Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 23:58, курсовая работа
В широком смысле слова под философией религии понимают любую философскую рефлексию по поводу религии. В таком виде философия религии существует на протяжении многих веков в форме отдельных высказываний, рассуждений, фрагментов, реже трактатов, посвященных религии. Философия религии концентрируется преимущественно на человеческо-субъективной стороне религии, обосновывая, правомерность религии как религиозного отношения, а религиозная философия как философское богопознание обращается к объекту религии. То есть, можно сказать, что у философии религии и у религиозной философии предмет один и тот же – религиозное сознание, но разный объект. В первом случае это – человек в его отношениях с миром, во втором случае – это Бог или сверхчувственная реальность.
I. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ - 2
1.1 Общее понятие о философии религии - 2
1.2. Цель и принципы философии религии - 7
II. КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА - 10
2.1 Общество - 10
2.2. Понимания развития общества; соответствующие концепции - 12
Литература
СОДЕРЖАНИЕ
I. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
1.1 Общее понятие
о философии религии
1.2. Цель и принципы
философии религии
II. КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА - 10
2.1 Общество
2.2. Понимания развития общества; соответствующие концепции - 12
Литература
В широком смысле слова под философией религии понимают любую философскую рефлексию по поводу религии. В таком виде философия религии существует на протяжении многих веков в форме отдельных высказываний, рассуждений, фрагментов, реже трактатов, посвященных религии. Философия религии концентрируется преимущественно на человеческо-субъективной стороне религии, обосновывая, правомерность религии как религиозного отношения, а религиозная философия как философское богопознание обращается к объекту религии. То есть, можно сказать, что у философии религии и у религиозной философии предмет один и тот же – религиозное сознание, но разный объект. В первом случае это – человек в его отношениях с миром, во втором случае – это Бог или сверхчувственная реальность.
Философия религии стоит в ряду главных философских дисциплин, являя собой и особый регион, и особый тип философствования. Она не должна пониматься только в качестве "философского элемента" религиозного мировоззрения (а в каждой достаточно развитой религиозной системе можно выделить философский "элемент" - то, что часто называют "религиозной философией"); её следует понимать, прежде всего, как ту "часть" философии вообще, которая обращена в своих познавательных усилиях к религии.
а) либо как предмет отношения,
б) либо как предмет исследования.
Отсюда и сам термин "философия религии" может пониматься либо в широком (первом из указанных), либо в узком (втором) смысле.
Философия, имеющая и выражающая то или иное отношение к религии, есть философия религии в широком смысле слова; она представляет собой совокупность явных и неявных философских установок по отношению к религии; это общая позиция, занятая философией в отношении религии, сумма (но не система) философских высказываний о религии. Определённая позиция по отношению к религии обнаруживается практически в любой философской доктрине. Философия как таковая всегда проявляла и проявляет интерес к религии; более того, представляется, что философия вообще не может не быть в одном из своих аспектов именно философией религии: философия неизбежно содержит в себе отношение к религии. Для такого положения дел (то есть для того факта, что философия всегда так или иначе, относит себя к религии) существенными являются два условия.
Первое условие может быть названо "генетическим". Известно, что на начальном этапе своего становления философская мысль ещё не вполне отделена от мифологии и религии, она функционирует в ситуации недостаточной разделённости мифа и логоса. Философия в этот период несёт отпечаток генетической связи с религией. Это выражается хотя бы в том, что её темами и вопросами становятся предметы прежнего мифологического переживания, содержание религиозной мудрости и компоненты культовой практики. Философии неоткуда было появиться, кроме как из религиозно-мифологической культуры, поэтому обособление философии от религии и явилось первым выражением отношения философии к религии. Философия осуществила перенос актов переживания мира из области телесных действий и душевной спонтанности в область сознания, рациональной рефлексии. Обособляясь от религии, философия осмысляет, и обозначает этот свой суверенитет, определяя себя и свою самостоятельность, прежде всего, естественно, в отношении религии. Итак, генетическая связь философии с религией, теоретическая преемственность и затем постоянное сосуществование этих форм духовной жизни в границах общечеловеческой культуры, - это первое условие исконного внимания философии к религии (то есть, иначе говоря, первое условие существования философии религии в широком смысле).
Второе условие можно обозначить как "формальное". Осознав себя самостоятельной областью духовной деятельности, философия выдвигает свои притязания на оправдание и санкцию для всякого явления реальности, становится мерой всех вещей; "вследствие способности к сознательному размышлению, к рефлексии, - пишет Владимир Соловьёв, - человек подвергает суждению и оценке все фактические данные своей внутренней и внешней жизни". То или иное явление может теперь считаться действительным только в том случае, если эту его действительность подтвердит философия (иными словами, философствующий человеческий разум). Европейская философия утверждает себя как высшее познавательное усилие, контролирующее все иные усилия человека. Итак, поскольку в сферу внимания и интереса философии попадает вся реальность без исключения, то предметом такого критического внимания с необходимостью становится и религия.
Таким образом, философия вообще всегда является и (в том числе и) философией религии, однако, как видим, лишь в довольно общем смысле, только в связи со своей "природой", чуть ли не принудительно. Философия есть специфическое отношение ко всему сущему, значит - и к религии, следовательно, философия так или иначе с необходимостью является философией религии. Такое рассуждение даёт представление лишь о философии религии в широком смысле слова. Конституирование собственно философии религии требует перехода от указанного широкого и неопределённого понимания данной дисциплины к её пониманию в более узком и специфическом смысле, как действительно особого и отдельного типа философствования, обладающего и своим предметом, и своими принципами и методами. Иначе говоря, необходим логический и методологический переход от философии религии в широком смысле (отношение и высказывание) к философии религии в узком смысле (исследование, концепция, теория).
Философия религии в узком (собственном) смысле слова - это особое философское рассуждение, выделенное из философии вообще и обладающее значительной степенью явной (сознательной и преднамеренной) автономности. Это достаточно обособившаяся философская дисциплина ("отрасль") со своим набором тем и проблем. Это философствование, имеющее своим предметом религию, причём обращение философии к религии имеет здесь характер не отношения, а исследования; тут налицо не просто речь о религии, но целенаправленное сосредоточение на ней.
Разумеется, философия
религии в узком смысле не исключает
существования философии
В дальнейшем речь будет идти о философии религии в собственном (узком) смысле слова. Так понимаемая философия религии представляет собой и самостоятельный раздел, и особый тип философствования, то есть она выделена из философии в целом одновременно и "количественно", и "качественно". Количественная определённость философии религии задаётся тем предметом, к которому она обращена в своём познавательном усилии. Этот предмет - религия. Сама религия в качестве предмета философского исследования может рассматриваться неоднозначно. Во-первых, это религия вообще, религия как таковая, религия в своей сущности - то есть в отвлечённом, абстрактном, метафизическом смысле. Во-вторых, это конкретная религия (религиозная система, религиозная традиция), то есть религия вообще, взятая в своём конкретном воплощении, в своём частном варианте. По степени выражения сущности религии вообще в каждой конкретной религиозной форме (то есть по степени полноты эмпирической конкретизации метафизической сущности) эти варианты могут быть логически систематизированы. Кстати, определение предмета философии религии до сих пор предстаёт как одна из её главных проблем.
Качественная определённость философии религии задаётся её методами и принципами. Способы построения и применения философской теории религии (то есть её методология), как правило, определяются общим характером той философской системы, на базе которой такая теория возникает и строится. При этом важно не только качественно обосновать философию религии, но и обеспечить адекватность философского познания религии. Если при этом истинность (адекватность) познания определяется как формально-теоретическая непротиворечивость, то адекватной должна считаться такая философско-религиозная теория (концепция), которая, будучи создана на основе конкретной философской системы, не противоречит этой системе (не выпадает из контекста). Однако в таком случае мы можем получить знание в большей мере об этой конкретной философской системе, её отношении к религии, чем о самой религии как таковой. Как видим, правильно и непротиворечиво построенная философия религии, формально претендуя на статус философии религии именно в узком смысле, оказывается, тем не менее, лишь вариантом философии религии в широком смысле, то есть в данном случае не столько исследует религию, сколько использует её, дабы выразить своё к ней отношение. При этом, естественно, лишь выражается и подтверждается точка зрения на предмет; сам же предмет исследования выступает только как повод для выражения исходных установок исследователя по отношению к указанному предмету; таким образом, в результате описывается не столько сам предмет как он есть, сколько отношение к нему.
