сильнее поражают его воображение. Бессилие ума проявляется и в том, что люди, не задерживаясь должным образом на изучении частных причин, устремляются к всеобщим объяснениям, не выяснив одного, хватаются за познание другого. «Жаден разум человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше»2. Ум по природе своей склонен рассекать природу на части и текучее мыслить как постоянное. Разум человека теснейшим образом связан с миром чувств. И отсюда проистекает, по Бэкону, громадная «порча» познания.

Призраки пещеры возникают  потому, что свойства души различных  людей весьма разнообразны; одни любят  частные науки и занятия, другие больше способны к общим рассуждениям; «одни умы склонны к почитанию  древности, другие охвачены любовью  к восприятию нового». Эти различия, проистекающие и из индивидуальных склонностей, и из воспитания и привычек, существенным образом влияют на познание, замутняя и искажая его. Так, сами по себе установки на новое или  старое отклоняют человека от познания истины, ибо последнюю, как убежден  Бэкон, «надо искать не в удачливости  какого-либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы, который  вечен».

Призраки рынка порождаются  неправильным употреблением слов и  имен: слова могут обратить свою силу против разума. Тогда, подчеркивает Бэкон, науки и философия становятся «софистическими и бездейственными», «громкие и торжественные» споры  вырождаются в словесные перепалки. При этом зло, проистекающее от неправильного  употребления слов, бывает двух родов. Во-первых, названия даются несуществующим вещам и по поводу этих фикций, вымыслов создаются целые теории, столь  же пустые и ложные. В данной связи  Бэкон упоминает о словах и  понятиях, порожденных суеверием  или возникших в русле схоластической философии. Вымыслы на время становятся реальностью, и в этом состоит  их парализующее влияние на познание. Однако отбросить этот род призраков  легче: «для их искоренения достаточно постоянного опровержения и устаревания  теорий»1 - Но есть, во-вторых, призраки более сложные. Это те, которые проистекают «из плохих и невежественных абстракций». Здесь Бэкон имеет в виду неопределенность того смысла, который связывается с целым рядом слов и научных понятий, пущенных в широкий практический и научный обиход.

Отличие призраков театра состоит в том, что они «не  врожденны и не проникают в  разум тайно, а открыто передаются и воспринимаются из вымышленных  теорий и превратных законов доказательств»2. Здесь Бэкон рассматривает и классифицирует те типы философского мышления, которые считает принципиально ошибочными и вредными, препятствующими формированию непредубежденного разума. Речь идет о трех формах ошибочного мышления: софистике, эмпиризме и суеверии. Бэкон перечисляет отрицательные последствия для науки и практики, вызванные догматической, фанатичной, приверженностью к метафизическим рассуждениям или, наоборот, к сугубому эмпиризму. Корень неудовлетворительности созерцательно-метафизической философии - непонимание или сознательное пренебрежение тем обстоятельством, что «вся польза и пригодность практики заключается в открытии средних истин». Вред крайнего эмпиризма состоит в том, что из-за ежедневных опытов, порождающих невежественные суждения, «развращается воображение» людей. Теология суеверий, признаются главным из всех философских зол. Вред теологии и суеверия очевиден: «человеческий разум не менее подвержен впечатлениям от вымысла, чем впечатлениям от обычных понятий». Таким образом, философские призраки рассматриваются Бэконом не столько с точки зрения их содержательной ложности, сколько в свете отрицательного влияния на формирование познавательных способностей и устремлений человека.

Бэкон выражает горячую веру и убеждение, что все эти признаки должны быть отброшены, и разум должен быть освобождён и очищен от них. Общий  смысл учения о призраках определяется этой его социальной воспитательной функцией. Перечисление призраков, признает Бэкон, еще не дает гарантии движения к истине. Такой гарантией может  быть только тщательно разработанное  учение о методе. А цель перечисления признаков – подготовить разум  людей, для того, что последует, очистить, пригладить и выровнять площадь  ума.

