Философия, ее предмет, круг основных проблем и место в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

Когда начинаешь изучать философию, в той или иной мере имеешь определенное «представление» о ней: можешь знать имена некоторых философов, можно назвать отдельные произведения, вспомнить какие-то высказывания философского плана, возможно, даже объяснить, что такое философия. Откуда это у тех, кто специально не изучал философию, чем объяснить наличие своеобразного философского «понимания»? Видимо, это связано с тем, что человек с самого раннего возраста интересуется окружающим его миром, своим местом в этом мире.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р..docx

— 55.96 Кб (Скачать файл)

Особую методологическую функцию в культуре играют ключевые идеи философов, порой намного опережающих свое время. Здесь методологическая функция тесно смыкается с прогностической функцией философии.

Так, идеи Платона о геометрическом строении материи (диалог Тимей) предвосхитили открытие Кеплера и Галилея, в 20 веке отголосок этих идей звучит в творчестве физиков Гейзенберга и Паули. Идеи неевклидового строения пространства были впервые высказаны Николаем Кузанским, интуиция о принципиальной связи электрических и магнитных явлений - немецким философом Шеллингом, и т.п. Идея древней китайской философии об универсальном характере связей противоположных сил «инь» и «янь» нашла свое отражение в знаменитом «принципе дополнительности» Нильса Бора, легшего в основу квантово-механической картины мира. Идеи Циолковского о ракетном освоении пространства во многом стимулировались космическими идеями русского мыслителя Н.Ф.Федорова.

Прогностическая функция. В структуру мировоззрения входят не только знания, убеждения, принципы, но и идеалы, т.е. то, что еще не существует, но мыслится, воображается возможным к осуществлению. Еще И. Кант замечал, что философия не столько отражает то, что есть, сколько предопределяет, что должно быть.

Наличие в мировоззрении  идеалов характеризует его как  опережающее отражение, как такую  идеальную силу, которая не только отражает действительность, но и ориентирует  ее на изменение. Специфика философского предопределения в том, что философия  меняет образ мысли, а изменение  образа мысли влечет за собой и  изменение образа жизни.

Критическая функция. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировоззрения обычно сопровождается критикой различных заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов возникающих на пути истинному познанию. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию.

Принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

С критической функцией философии  тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч.- ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Интегративная функция. Философия выполняет функцию согласования, интеграции всех форм человеческого опыта: практического, познавательного, ценностного. Интегративная функция философии является важным элементом структуры философского знания и одним из существенных показателей и путей реализации растущей роли диалектического и исторического материализма в научном познании в целом и интеграции наук в частности.

В процессе интегративного функционирования научной философии  осуществляется не только ее союз со всеми  частными науками, но под воздействием философии они теснее объединяются между собой. Занимая все более весомое положение в структуре философского знания, эта функция отражает общую тенденцию повышения марксистско-ленинской философии в жизнедеятельности социалистического общества, и в целом создает условия для более плодотворного проявления ее эвристических возможностей.

Воспитательно-гуманистическая  функция. Она заключается в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.

В гуманистической традиции развитие личности рассматривается  как процесс взаимосвязанных  изменений в рациональной и эмоциональной  сферах, характеризующих уровень  гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Общепринятой целью в  мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации.

Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом. В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему.

Они позволяют осмыслить  человека как уникальное явление  природы, признать приоритет его  субъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества.

Следовательно, в современной  трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.

Итак, мы выяснили, что философия - это обобщенная система знаний о мире и человеке. Она возникает  на основе потребности в целостном  понимании мира как связанного и  единого в своей основе. Объективное  положение человека в системе  бесконечного мира таково, что он реально  поставлен в отношение к миру в целом, а не к отдельным его  фрагментам, частным областям или  свойствам.

Философия с момента своего зарождения и стремится осмыслить  мир с точки зрения его целостности  и единства. Специфическая особенность философии состоит в том, что она выступает синтезирующей формой познания. Она дает теоретическое обобщение практической деятельности людей и данных конкретных наук о мире и человеке, результатом которого является особое, качественно новое - философское знание о формах всеобщего.

 

Список использованной литературы

1. Берлин И. Назначение философии// Вопр. Философии. 2009. № 5.

2. Иванова С.В. Влияние идей  гуманизма на формирование гуманитарного  знания. // Вопр. философии. 2007. № 10. С. 19-28.

3. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1995. Разд. 1.

4. Каменский В.А. Философия как  наука. М., 2005.

5. Крейг У. Самое начало. Происхождение Вселенной и существование бога. М., 1996.

6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология.  Культура. М., 1999.

7. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс 1998. С.14-26.

8. Мир философии: Книга для  чтения. М., 1997. Ч.1. Разд.1.

9. Никифоров А.Л. Философия в  системе высшего образования  // Вопр. философии. 2007. № 1.С. 17-23.

10. О настоящем и будущем (размышления  о философии). //Вопр. философии. 2007. № 1. С. 3 - 16.

11. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М, 1991.

 


Информация о работе Философия, ее предмет, круг основных проблем и место в культуре