Философская мысль Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:24, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - ознакомление с основными идеями древнекитайской философии, а также попытка разобраться, в чем же привлекательность и живучесть этих идей.
Актуальность данной работы обуславливается тем, что несмотря на то, что Древнекитайская философия является очень старой, она все еще пользуется интересом у большого числа людей, и многие люди все еще придерживаются постулатов этой философии.
При написании работы были определены следующие цели:
- Определить особенности развития и философские школы в древнем

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3 стр.
Социально-культурные предпосылки
становления и развития Философии в Древнем Китае……………..….4 стр.

Конкретно- исторические этапы
развития философии Древнего Китая……………………………......…11 стр.

Основные школы в Древнекитайской философии и их учения..13 стр.
- Даосизм
- Конфуцианство
- Моизм
- Легизм
- Школа Имен
Заключение………………………………………………………………23 стр.

Список используемой литературы…………………………………..…21 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 68.89 Кб (Скачать файл)

Правители пожалованных владений делили полученную ими землю на многочисленные участки, организовывали рабов и  насильно принуждали их заниматься коллективным трудом, в чем, в частности, и состояла суть системы колодезных полей.

В соответствии с требованием кровных  родовых отношений рабовладельцы-аристократы  разработали родовую систему, согласно которой подчеркивались различия между  родом правителя и родами его  сыновей, между родами сыновей от старшей жены и наложниц, между  родами, относящимися к прямой и  женской линиям, поддерживалась система  рангов, определявшая зависимость людей  от друг друга, а также была разработана  система потомственного наследования занимаемых постов и получаемого  жалованья, предоставлявшая привилегии рабовладельцам-аристократам разных рангов. Такая запутанная и многоступенчатая система служила основой государства при рабовладельческом строе и поддержания порядка в обществе.

Рабовладельческий строй при династиях  Шан и Чжоу представлял систему бесчеловечной, жестокой эксплуатации и угнетения. Не только земля и средства производства находились в собственности рабовладельца, но и рабы рассматривались как его частная собственность, которых он мог использовать на работах, продавать , дарить, убивать, хоронить вместе с умершими хозяевами в могилах или использовать как скот при жертвоприношениях. В ответ на такое бесчеловечное отношение рабы уклонялись от работ, приводили в негодность средства производства, убегали, поднимали восстания и т.д., выражая таким образом свой протест. Жестокая классовая борьба между рабами и рабовладельцами в период династий Шан и Чжоу способствовала развитию философии.

Условия общественной жизни при  династиях Шан и Чжоу придали философии две резко выраженные особенности.

В первую очередь в сфере идеологии  главное место занимало религиозное  мировоззрение. При династии Шан высшим божеством, создавшим всё и распоряжавшимся всем, считался Шанди (Верховный император), а при династии Чжоу возникло представление о “воле Неба”. Эти религиозные представления были использованы классом рабовладельцев как духовное оружие для установления своего господства и закабаления народа. Философия разрабатывалась и развивалась в форме религии, религиозные идеалистические взгляды занимали господствующие позиции , а материалистическая философия еще не выделилась из сферы религии. Хотя в то время уже существовали теория о светлом и темном началах, учение о восьми триграммах и учение о пяти стихиях, содержащих положения примитивного материализма и спонтанно возникшей диалектики, и хотя предпринимались попытки объяснить изменения в предметах на основании противостояния светлого и темного начал, объяснить появление всего сущего на основе многочисленных предметов из мира природы, все же эти идеи были скованы религиозными представлениями. Только после того, как в конце Западной Чжоу получили развитие атеистические представления, эти идеи постепенно обрели жизнь и силу.

Философия при династиях Шан и Чжоу была тесно связана с политико-моральными представлениями. С возникновением рабовладельческого строя отношения между людьми превратились в отношения противоборствующих классов. Для того чтобы эффективно поддерживать свое господство, класс рабовладельцев нуждался не только в политической силе, но ему было необходимо выработать и моральные категории, в которых отражались и выражались бы права и обязанности людей, добрые и дурные поступки. Как указывается в главе “Поднебесная” в сочинении “Чжуа-цзы”, философия в этот период “считала Небо главным, добродетель - основой”, что соответствует реальной исторической обстановке. Этот вывод свидетельствует о том, что в то время философия, религия и мораль были тесно связаны друг с другом.

