Философская мысль Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:24, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - ознакомление с основными идеями древнекитайской философии, а также попытка разобраться, в чем же привлекательность и живучесть этих идей.
Актуальность данной работы обуславливается тем, что несмотря на то, что Древнекитайская философия является очень старой, она все еще пользуется интересом у большого числа людей, и многие люди все еще придерживаются постулатов этой философии.
При написании работы были определены следующие цели:
- Определить особенности развития и философские школы в древнем

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3 стр.
Социально-культурные предпосылки
становления и развития Философии в Древнем Китае……………..….4 стр.

Конкретно- исторические этапы
развития философии Древнего Китая……………………………......…11 стр.

Основные школы в Древнекитайской философии и их учения..13 стр.
- Даосизм
- Конфуцианство
- Моизм
- Легизм
- Школа Имен
Заключение………………………………………………………………23 стр.

Список используемой литературы…………………………………..…21 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 68.89 Кб (Скачать файл)

Чжуан-цзы (369 – 286 до н. э.), настоящее имя – Чжуан Чжоу, – наиболее выдающийся последователь и пропагандист даосизма. В области онтологии он исходил из тех же принципов, что и Лао-цзы. Однако с его мыслями о возможности «естественного» упорядочения общества на основе познания дао Чжуан-цзы не согласен. Он индивидуализирует познание дао, то есть процесс и конечный результат постижения характера существования мира, вплоть до субъективного подчинения окружающей действительности. Фатализм, который был чужд Лао-цзы, присущ Чжуан-цзы. Субъективную безучастность он рассматривает, прежде всего, как избавление от эмоций и заинтересованности. Ценность всех вещей одинакова, ибо все вещи заложены в Дао, и их нельзя сравнивать. Всякое сравнение – это подчеркивание индивидуальности, частности и поэтому односторонне.

Чжуан-цзы при всем своем скептицизме выработал метод постижения истины, в результате которого человек и мир образуют единство. Речь идет о необходимом процессе забывания (ван), который начинается от забвения различий между истинностью и неистинностью вплоть до абсолютного забвения всего процесса постижения истины. Вершиной является «знание, которое уже не является знанием».

Позднейшая абсолютизация  этих мыслей сблизила одну из ветвей даосизма с буддизмом, который утвердился на китайской почве в IV в. и особенно в V в. н. э.

С точки зрения позднейшего  развития, в общем, различаются три  вида даосизма: философский (дао цзя), религиозный (дао цзяо) и даосизм бессмертных (сянь).

Хуэй Ши (350 – 260 до н. э.)  был главным представителем тех, кто обращал внимание на значительную неадекватность чисто внешних характеристик вещей, ибо каждое наименование, отражающее характер вещи, происходит при сравнении ее с другими вещами.

Гунсунь Лун (284 – 259 до н. э.) исследовал вопросы правильности наименования вещей, как можно заключить из трактатов, сохранившихся в книге Гунсунь Лун-цзы.

 

Конфуцианство.

Конфуцианство — китайское этико-политическое учение, связываемое с именем Конфуция (551—479 до н. э.). В Китае это учение известно под названием «Школа ученых»; таким образом традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного мыслителя.

Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю (722 до н. э. по 481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией и сохранило этот статус вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики. Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна, конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути к прогрессу. Лишь в конце 1970-х культ Конфуция начал возрождаться и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая.

Центральными  проблемами, которые рассматривает  конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель  и подчинённый и т. д.

Формально конфуцианство  никогда не являлось религией, ибо  в нём никогда не было института  церкви. Но по своей значимости, степени  проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно  выполняло роль религии

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551–479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую  концепцию государства. Государство  трактуется им как большая семья. Власть императора (“сына неба”) уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства  людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться  «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию  правления, поскольку простой народ  полностью отстранялся от участия  в управлении государством.

Правда, его политический идеал состоял в правлении  аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая им идеальная  конструкция правления отличалась от тогдашних социально-политических реалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом. Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам.

Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить  свои взаимоотношения на началах  добродетели. Этот призыв, прежде всего, обращен к правящим, поскольку  соблюдение ими требований добродетели  играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении  подданных. Отвергая насилие, Конфуций говорил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна  траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

Основная добродетель  подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Политическая этика Конфуция в целом  направлена на достижение внутреннего  мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Помимо чисто  моральных факторов он обращает внимание и на необходимость преодоления  процессов поляризации богатства  и бедности среди населения. Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира.

Отрицательно относился  Конфуций также и к внешним  войнам, к завоевательным походам  китайских царств друг против друга  или против других народов («варваров»). Не отвергая в принципе сами гегемонистские претензии китайских правителей, Конфуций советовал им: «людей, живущих  далеко и не подчиняющихся», необходимо «завоевать с помощью образованности и морали».

Регулирование политических отношений посредством норм добродетели  в учении Конфуция резко противопоставляется  управлению на основе законов. «Если, –  подчеркивал он, – руководить народом  посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ  будет стремиться уклоняться от наказаний  и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством  добродетели и поддерживать порядок  при помощи ритуала, народ будет  знать стыд и он исправится».

В целом добродетель в  трактовке Конфуция – это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга и и т. д. Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы социально-политического регулирования того времени, за исключением норм позитивного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых явлений.

Отрицательное отношение  Конфуция к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью с жестокими наказаниями.

Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью значения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.

Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку в учении Конфуция несет принцип «исправления имен» (чжэ мин). Цель «исправления имен» – привести «имена» (т.е. обозначения социальных, политических и правовых статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном, простолюдин – простолюдином, подданный – подданным.

Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало  влиятельным течением этической  и политической мысли в Китае, а во II в. до н.э. было признано в Китае  официальной идеологией и стало  играть роль государственной религии.

Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его  элементы тесно связаны с развитием  древнего и средневекового китайского общества, которое оно само помогало образовывать и консервировать, создавая деспотическое централизованное государство. Как определенная теория организации  общества, конфуцианство сосредоточивается  на этических правилах, социальных нормах и регулировании управления, при формировании, которых оно  было весьма консервативным.

Исполнение функций на основе порядка с необходимостью  приводит  к  проявлению человечности (жэнь). Человечность - основное из всех требований, предъявляемых к человеку. Человеческое существование является настолько социальным, что оно не может обойтись без следующих регуляторов: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим. Люди различаются в зависимости от семейного, а затем социального положения.  Из семейных патриархальных отношений Конфуций  выводил принцип сыновней и братской добродетели (сяо ти). Социальные отношения являются параллелью отношений семейных. Отношения подданного и правителя,  подчиненного и начальника такие же,  как отношения сына к отцу и младшего брата к старшему.

Для соблюдения субординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности. Справедливость и исправность не связаны с онтологическим пониманием истины, чем Конфуций специально не занимался. Человек должен поступать  так, как велит порядок и его  положение. Исправное поведение  — это поведение с соблюдением  порядка и человечности.

Мэн-цзы (Мэн Кэ – 371 – 289 до н. э.) был продолжателем Конфуция, защищал конфуцианство от нападок со стороны других тогдашних школ. В рамках развития конфуцианства Мэн-цзы выработал концепцию человеческой природы; он развивал мысли Конфуция о моральном благе и отношении образованного к этому благу. Благо – абстрактная этическая категория, под которой подразумевается порядок (ли) при следовании путем (дао). Согласно Мэн-цзы, человеческая природа наделена благом, хотя эта природа и не всегда проявляется.

Благо в каждом человеке может реализоваться четырьмя добродетелями,  основой  которых  является знание,  ибо познание порядка вещей, мира и человека ведет к реализации в обществе:

1) человечности  (жэнь),

2) исправности (и),

3) вежливости (ли),

4) знания (чжи).

Сюнь-цзы, настоящее имя – Сюнь Цинь (III в. до н. э.), полемизируя с Мэн-цзы, выдвинул противоположные взгляды на сущность неба, выступил против концепции человеческой природы. Сюнь-цзы был виднейшим конфуцианцем периода ста школ. Небо он понимал как постоянное, имеющее свой путь (тянь дао) и наделенное силой, сообщающей человеку сущность и существование. Вместе с землею небо соединяет мир в единое целое.

Заслуживает внимания членение природы у Сюнь-цзы:

  1. явления неживые, состоящие из ци – материального вещества;
  2. явления живые, состоящие из материального вещества и обладающие шэн – жизнью;
  3. явления, состоящие из материального вещества, живущие и обладающие чжи — сознанием;
  4. человек,  состоящий  из  материального вещества, живущий,  обладающий  сознанием,  имеющий,  кроме того, и моральное сознание – и. Человек образует имена для того, чтобы называть вещи, отношения и понятия, различать и четко определять явления действительности.

Сюнь-цзы, хотя и причисляют к конфуцианцам, преодолевает классическое понимание порядка в конфуцианской социальной этике. Способности человека не являются фатально, или наследственно, предопределенными,  они должны  соответствовать полученному воспитанию. Такой подход, равно как и подчеркивание абсолютного авторитета правителя, приближает его к школе легистов.

 

Моизм.

      Главное внимание уделяется проблемам  социальной этики, которая связывается  посредством строгой организации  с деспотической властью главы.  Весь смысл заключается в идеях  всеобщей любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Школа моизма (Мен-цзы). Судьбы как таковой нет, все люди равны - образовывать нужно всех. Каждый сам управляет своей судьбой. Самые большие демократы в Дpевнем Китае. Должны быть государственные принципы образования.

Моистская школа получила название по имени основателя Мо Ди (479 –391 до н. э.). Главное внимание в ней, прежде всего, уделяется проблемам социальной этики, которая связывается посредством строгой организации с деспотической властью главы. Физический труд в школе был основой пропитания ее послушников. Учение моистов – коренная противоположность учению Конфуция. Весь смысл заключался в идеях всеобщей любви (цзянь ай)   и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны печься о взаимной пользе. Теоретические исследования – бесполезная роскошь; прагматическая целесообразность, заложенная в трудовой деятельности, – необходимость. Мо Ди в своем учении признавал небесную волю, которая должна была повлиять на утверждение моистских принципов.

Информация о работе Философская мысль Древнего Китая