Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:59, реферат
Целью данного исследовательского обзора является рассмотрение философских оснований экологической этики на современном этапе ее развития или, быть может, правильнее сказать становления.
Стр.
Введение
1. Концептуальные основания экологической этики
2. Истоки экологической этики
§1. История эволюции отношения человека к природе
§2. Природа в мировосприятии восточных религий
§3. Отношение к природе в христианстве
§4. Истоки экоэтики в философских учениях
3. Основные направления современной экоэтики
4. Глубинные противоречия экологической этики
Заключение
Список литературы
«Экологическая этика
Очевидно, источником идеи о
Идея вегетарианства и поста,
привносимая в современную
В настоящий момент важно
Этика ответственности также остается для экологической этики и философии весьма противоречивой областью знания. Сегодня не столько индивидуальные действия человека, сколько деятельность групп, корпораций и государств, оставаясь в пределах допустимых норм, приводит к кумулятивным и синергетическим эффектам с вредными последствиями для окружающей среды, для безопасности и здоровья самого человека.
Тема коллективной
Некоторые исследователи не
Стремясь преодолеть эти трудности, исследователь Питер Френч в работах «Корпорация как субъект морали», «Коллективная и корпоративная ответственность» выдвигает идею признания морального статуса за определенным сообществом, корпорацией. При этом коллективное намерение, являющееся одной из сущностных черт ответственности, осуществляется «во внутренней корпоративной структуре принятия решений» [12]. При осмыслении вопроса о распределении ответственности в коллективах Х.Ленк приходит к выводу о том, что моральная ответственность возлагается на группу таким образом, чтобы при этом индивидуальная ответственность не утрачивала силу. Исследователь называет это «всеобщей обязанностью коллективного несения индивидуальной ответственности в группах, или, другими словами, совместной и соучастной ответственностью (Mitverantwortung) – сопричастность ответственности» [12].
Еще одно важное противоречие содержит постулат, лежащий в основе популярной концепции устойчивого развития: «Экологическая этика выдвигает в качестве насущных требований отказ от любых действий, которые могут подорвать возможность существования будущих поколений» [5, с.243].
Современные исследователи говорят о неизбежности общепланетарной катастрофы [15 с.70] и гибели всего живого во Вселенной [8, с. 31], что ни в коей мере не противоречит современной научной картине мира.
Говоря о смысле жизни, автор статьи «Этика и эсхатология» В.И. Курашов отмечает бессмысленность заботы о будущих поколениях людей с научно-рационалистической точки зрения, т.к. «феномен индивидуального человеческого существования есть результат «воли» случая в природных процессах. Другими словами, то, что осуществился переход из возможности в действительность и Вы появились на свет или же наоборот, такого перехода не произошло, статистически усредняется уже на уровне популяционного подхода. При таком взгляде индивидуальное человеческое существование не имеет смысла». [8, с.30]
Однако нам представляется, что человеческой природе жажда жизни и забота о продолжении рода свойственны в гораздо большей степени, чем склонность к разрушению и самоуничтожению. Уже это само по себе делает отнюдь небессмысленными усилия экофилософов по обоснованию концепции экологической этики, т.к., если не отвратить, то в значительной мере отсрочить гибель всего живого на Земле для человека может оказаться вполне реально [15, с.70].
В.И. Курашов выдвигает
Заключение
Очевидно, экологическая этика, опирается на теорию экологии, но должна начинаться с детально проработанной теории межличностной и социальной этики, объединять и теоретически обосновывать понятия нравственности и блага в отношении всей биосферы. Экоэтике необходимо строгое философское обоснование и опора на ценности, учитывающие внутреннюю значимость человека и природы как целого.
Именно в философии происходит
осмысление ценностей, имеющих
ключевое значение как для
этики и всех ее прикладных
дисциплин. Для экологической
этики ключевыми ценностями
Оценка религиозных концепций в экологическом ключе также представляет интерес для экоэтики – мудрость мировых религий включает интуитивное понимание настоящей ценности жизни, целостности мироздания и взаимосвязанности всех его компонентов. Многие философы убеждены в том, что без синтеза религиозного и научного миропонимания призывы к сбережению природного разнообразия не смогут найти убедительного оправдания в научном знании [8, с.29,30]. «Вся острота моральной рефлексии современного человека проявляется в многоликих проблемах экологической этики, что делает ее пространство открытым для разных направлений мысли…» [11, с.37]
Представляется очевидным, что
в будущем устойчивая коэволюция природы
и человека неизбежно потребует отказа
от системы ценностей, в которой доминирующее
значение имеет удовлетворение честолюбивых
человеческих амбиций и потребностей
тела, получение сиюминутных удовольствий
и личных выгод. Философия в союзе с этикой
стремится выстроить систему ценностей,
основанную на нравственных и экологических
императивах и преобладании духовных
потребностей человечества.
Список литературы:
Информация о работе Философские основания экологической этики