Иньский правитель Пань-гэн, предостерегая народ, говорил:”(Для меня) нет далеких и близких, тот, кто совершит преступление, будет наказан смертью, тот, кто проявит добродетель, будет прославлен за сделанное добро”(Шан-шу, гл. 9), т.е. независимо от степени родства совершивший преступление и творящий зло будет приговорен к смертной казни, а совершающий добрые дела будет награжден. Еще более ценили “добродетель” чжоусцы, выдвинувшие положение: ”Проявлять добродетель и остерегаться наказаний”(Шан-шу, гл. 14). Подобные представления о вознаграждении за добрые и наказании за дурные поступки показывают, что в эпоху Шан и особенно при династии Чжоу уже сложилась начальная политико-моральная философия.

По своему содержанию морально-этические  нормы класса рабовладельцев быстро усложнялись. В соответствии с потребностями  родового рабовладельческого строя, его  иерархической системы, системы  пожалований и системы потомственного наследования понятия “ правила  поведения” превратилось в наиболее важную норму оценки поведения, призванную защитить положение стоящих на иерархической  лестнице в соответствии с рангами. “Династия Инь следовала правилам поведения династии Ся; династия Чжоу следовала правилам династии Инь”(Лунь юй, гл. 2). Так, отбрасывая одно и добавляя другое, правила поведения передавались от династии к династии и в своем развитии превратились в сложнейшую систему. Помимо “правил поведения”, важное место занимали “сыновья почтительность” - продукт родовых кровных связей . Встречающиеся в “Ши-цзине” слова “пусть помощники правителя обладают сыновним долгом и добродетелями” выражают требование проявлять родственные чувства к тем, к кому их следует проявлять, и уважать тех, к кому следует проявлять уважение, что предусматривается родо-иерархической системой.

Указанная особенность была присуща  не только философии в период династий Шан и Чжоу. Почти вся древнекитайская философия была тесно связана с политико-моральными взглядами, и эта связь неотделима от родо-иерархической системы и системы потомственного наследования, в течение длительного периода сохранившихся как при рабовладельческом строе, так и в феодальном обществе. Особенно ярко это проявилось в учении школы служилых, более двух тысяч лет занимавшем господствующее положение в обществе, главное направление которого было тесно связано с философией, носившей политико-моральный характер. Исходя из сказанного, можно утверждать, что рассматриваемая особенность философии при династиях Шан и Чжоу, в разных формах и в разном содержании, проявлялась в любом периоде развития древней философии в Китае.

  1. Конкретно-исторические этапы развития философии Древнего Китая

Два основных этапа развития философской мысли в  Древнем  Китае:  этап

зарождения философских  воззрений, который охватывает период VIII-VI  вв.  до н. э., и этап расцвета философской мысли - этап соперничества “100  школ”,

который традиционно относится  к VI-III вв. до н. э.

Период складывания  философских  воззрений  древних  народов,  которые

жили в бассейнах рек  Хуанхэ,  Хуайхэ,  Ханьшуй  (VIII-VI  вв.  до.  н.э.)  и

заложили основы китайской  цивилизации, по времени  совпадает  с  аналогичным процессом в Индии и Древней Греции. На  примере  возникновения  философии  в этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым  шло становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.

Одновременно  история  становления  и  развития  философии  неразрывно связана с классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу.  Противостояние

философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу  между силами  прогресса  и  реакцией,  цеплявшиеся  за   все   старое   освящавшее авторитетом традиции, нерушимость и вечность своего господства.  В  конечном итоге  столкновения  взглядов  и  точек  зрения  выливались  в  борьбу  двух основных направлений в философии - материалистического и идеалистического  - с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.

Специфика китайской философии  непосредственно  связана  с  ее  особой ролью в той острой социально-политической  борьбе,  которая  имела  место  в

многочисленных государствах  Древнего  Китая  периодов  “Весны  и  осени”  и

“Сражающихся Царств”. Развитие социальных отношений в  Китае  не  привело  к

четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В  Китае своеобразное разделение труда между политиками и  философами  не  было  ярко выражено, что обусловило прямую,  непосредственную  подчиненность  философии политической  практике.  Вопросы  управления  обществом,   отношения   между различными социальными группами, между царствами - вот  что  преимущественно интересовало философов Древнего Китая.

Другая особенность развития китайской философии связанно  с  тем,  что естественнонаучные наблюдения китайских ученых  не  находили,  за  небольшим

исключением, более или  менее адекватного  выражения  в  философии,  так  как философы,  как  правило,  не  считали   нужным   обращаться   к   материалам

естествознания. Пожалуй,  единственным  исключением  в  этом  роде  является

школа моистов и школа натурфилософов,  которые,  однако,  после эпохи Чжоу прекратили свое существование.

