Философия, ее предмет, круг основных проблем и место в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

Когда начинаешь изучать философию, в той или иной мере имеешь определенное «представление» о ней: можешь знать имена некоторых философов, можно назвать отдельные произведения, вспомнить какие-то высказывания философского плана, возможно, даже объяснить, что такое философия. Откуда это у тех, кто специально не изучал философию, чем объяснить наличие своеобразного философского «понимания»? Видимо, это связано с тем, что человек с самого раннего возраста интересуется окружающим его миром, своим местом в этом мире.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р..docx

— 55.96 Кб (Скачать файл)

Проникнуть во внутренний мир другого  человека нет никакой возможности. Мое «Я» «приговорено вариться»  внутри себя, меня не интересуют какие-то объективные законы материального  мира сами по себе. Такая форма мировоззрения, призывающая обратиться внутрь себя, своего субъективного «Я» и закрыть  глаза на то, что делается вне  его (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.), характерна для той  системы общественных отношений, из которой человек устранен как  личность, где понятие свободы  вывернуто наизнанку.

Таким образом можно сделать вывод о том, что идеализм (как объективный, так и субъективный) имеет определенные гносеологические (теоретико-познавательные) корни. Они – в самом процессе познания, в его сложности и противоречивости.

Уже в процессе познания существует возможность отрыва ощущений, понятий  человека от реальных вещей, от объективной  реальности. Объективный идеализм абсолютизирует роль понятий, абстрактного мышления, что и приводит к выводу о первичности  идей, понятий и вообще идеального по отношению к материи, природе, бытию. Субъективный идеализм абсолютизирует роль ощущений, восприятий, одинаково  противопоставляя их всему остальному миру.

Гносеологическая, сторона основного вопроса философии формулируется так: «Познаваем ли мир?». Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, может ли человек в своих понятиях, суждениях, представлениях о действительном мире составлять верное отражение действительности? Материализм всегда стоял на позициях познаваемости мира.

Подавляющее большинство философов-идеалистов также утвердительно отвечает на этот вопрос. Утверждения идеалистов и материалистов относительно возможности познания звучат по форме одинаково, но вкладывается в них различное содержание. Дело в том, что решение второй стороны основного вопроса философии неразрывно связано с решением первой его стороны, т.е. зависит от того, что признается первичным, иными словами, от уяснения того, о познании какого мира идет речь.

Материализм говорит о познании объективного, материального мира, а сами знания рассматривает как  идеальные образы этого мира. Субъективный идеализм сводит процесс познания лишь к описанию собственных ощущений. С точки зрения объективного идеализма, например, Гегеля, – «человек познает не объективный, материальный мир сам по себе, а воплощенное в нем «инобытие» Абсолютного духа».

Вместе с тем есть философы, которые  в принципе отрицают возможность  познания мира. Такие философы называются агностиками (от греч. «а» – не, «гносис» – знание). Агностицизму в древнегреческой философии предшествовал скептицизм (Диоген, Секст Эмпирик) (от греч. «skeptomai» – сомневаюсь).

Скептики выражали сомнение в возможности  достижения достоверного знания о мире. Наиболее крупными, можно сказать  классическими, представителями агностицизма в истории философии были английский философ, историк, психолог Д. Юм и немецкий философ И. Кант (1724–1804). Юм – субъективный идеалист, следовательно, для него мир  – «совокупность моих ощущений».

На вопрос же о том, что стоит  за нашими ощущениями, т.е. чем они  вызываются, Юм отвечал, «что мы не знаем и знать не можем». Кант в отличие от Юма утвердительно отвечал на вопрос о существовании объективной реальности.

Кант признавал, что вещи существуют объективно, вне нас, независимо от нас. Но считал их «вещами в себе», так как «о том, каковы они сами по себе, – писал Кант, – «мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства».

Кант доказывал, что между «вещью в себе» и «явлением» существует непреодолимая пропасть, которую  человеческий разум не в состоянии  преодолеть. Отличие агностицизма Канта  от агностицизма Юма позволяет говорить о двух оттенках, разновидностях агностицизма: юмовского и кантовского. Таким образом, в решении вопроса о познаваемости мира можно выделить следующие основные позиции: скептицизм и агностицизм, гносеологический оптимизм.

Попытка решить вопрос о возможности познания мира, изолируясь от человеческой практики, – это бесплодная попытка. Только в практике человек может доказать истинность и мощь своего мышления. Следует также различать два аспекта проблемы познаваемости мира: способен ли человек познавать мир, т.е. способно ли человеческое сознание правильно отражать мир? И возможно ли достижение полного, исчерпывающего знания о мире?

Другой важнейшей философской  проблемой является проблема метода в философии. Это вопрос о том, в каком состоянии находится мир. Находится ли он в движении, изменении, развитии или в нем господствуют устойчивость и неизменность? Существует ли в мире взаимная связь и обусловленность явлений или они совершенно изолированы друг от друга?

Сам термин «метод» происходит от лат. metode, что в переводе означает «путь к чему-либо». Начало этот термин берет от Сократа. Он возник позже термина «философия». Метод – способ, путь, средство, совокупность правил, требований, принципов, ориентирующих человека в его познавательной и практической деятельности.

Есть методы частные, общие (например, идеализация, формализация, аксиоматический метод, метод математической гипотезы, индуктивный метод), и всеобщие. К всеобщим относятся философские методы: «диалектика» и «метафизика».

Диалектикой в древности называли умение вести беседу, умение установить истину в процессе столкновения мнений. В 18–19 вв. немецкие философы понимали под диалектикой развитие мыслей через противоречия, которые имеются в самих мыслях. Маркс и Энгельс понимали под диалектикой определенный способ подхода к анализу действительности, который характеризуется рассмотрением вещей, явлений, процессов мира в их движении, развитии, изменении, всеобщей связи и взаимной обусловленности.

Термин «метафизика» в переводе с греческого означал буквально  «после физики» и вплоть до начала 19 в. употреблялся как синоним философии. Начиная с Гегеля под метафизикой стали понимать метод, противоположный диалектике. Для метафизики характерно одностороннее рассмотрение явлений, вне их связи с другими явлениями, без учета различных сторон и подходов к изучению объекта.

Метафизику не интересуют происходящие с объектом изменения, она рассматривает  вещь, в сущности, как неизменную, не может проанализировать объективных  причин ее возникновения, развития и  исчезновения. На первый план выдвинулось не просто признание развития, а конкретное содержание развития.

Дело в том, что метафизика в  отличие от диалектики отрицает внутренние противоречия в явлениях и процессах и конечную причину развития видит в потусторонней силе или «первотолчке». Сегодня метафизика как метод в «чистом» виде не существует.

Можно говорить лишь о различных  проявлениях метафизического способа  мышления, таких как схоластика, софистика, эклектика, формализм, догматизм. Практика убеждает в том, что именно диалектический метод является аналогом действительности, а потому более верно ориентирует познавательную и практическую деятельность человека.

Область применения методов частных  наук обычно ограничивается рамками  предмета данной науки. Философские  методы носят универсальный характер. Деление философов на материалистов и идеалистов не совпадает с делением их на метафизиков и диалектиков. Так, немецкий философ Людвиг Фейербах (1804–1872) был крупным представителем материализма. Но его материализм носил метафизический характер. Основатель же диалектики – Гегель – классический представитель объективного идеализма.

Многообразие философских школ и направлений не означает, что  между ними нет ничего общего. Все  они по-своему стремятся решить одни и те же проблемы бытия и познания. В каждом из «направлений» так или иначе отражается та или иная сторона материальной и духовной деятельности человека, его отношение как к самому внешнему миру, так и к его познанию.

По словам профессора философии Санкт-Петербургского университета А.И. Введенского, «...чуткость к чужим учениям – наилучший залог успешного развития философии. Это общий закон развития философии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальные функции философии. Философия и конкретные науки: диалектика взаимодействия. Философская культура специалиста – делового человека.

