Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:35, реферат
Стоицизм и скептицизм – это отражение трансформации эллинской культуры в эллинистическую.
Цель данной работы изучить особенности философии стоической школы и скептицизма. Для достижения цели последовательно рассмотрим оба течения на фоне особенностей самой эллинистической культуры бытия.
Работа написана на базе учебников и учебных пособий по философии, как отечественных так и западных авторов.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Специфика философии эпохи эллинизма……………………………...3
2. Стоицизм в Древней Греции и Риме…………………………………...9
3. Скептицизм……………………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….23
Существование объективного мира ни на одно мгновение у скептиков не отрицалось. Хотя, согласно принципу относительности всего нас окружающего, наших мыслей и действий, космос познать невозможно.
Исторически скептицизм представляет собой сложный феномен. А.Н. Чанышев по этому поводу писал: «Агностицизм скептиков не может быть поставлен им в заслугу. Однако скептицизм имел и положительное значение благодаря тому, что он остро поставил проблему знания и истины, обратил внимание на философский плюрализм, который, правда, обратил против философии и философов. Достоинством скептицизма является его антидогматизм. О скептицизме можно сказать, что он двояк. Непосредственно он ведет к агностицизму, учит о непознаваемости мира. Опосредствовано же он толкает философскую мысль на поиск критерия истины, вообще возбуждает интерес к проблеме философского знания, его сходства с научным знанием и его отличия от него».
Несовершенство органов чувств человека, его ничтожность перед величием природы, историческая ограниченность и относительность знания были абсолютизированы, и философии был вынесен приговор: «Философия не способна дать адекватное знание». [6, c. 92]
Действительно, в развитии скептической точки зрения античному скептицизму принадлежит особое место. Гегель правильно отметил преимущество античного скептицизма по сравнению со скептицизмом нового времени: только первый «носит подлинный, глубокий характер». В то время как другие философские учения либо утверждают, что они уже нашли истину, либо с порога отвергают возможность установления, античные скептики ищут истину, и их философия есть ищущая, испытующая, исследующая.
Как философское учение скептицизм «направлен против рассудочного мышления, которое признает отдельные различия - последними, сущими различиями». Скептические «тропы», особенно пять поздних, добавленных Агриппой, представляют, согласно оценке Гегеля, «основательное оружие против рассудочной философии», имеют предметом своего опровержения «самую сущность определенности», а само развитое скептиками опровержение определенного Гегель называет «исчерпывающим». По словам Гегеля, «требовалась удивительная сила отчетливой абстракции, чтобы во всяком конкретном материале, во всем мыслимом познать эти определения отрицательного или противоположения и в этом же определенном находить его же границу». По Гегелю, утверждение скептицизма, будто все лишь кажется, не является субъективным идеализмом, так как в утверждении этом, поскольку оно «вскрывает противоречие в одном и том же предмете», содержится объективная сторона. Поскольку скептицизм относительно всякого содержания, будь то ощущаемое или мыслимое содержание, доказывает, что оно лишь кажется и что ему противостоит противоположное ему содержание, он «является, — утверждал Гегель, — моментом самой философии» [1, с. 422].
Заключение
Итак, стоицизм был не чем иным, как субъективной разновидностью досократовской теории материальных элементов, и прежде всего огня. А скептицизм был не чем иным, как продуманной до конца философией непрерывной и нерасчлененной текучести Гераклита.
Стоицизм как философское учение — сложное мировоззренческое образование. Он сочетал в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма. С течением времени идеалистическая тенденция в стоицизме нарастала, а сам стоицизм все больше превращался в этическое учение.
Стоицизм как философское направление не только развивалось как самостоятельное течение, но и служило связующей базовой нотой для иных философских воззрений.
Скептицизм как философское направление — признак угасания творческой мысли греческих мыслителей, хотя, по мнению Канта, скептики небезосновательно поставили под сомнение первые опыты построения философии: «Попытки создать такую науку были даже, без сомнения, первою причиной возникшего столь рано скептицизма, в котором разум действует сам против себя так насильственно, что подобный образ мыслей мог появиться только при совершенном отчаянии достигнуть удовлетворительного разрешения важнейших задач разума».
В развитии скептической точки зрения античному скептицизму принадлежит особое место. С точки зрения Гегеля античный скептицизм носит подлинный, глубокий характер. В то время как другие философские учения либо утверждают, что они уже нашли истину, либо с порога отвергают возможность установления, античные скептики ищут истину, и их философия есть ищущая, испытующая, исследующая. Как философское учение скептицизм «направлен против рассудочного мышления, которое признает отдельные различия - последними, сущими различиями.
Список литературы