Философские труды Цицерона, Канта, Гегеля, Соловьёва и Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 12:05, реферат

Краткое описание

Одну из первых своих речей, дошедших до нас, «В защиту Росция», Цицерон произнес в порицание вольноотпущенника и любимца упомянутого выше диктатора, что было рискованным шагом во время, когда Сулла широко использовал проскрипционные казни (проскрипция (лат. proscriptio от proscribere - «письменно обнародовать, оглашать») - в Древнем Риме - список лиц, объявленных вне закона). Опасаясь мести диктатора, выигравший процесс Цицерон отправился в Афины, где продолжил изучать философию и риторику. Это первый вынужденный пятилетний перерыв в общественной деятельности Цицерона. Он сумел обратить его себе на пользу, посвятив время самообразованию и намного расширив свой культурный горизонт.

Вложенные файлы: 1 файл

всё о цицероне.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

установлениям общества. Но как член интеллигибельного  (ноуменального)  мира «вещей самих по себе» он наделен свободой. Эти  два  мира  не  антимиры  они взаимодействуют друг  с  другом.  Интеллигибельный  мир  содержит  основание чувственно воспринимаемого мира. Так и ноуменальный характер человека  лежит в основе его феноменального характера. Беда, когда  второй  берет  верх  над первым.  Задача  воспитания   состоит  в   том,   чтобы   человек   целиком руководствовался  своим  ноуменальным  характером;  принимая  то  или   иное жизненно важное решение, исходил  бы  не  из  соображений  внешнего  порядка (карьера, прибыль и пр.), а  исключительно  из  повеления  долга.  Для  того чтобы не совершалось обратного,  человек  наделен  совестью  –  удивительной способностью самоконтроля.

 

Н.А.Бердяев

 

        Николай Александрович Бердяев (1874-1948) - крупнейший русский философ первой половины XX в. Он родился в Киевской губернии. Поступил на юридический факультет Киевского университета, но в 1898 г. был арестован как участник социалистического движения. В молодости - марксист, но вскоре разочаровался в Марксе и заинтересовался философией Вл. Соловьева, а затем

разработал свое собственное миросозерцание. В 1922 г. по идеологическим причинам был выслан из Советской России за границу, вместе с другими представителями русской интеллигенции. После этого жил в Берлине, затем переехал в Париж. В 1926 г. основал журнал "Путь" и был его главным редактором до 1939 г. Бердяев написал огромное количество книг и статей. Библиография его произведений сама составляет целый том объемом в 10 печатных листов.

        Наиболее значительные философские произведения Бердяева следующие: "Субъективизм и идеализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском" (1900), "С точки зрения вечности" (1907), "Философия свободы" (1911), "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916), "Философия неравенства" (1923), "Смысл истории" (1923),

"Философия свободного духа, христианская проблематика и  апологетика" (1929), "Судьба человека (опыт парадоксальной этики)" (1931), "Русская мысль: главные проблемы русской мысли в девятнадцатом я начале двадцатого столетия" (1946), "Опыт эсхатологической метафизики" (1947). Его произведения переведены на многие языки мира. Основная тема трудов Бердяева - духовное бытие человека. По его мнению, духовность человека тесно связана с божественной духовностью. Его учению противоположны концепции теизма и пантеизма, являющиеся выражением натуралистической религиозной философии. В основе определенного мировоззрения, по мысли Бердяева, лежит соотношение духа и природы. Дух - это название для таких понятий, как жизнь, свобода, творческая деятельность, природа - это вещь, определенность, пассивная деятельность, неподвижность. Дух не представляет собой ни объективную, ни субъективную реальность, его познание осуществляется с помощью опыта. Природа же - нечто объективное, множественное и делимое в пространстве. Поэтому к природе относится не только материя, но и психика. Бог выступает как духовное начало. Божественное иррационально и сверх рационально, оно не нуждается в рациональном доказательстве своего существования. