Философия, ее предмет, круг основных проблем и место в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

Когда начинаешь изучать философию, в той или иной мере имеешь определенное «представление» о ней: можешь знать имена некоторых философов, можно назвать отдельные произведения, вспомнить какие-то высказывания философского плана, возможно, даже объяснить, что такое философия. Откуда это у тех, кто специально не изучал философию, чем объяснить наличие своеобразного философского «понимания»? Видимо, это связано с тем, что человек с самого раннего возраста интересуется окружающим его миром, своим местом в этом мире.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р..docx

— 55.96 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Философия»

по теме: «Философия, ее предмет, 
круг основных проблем и место в культуре»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

Специальность «Юриспруденция»

Группа ЮР-12 Асб

Алимпиева

Галина Николаевна

 

 

 

Екатеринбург

2013

Предмет и структура  философии. Круг основных философских проблем.

Когда начинаешь изучать философию, в той или иной мере имеешь определенное «представление» о ней: можешь знать имена некоторых философов, можно назвать отдельные произведения, вспомнить какие-то высказывания философского плана, возможно, даже объяснить, что такое философия. Откуда это у тех, кто специально не изучал философию, чем объяснить наличие своеобразного философского «понимания»? Видимо, это связано с тем, что человек с самого раннего возраста интересуется окружающим его миром, своим местом в этом мире. А может быть тем, как замечает П. А. Лавров, что философия есть нечто обыденное, нечто до такой степени нераздельное с нашим существом, что мы философствуем, не учась, при каждом произносимом слове, при каждом осмысленном действии, философствуем хорошо или дурно, но постоянно и неудержимо.

В основном «философствуем» мы по самым различным вопросам: как устроен мир, что определяет его существование и изменение, какое место занимает в нем человек, какова его судьба? Более двух тысячелетий люди пытаются выяснить смысл великих общечеловеческих ценностей - истины, добра, справедливости, красоты, счастья, назначения.

Например, великий философ Иммануил Кант в 18 веке спрашивал: «что я могу знать, на что я могу надеяться, что я должен делать?» Древнейших индийских и китайских мудрецов больше всего волновали вопросы смысла жизни и счастья человека, причины его несчастий и их устранение. Мыслители Древней Греции еще в 6-5 вв. до н.э. обсуждали вопросы справедливости и добра. Ко многим «вечным» вопросам не ослабевает интерес и в наши дни.

Мыслителей, обсуждавших «вечные» вопросы еще со времен античности, принято называть философами, а область их деятельности философией. Что же такое философия, чем она занимается, на что направляет свои познавательные усилия, какова ее структура?

Философия в переводе с греческого означает «любовь к мудрости» («филео» - люблю и «софия» - мудрость). На Руси философию так и называли – «любомудрие». Впервые термин «философия» употребил Пифагор Самосский (6 в. до н.э.). Истолкование этого термина и закрепление его в европейской культурной традиции связывается с именем Платона (5 – 4 вв до н.э.).

Возникновение философии есть общеисторическая закономерность развития духовной культуры. Новая форма мысли складывается примерно в одно и то же время (8 - 6 вв. до н.э.) в основных центрах древней цивилизации Индии, Китае, Древнем Востоке, Греции.

Она представляла собой, совокупность логически последовательных суждений, когда каждая мысль вытекает из предыдущей и обусловливает последующую, об общих чертах действительности, месте в ней человека, его роли в мире. Этим отличается философское мышление от мифологического и религиозного, господствовавших в то время, основанных на метафоре и вере.

Философское мышление с самого возникновения основано на постижении действительности с позиций бескорыстного служения истине и понимания ее как высшей ценности. Уместно в этой связи привести мысль Аристотелю, ставшую афоризмом: «Платон мне друг, но истина дороже».

Бесспорным  достоинством философского мышления всегда было стремление не просто накопить массу  сведений самого различного характера, а понять мир как целостный  и единый в своей основе.

Развитие философского знания показывает, что оно отвечает критериям научности: эссенциалистской направленности (стремлении к воспроизведению сущности), обоснованности положений, системности (построению в форме теории, как комплекса взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение и разъяснение какого-либо явления) и проверяемости (обращению к общественно-исторической практике).

Показателем научности знания выступает его  предмет. Под предметом, принято понимать, какую-либо отдельную, поддающуюся более или менее четкой фиксации сферу, сторону реальной деятельности человека на которую направляет свои исследовательские усилия знание, которое входит в круг его интересов.

Что же выступает в качестве предмета философии? Следует иметь в виду, что предмет  философии исторически менялся.

Гераклит  называл первых «любителей мудрости» - физиками, очевидно потому, что они занимались исследованием природы («фюзис» - природа). Именно поэтому их называли физиологами, космологами (учение о мире в целом), натурфилософами (иной смысл это понятие получило в 18 веке).

Первоначальный  интерес к природе был связан со стремлением первых ее исследователей понять сущность природы, космоса, мира в целом. В отличии от мифологии, повествовавшей, кто родил все сущее, «физики» решали вопрос, из чего все произошло. Человек и общество понимаются как органические компоненты и продолжение природы.

Постепенно  формируется представление о «физике», как всеобъемлющего свода знаний, как своеобразной «науке наук». Подобное понимание «философии» сохранилось до середины 19 века.