Итак, если за истинность принимать формальную непротиворечивость, то мы никогда не получим никакой философии религии в узком, действительном смысле. Если же под истинностью разуметь как минимум верное отражение (теоретическое воспроизведение) сущности некоторого явления (здесь - религии), то адекватной своему предмету должна считаться такая философия религии, которая компетентна в религиозных вопросах. Лишь в случае наличия такой очевидной компетентности мы можем ожидать от философии значимых и адекватных результатов исследования религии (поскольку адекватность прямо вытекает из компетентности). Это исследование должно преследовать вполне определённую цель и опираться на вполне определённые принципы.
1.2. Цель и принципы философии религии
Цель философии религии - познание религии в её сущности, при этом такое познание, которое сохранило бы религию как религию, не уничтожая её прямо и не превращая её ни во что другое (то есть, не уничтожая её и косвенно). Такова цель вообще всякого конструктивного исследования.
Указанная цель требует определённых принципов познания. Основные принципы философского исследования религии таковы.
Во-первых, отношение философии религии к своему предмету как к чему-то реальному (то есть существующему до и помимо всякого исследования) требует утверждения принципа объективности. Указанная объективность состоит в признании того, что предмет философии религии реален, действительно существует. Это первое, начальное, коренное убеждение философии религии (точно так же подобное убеждение лежит в основании всякого познавательного усилия или процесса). Дабы возникло исследовательское обращение философии к религии, требуется допустить, что они не одно и то же (то есть допустить дистанцирование философии от религии), но в то же время, чтобы это обращение было реальным, а не иллюзорным актом, надо признать реальность предметной стороны данного обращения, то есть религии. За объективность, однако, часто пытаются выдавать отсутствие такого изначального убеждения в реальности религии; объективность представляют как полное отсутствие всяких убеждений, называя это "непредвзятостью". Такое представление об объективности несёт в себе существенную слабость. Так понимаемый "объективизм" задаёт отчуждённость исследователя от своего предмета и вынуждает редуцировать неочевидно-реальную религию к очевидно-реальным фактам частного опыта. "Объективность" как отчуждённость, как совершенная отделённость исследователя от своего предмета делает этот предмет совершенно непроницаемым для внешнего наблюдателя.
Отсюда ясно, что наряду с объективностью, утверждающей реальность предмета философско-религиоведческого исследования, требуется, во-вторых, и некоторая причастность исследователя своему предмету. Для того, чтобы предмет не только был положен как реальный, но и был понят, требуется своего рода "субъективность" как принцип исследования. Этот принцип необходим для понимания предмета познания; он выражается как та или иная степень причастности предмету, который в этом случае становится "проницаемым" для философского умозрения и тем самым меньше подвергается "разрушению" в результате познавательного акта. Как реальность предмета исследования требует объективности, так понимание предмета требует субъективности в указанном смысле. Важно при этом не отдавать предпочтения ни первому, ни второму из указанных принципов, ибо целью философии религии является и не "объективное", и не "субъективное", но адекватное теоретическое описание религии.
Но такое описание есть, в конце концов, выражение результатов исследования на общепонятном уровне. Следовательно, существенным является ещё и требование доступности выводов философско-религиоведческого исследования. Указанное обстоятельство делает необходимым введение третьего принципа философии религии - принципа интерсубъективности, то есть (в данном случае) - требования всеобщей доступности и значимости результатов познания. Интерсубъективность предполагает, таким образом, не только понимание предмета, но и понятность этого понимания (дабы не получалось, что каждый исследователь говорит о своём и по-своему). Провести на практике этот принцип значительно труднее, чем первые два, ибо единый философский язык вряд ли возможен. Если, тем не менее, в языке, ориентированном преимущественно на европейскую ментальную парадигму, доступность выводов ещё как-то можно обеспечить, то значимость этих выводов вне той исследовательской программы, в рамках которой они достигнуты, как правило, невелика. Интерсубъективность, проведённая последовательно и до конца, требует особого рода "конфессиональности" (возможно, этим как раз объясняется "сектантский" характер некоторых философских школ, например, пифагорейской).