Речь идет о создании новых  общественных и одновременно индивидуальных установок, новых принципов подхода  к изучению и развитию науки, об обеспечении  тех социально-психологических условий, которые отнюдь не самодостаточны, но в качестве исходных и предварительных  необходимы и желательны. И в этом смысле значение теории призраков Бэкона выходит далеко за пределы породивших его конкретно-исторических задач. В нем заключено и общесоциальное содержание. Бэкон правильно считает, что личные, индивидуальные интересы, склонности, весь строй привычек и  устремлений оказывают определенное и часто отрицательное влияние  на деятельность данного индивида в  науке, а в некоторой степени - на развитие знания вообще.

 

2.3   Понятие «опыта» и «индуктивный» метода в философии

         Ф. Бэкона.

"Опыт" - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания,  именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех   доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон. По его мнению, опыты в науке бывают плодоносными и светоносными, первые приносят новые знания полезные человеку, это низший вид опытов; а вторые - открывают истину, именно к ним должен стремиться ученый, хотя это трудный и долгий путь. В этом пути его будут сопровождать главные методы познания. Поэтому Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносных и светоносных.

Первые - это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, светоносные - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств  вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, так как без их результатов невозможно осуществить  плодоносные опыты. Недостоверность  получаемого нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая опирается  на силлогистическую форму обоснования  идей, состоящую из суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образовываются недостаточно обоснованно. В своей  критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие  понятия - результат опытного знания, сделанного исключительно поспешно. Со своей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент  знания, Бэкон считал, что главное - это правильно образовывать эти  понятия, так как если понятия  образовать поспешно, случайно, то нет  прочности и в том, что на них  построено. Главным шагом в реформе  науки, предлагаемой Бэконом, должно быть совершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции.

Опытно-индуктивный метод  Бэкона состоял в постепенном  образовании новых понятий путем  истолкования фактов и явлений природы. Только посредством такого метода, по мнению Бэкона, возможно открыть  новые истины, а не топтаться на месте. Не отвергая дедукцию, Бэкон  так определял различие и особенности  этих двух методов познания: "Два  пути существуют и могут существовать для открытия истины. Один воспаряет  от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам, и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный".

Хотя проблема индукции и  раньше ставилась предшествовавшими  философами, только у Бэкона она  приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством  познания природы. В противовес индукции через простое перечисление, распространенной в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые на основании не столько в результате наблюдения подтверждающих фактов, сколько  в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению. Один- единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так  называемым отрицательным инстанциям, по Бэкону, - главная причина ошибок, суеверий, предрассудков.

В индуктивный метод Бэкона необходимыми этапами входит собирание  фактов, их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трех таблиц исследования - таблицы присутствия, отсутствия и  промежуточных ступеней. Если, используя  любимый Бэконом пример, кто-то хочет  найти форму тепла, то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что  не имеет общего, т.е. то, что есть, когда тепло присутствует. Во второй таблице он собирает вместе случаи, которые подобны случаям в  первой, но которые не обладают теплом. Например, в первой таблице могут  быть перечислены лучи солнца, которые  создают тепло, во вторую -включаться такие вещи, как лучи, исходящие  от луны или звезд, которые не создают  тепла. На этом основании можно отсеять  все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует. Наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Используя  эти три таблицы вместе, мы можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая  лежит в основе тепла, а именно - по мысли Бэкона - движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ. В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента.

Для проведения эксперимента важно варьировать его, повторять, перемещать из одной области в  другую, менять обстоятельства на обратные, прекращать его, связывать у другими  и изучать в немного измененных обстоятельствах. После этого можно  перейти к решающему эксперименту. Бэкон выдвинул опытное обобщение  фактов в качестве стержня своего метода, однако не был защитником одностороннего его понимания. Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени опирался на разум при анализе фактов. Бэкон сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением. Он осуждал грубых эмпириков, которые подобно муравью собирают все, что им попадается на пути (имея в виду алхимиков), а также тех умозрительных догматиков, которые как паук ткут паутину знания из себя (имея в виду схоластов). Предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, и очищение разума от заблуждений, которых он насчитывает четыре вида. Эти препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади, театра. Идолы рода - это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человека имеет свои недостатки, так как "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде"

Информация о работе Философия Ф.Бекона