В середине 19 века в понимании предмета философии возникла иная точка зрения. О. Конт - родоначальник позитивизма («позитивус» - положительный), справедливо отбрасывал претензию прежней философии на роль «науки наук», впал в другую крайность: поскольку, по его мнению, философия не имеет познавательной ценности, то она как особая наука не имеет права на существование. Единственным источником знания являются эмпирические науки, причем «каждая наука сама по себе философия».

Чем же обусловлено существование двух противоположных подходов к пониманию предмета философии? Объяснением тому может послужить сам процесс развития знания, в котором можно выделить три основных периода.

Первый  период связан с существованием совокупного  знания древних. Это знание именовалось «физикой», «космологией», «натурфилософией» или философией природы и обращалось ко всей природе, «космосу» в целом.

Второй  период, характеризуется специализацией знаний, их отделением от совокупного знания, называвшегося «натурфилософией». Причем, каждая новая отрасль знания занималась исследованием своего, особого, отличного от других предмета.

Третий  период, отразивший формирование теоретических  разделов целого ряда наук, их постепенную интеграцию, синтез, начавшийся в 19 веке, и продолжающийся поныне, привел к тому, что многие вопросы общего характера науки стали решать «без философии». Это было обусловлено возможностями самих наук и безуспешными попытками философов делать это в рамках философии, но прежними методами. Именно поэтому в 19 веке и далее в 20 веке зазвучали популярные суждения о предназначении философии.

Именно успехи в развитии специальных наук показали, что существуют проблемы, которыми занимаются не только эти науки, но и философия.

Так, например, проблема познания мира человеком  включает в себя выяснение частных  методик какого-либо эксперимента и  изучение вопросов, связанных с истиной, практикой, творчеством. Поэтому такие «общие» проблемы могут успешно решаться лишь совместными усилиями философии и частных наук. Существуют и специфически философские проблемы, которые может решить лишь философия, опираясь на всю совокупность научных данных и передовую общественную практику.

Предмет философского знания, подобно предмету любой науки вычленяется из совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, исходя из индивидуальных и общественных потребностей человека. Предмет неотделим от особенностей человеческого существования, от стремления человека к осмыслению своего места в мире.

Таким образом, философская традиция свидетельствует  о том, что предметом философии  является всеобщее в системах «человек – мир» и «человек – общество». На этом всеобщем, и сосредоточены усилия философов, из него и формулируются философские проблемы.

Соответственно  и философские проблемы всеобщи, предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры, охватывают мир и жизнь человека в целом, отношение человека к обществу и к миру.

В сложной системе «человек – общество» исследуются общие законы структуры, развития и функционирования общества, его движущие силы. Осуществляется накопление знаний, позволяющих, с одной стороны, объяснить мир человека и самого человека, а с другой - выработать общие рекомендации для их изменения в интересах человека.

Ядром всех философских проблем выступает основной вопрос философии. Он служит отправным теоретическим пунктом всякого философского учения, будь то онтология - учение о бытии, гносеология - наука о формах правильного мышления, философия истории, этика, эстетика, теория научного атеизма, философские проблемы естественных, общественных и технических наук, история философии.

Основной  вопрос философии формулируется  так: как относится сознание к  бытию, духовное к материальному вообще?

Первым  философом, поставившим вопрос об отношении  мышления и бытия, был Парменид (6 в. до н.э.). Энгельс же в 19 в. назвал его «великим основным вопросом всей, в особенности новейшей философии»

Почему  же он является основным? Да, потому, что  от решения этого вопроса зависит  исследование всех других философских  проблем: причинность, сущность, необходимость, форма, материя, природа и суть общественных явлений, человек и его место  в мире. В плане конкретизации основной вопрос философии включает в себя два аспекта, две стороны.

Первая  сторона - это проблема сущности, природы  мира и формулируется в форме  вопроса: что первично? Этот вопрос вынуждает однозначно ответить - является ли мышление, сознание свойством материи, появившимся в результате естественно-исторического развития, или наоборот?

Вторая  сторона - выражает проблему познаваемости  мира и звучит так: познаваем ли мир? Эта сторона отношения познания и материи выливается в проблему - является ли содержание наших мыслей отображением действительного мира, или же в них есть такое содержание, которое не определяется внешним  миром. Вторая сторона основного вопроса философии - это проблема происхождения наших мыслей.

Философы, в зависимости от решения проблемы первичности, делятся на два лагеря. Те, которые утверждают, что дух, сознание, идея существуют прежде природы, т.е. являются первичными, составляют лагерь идеалистов (от слова «идея»). Те же, кто исходным началом считают природу, примыкают к различным школам материализма (от слова «материалис» - вещественный).

Соответственно, направления, школы, к которым примыкают идеалисты и материалисты, называются идеализмом и материализмом и являются основными направлениями в развитии философии.

Материализм исходит из того, что мир существует независимо от сознания, объективно, вечно, никем не сотворен, а сознание - свойство материи, доказывая это всей историей познания и общеисторической практикой.

По  другому говорят идеалисты. Дух, сознание, мышление, психическое первично по отношению к материи, природе, миру физическому и социальному. Идеализм существует в двух основных формах - как объективный идеализм и как субъективный.

Объективный идеализм - система взглядов, в которой  в качестве первоосновы мира утверждается некое всеобщее духовное начало (идея, мировой разум, мировая воля и т.п.).

Субъективный  идеализм - в качестве исходного  начала берет одно из состояний человеческого  сознания и рассматривает мир, как порождение познавательных способностей человека, его ощущений, восприятий, воли, эмоций.

Информация о работе Философия, ее предмет, круг основных проблем и место в культуре