Взаимоотношение между философией и частными науками носило противоречивый характер и изменялось по мере развития самой философии и частнонаучного знания. Длительное время философия, по существу, играла роль «науки наук», когда наряду со стремлением дать общее понимание бытия и познания она пыталась навязать частным наукам положения и принципы, добытые путем умозрительных рассуждений. Этот факт объяснялся не просто заблуждениями отдельных философов, а общим состоянием духовной культуры и социальными условиями того времени.

Развитие практики, науки, в том числе и самого философского знания, позволило философии самоопределиться в системе научного знания. Каждая конкретная наука исследует качественно определенную систему закономерностей, присущих лишь определенной сфере явлений и процессов.

Философия вырабатывает общий взгляд на мир, исследует его наиболее общие начала и принципы. Но система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире не есть просто конструкции ума. Эта система знаний разрабатывается, выводится из самого мира с помощью конкретных (частных, специальных) наук.

Без опоры на конкретные науки, на практику философия может  превратиться в абстрактные, умозрительные  конструкции ума. А что дает философия  специальным отраслям знания, т.е. частным, конкретным наукам?

Для них она выступает как всеобщий метод и методология познания. Не случайно, русский философ второй половины 18 в. Н.Н. Поповский, образно называл философию «матерью всех наук и художеств». Великий же русский мыслитель А.И. Герцен образно представлял взаимосвязь философии и конкретно-научного знания в виде дерева с его могучим стволом и раскидистыми ветвями.

Подобно тому, как дерево не бывает без ствола и ветвей, так  немыслимы друг без друга наука и философия. «Отнимите ветви, - говорил он, - останется мертвый пень, отнимите ствол - ветви распадутся». Следовательно, философия и конкретная наука не соперницы. Каждая из них в культуре выполняет свои функции.

К сожалению, не изжиты попытки  противопоставления философии и  конкретных наук, проявлениями которого являются сциентизм и антисциентизм. Сам термин в переводе с латинского «scientia», означает «знание, наука».

Сциентизм - мировоззренческая  позиция, абсолютизирующая роль науки  в системе культуры и идейной  жизни общества. Но в качестве образца  науки сциентизм рассматривает  естественные, так называемые точные науки. Он проявляется от подражания точным наукам до абсолютизации естественнонаучного знания, как единственно научного, и отрицания философско-мировоззренческой проблематики, как якобы лишенной познавательного смысла и значения.

Антисциентизм, напротив, концепция, утверждающая ограниченность возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, а в крайних случаях оценивающая науку как силу, враждебную подлинной сущности человека. Философию антисциентизм противопоставляет науке, которая якобы носит утилитарный характер и не способна подняться до понимания подлинных проблем бытия мира и человека.

А является ли философия наукой? На этот вопрос нет однозначного ответа. Некоторые авторы заявляют, что «философия это наука». Другие - выводят философию за границы науки, считают, что к философии неприменимы общепринятые критерии научности. Значительная часть авторов сходится во мнении, что «философское знание есть комплексный интегральный вид знания» что в нем имеются признаки, свойственные: естественно-научному знанию (особенно в таких разделах как онтология, гносеология, методология), а также идеологическому, гуманитарному, художественному, обыденному знанию.

Все вышеизложенное позволяет  сформулировать основное значение философии, выделить ее наиболее важные социальные функции.

Гносеологическая функция. Философия выступает, прежде всего, как содержательное, теоретическое знание о мире и человеке. Среди них важное место занимают такие философские категории, как бытие, материя, предмет, явление, свойство, развитие, причина, следствие, сущность, необходимость, случайность, элемент, структура, система. Ни один человек, тем более специалист, ученый не может обойтись без этих понятий.

Мировоззренческая функция. Философия дает человеку возможность сформировать систему взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации, идеалы.  

Методологическая функция. Будучи системой самых общих теоретических взглядов на мир, человека, системой оценок, принципов, убеждений, философия является средством ориентации человека в социальной, экономической, политической, нравственной и других сферах общественной жизни.

Информация о работе Философия, ее предмет, круг основных проблем и место в культуре