Философия и естествознание существовали в Китае, как бы  отгородившись

друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый  ущерб.  Тем

самым китайская философия  лишила себя надежного источника  для  формированию цельного  и  всестороннего  мировоззрения,  а  естествознание,   призираемое официальной идеологией, испытывая трудности в  развитии,  оставалась  уделом одиночек и  искателей  эликсира  бессмертия.  Единственным  методологическим компасом     китайских      естествоиспытателей      оставались      древнее  наивно материалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.

Этот взгляд  возник  в  Древнем  Китае  на  рубеже  VI  и  V  веков  и

просуществовал вплоть до  нового  времени.  Что  касается  такой  прикладной отрасли естествознания, как  китайская  медицина,  то  она  и  по  сей  день руководствуется этими идеями.

Таким образом оторванность китайской философии от  конкретных  научных знаний  сузило  ее  предмет.  В  силу  этого   натурфилософские   концепции,

объяснения природы, а  также  проблемы  сущности  мышления,  вопросы  природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большего развития.

Обособленность   древнекитайской   философии   от   естествознания   и

не разработанность вопросов логики являются одной  из  главных  причин  того,

что формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно.  Для большинства китайских школ  метод  логического  анализа  остался  фактически неизвестным.

Наконец, для  китайской  философии  была  характерно  тесная  связь  с мифологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные школы в Древнекитайской философии  и их учения

В 221 г. до н. э. в Китае пришла к власти династия Цинь. Время ее правления было весьма кратким (до 207 г. до н. э.), но значимым, так как за это время вновь произошло объединение Китая и формальная императорская власть наполнилась реальным содержанием. Китай был объединен единой властью и во время правления следующей династии – Хань – вплоть до 220 г. н. э.

Столетие, предшествовавшее династии Цинь, было периодом государственного и социального разложения, в котором соперничали в борьбе за власть отмирающая родовая знать и набирающая силу олигархия. Родовая знать стремилась к возвращению прежних порядков, сложившихся во времена династии Чжоу (1021—404 до н. э.). Олигархия, сила которой в обществе основывалась на экономических принципах владения, выступала с требованиями необходимости правового закона (фа), согласно которому социальные отношения регулировались бы без скидок на происхождение.

Ханьский историк Сыма Тань (ум. в 110 г. до н. э.) выделяет несколько философских направлений, появившихся в это время:

 

Даосизм.

В центре внимания стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет  и действует спонтанно, без каких-либо причин. Космический человек - Поньга. Мир появился из его частей. Философия: безличностные начала принадлежат Вселенной. Дао - путь, дорога, причина, цель развития мира. Два Дао: незыблемое, постоянное начало, некая черная дыра, пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно есть. Втоpое: реальное Дао - направленность пути человека его судьбой, естественная природа вещей. Появляются еще два первоначала - небо и земля. Поньга рождается, раздвигая пустоту, образуя небо и землю. Безличностные начала: два Дао: Ян - некоторое мужское начало (светлое, активное), Инь - некоторое женское начало (темное, пассивное). Ян устремляется в небо, Инь в землю. Есть еще один элемент - Цзы, выполняющий роль склеивающего начала между Ян и Инь. Дао разлито повсюду - идея пантеистического начала (божественное начало - везде разлито, везде его можно найти). Что надо, чтобы познать? Пpинцип недеяния - Увей. В этом мире ничего нельзя менять, к Дао надо приобщаться. Тот, кто мудр, тот не говорит. Представления о Дао есть и у Конфуция и в других школах.

Лао-цзы (старый учитель) считается старшим современником Конфуция. Согласно ханьскому историку Сыма Цяню, его настоящее имя было Лао Дань. Ему приписывается авторство книги «Дао дэ цзин», которая стала основой дальнейшего развития даосизма.

Дао – это понятие, при  помощи которого возможно дать универсальный, всеобъемлющий ответ на вопрос о  происхождении и способе существования  всего сущего. Оно в принципе безымянно, везде проявляется, ибо есть «источник» вещей, но не является самостоятельной  субстанцией, или сущностью. Само дао не имеет источников, начала, является корнем всего без собственной энергетической деятельности.

Дао (пути) внутренне присуща  собственная творческая сила дэ, через  которую дао проявляется в вещах при воздействии инь и ян. Понимание дэ как индивидуальной конкретизации вещей, для которых человек ищет имена, радикально отличается от антропологически направленного конфуцианского понимания дэ как нравственной силы человека.

Онтологический принцип  одинаковости, когда человек как  часть природы, из которой он вышел, должен удержать это единство с природой, постулируется также гносеологически. Речь здесь идет о согласии с миром, на котором основывается душевное спокойствие  человека.

Информация о работе Философская мысль Древнего Китая