Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:57, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является раскрытие понятия и направлений философии эпохи Возрождения, а также предпосылок её возникновения.
Задачами являются:
дать понятие философии эпохи Возрождения;
раскрыть основные направления философии данной эпохи;
рассмотреть и выявить главное в некоторых концепциях философов.
Введение.
Глава 1. Характеристика философии эпохи возрождения.
Глава 2. Основные направления философии эпохи возрождения.
Глава 3. Социально – политическая философия эпохи возрождения.
Заключение.
Список литературы.
-
человек может добиться
- загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
- человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
- внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
«Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания. Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения.
Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности»4.
Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.
«Теоретики неоплатонизма противопоставляли сложившийся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона; предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей; не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления»5.
Наиболее известными неоплатонистами являлись Николай Кузанский и Джованни Пико дела Мирандола. Николай Кузанский (1401 - 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов.
«Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.
Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».
В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит: «Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем»6.
Было бы неверно видеть в космологических построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но, расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т. е. к ее освобождению от религиозного толкования.
В
период Позднего Возрождения (XVI – XVII вв.)
в Европе (особенно Италии) получили
распространение натурфилософск
«Натуралистическое толкование философско-мировоззренческих проблем нашло отражение в творчестве таких мыслителей позднего Возрождения, как Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Николай Коперник (1473-1543), создавший гелиоцентрическую систему мира, фактически начинает освобождение естествознания от теологии. Его учение о мире укрепило и усилило убеждение в способности человеческого разума постичь истину.
Мыслителем, философски обосновавшим учение Коперника, является Джордано Бруно (1548-1600) . Признавая первичность материи, он развивает мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях. Существуют, говорил Д. Бруно, бесчисленные солнца и бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц подобно нашей планете. Ни один из этих бесчисленных миров бесконечной, но в то же время единой Вселенной не создан Богом. Вселенная вечна. Доказывая вечность Вселенной, Бруно подчеркивал необходимость исторического рассмотрения её составных частей. Эта замечательная идея свидетельствует о наличии в его философии элементов диалектики.
Осмысление мира как бесконечного приводит Бруно к мысли о безграничности познания. Источником познания бесконечного он считает разум. Чувства, по его мнению, не способны воспринимать бесконечность. В теории познания он стоит ближе к рационализму.
В развитии натурфилософии эпохи Возрождения существенный вклад внесли ученые-естествоиспытатели, которые на основе экспериментов выдвигали глубокие идеи, способствовавшие разработке методологии научного познания. Так, Г. Галилей (1564-1642), открывший целый ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента в научном познании. Он нашел точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связывать абстрактное научное мышление с конкретными восприятиями явлений и процессов природы»7.
Как
мы видим, во всех концепциях философов
эпохи Возрождения «красной нитью» проходит
повышение интереса к человеку. Свобода
человека как индивидуальности являлась
для философии Возрождения одной из главных
проблем. Хотя пути достижения свободы
и равенства предлагались различные. Так
или иначе, выдвигается новая Возрожденческая
идея, концепция человека требует ее реализации
и утверждения в организации общественной
жизни, соответствующей представлению
о природе и сущности человека.
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:
Философия Реформации.
Начало XVI в. ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви. Апогеем ее нравственного упадка и предметом особого возмущения стала продажа индульгенций — грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок.
«Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбургской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенции, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооружённой) борьбе против католицизма»8.
Основные идеи Лютера сводились к следующему:
-
общение между Богом и
- между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая церковь;
- необходимо упрощение обрядов;
- церковь должна стать демократичной, а обряды – понятными людям;
- необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;
-
должен быть восстановлен
- дело служения Богу – не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;
-
необходимо освободить
-
необходимо запретить
Попыткой пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью также занимались: Эразм Роттердамский, Жан Кальвин, М. Лютер, Томас Мюнцер, Усенлиф.
Политическая философия.
К концу XV и началу XVI в. гуманизм оказывается в глубочайшем кризисе, от которого он так и не оправится. Трагическая реальность разбила все мечты о благом государственном устройстве и о человеке как богоподобном существе. Итальянские города не смогли преодолеть раздробленности. Ответом на эти условия явилось учение Н.Макиавелли (1469-1527). Его основные произведения: «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь».
«Его творчество знаменует собой новый подход к политике как к чему-то автономному, свободному от давления метафизики, религии и морали (традиция от Платона до Фомы Аквинского). Политика для политики. Религия и мораль оказывается у Макиавелли подчиненными политическим соображениям. Рассматривая политику, как совершенно самостоятельную сферу деятельности человека, он определяет ее цель - создание и укрепление государства, а критерием этой деятельности объявляет пользу и успех. Хорошим и благим является все, что способствует укреплению государства,
и, соответственно, наоборот. Пользоваться или не пользоваться добродетелями зависит от конкретной политической ситуации»9.
Государь должен «не отклоняться от добра, если это возможно, но вступить на путь зла, если это необходимо»10. В сущности, Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило – «цель оправдывает средства»: «Пусть обвиняют его поступки, - говорит он о политическом деятеле, - лишь бы оправдывали результаты».
Итальянская и европейская действительность не оставляли надежд для создания государства в республиканской форме. Целью же Макиавелли было «всеобщее благо», поэтому спасение отечества он видел только в сильной центральной власти. Государь, о котором идет речь в его знаменитой книге, не наследственный монарх-деспот, а человек, создающий новое государство, которое затем сможет перейти к республиканской форме правления. Государь-законодатель выступает у него как выразитель общенациональных интересов, противостоящих феодальной раздробленности.
Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков, как средневековья, так и последующих эпох.
Философия социалистов – утопистов.
В эпоху Возрождения наблюдается интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуации к лучшему.
Однако часть философов основное внимание сосредоточили на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия, и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты – утописты. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
Первой концепцией переустройства общества о создании совершенного гражданского общества, воплощающего идею равенства между людьми, претендующей на всеобщность, явилась теория Томаса Мора (1478 – 1535 гг.), выдающегося английского мыслителя и гуманиста. Он сформировал основные принципы идеального, совершенного государства в своей знаменитой книге «Утопия» (1516 г.).
«Экономической основой идеального государства «Утопии» является упразднение частной собственности и утверждение собственности общественной, обеспечивающей равенство между всеми индивидами, наделенными равными социальными правами. Только на этой основе достижима гармония в обществе и счастье в повседневной жизни. По мнению Мора, в государстве «Утопия» необходимо ввести принцип распределения основных продуктов общественного производства для удовлетворения потребностей человека. Принцип распределения преследует цель создать гарантии для развития творческих дарований каждой индивидуальности, основой которых является развитие разума и интеллекта. Поэтому всеобщее просвещение и образование должно основываться на научных изысканиях, особенно прикладного характера. Ориентация на преимущество умственного труда позволяет превратить труд в естественную потребность, доставляющую удовольствие. А для этого утопийцы вводят 6 часовой рабочий день для всех. Особенно почитаем, труд на благо общества, а потому труд является обязанностью, от которой никто не может уклониться.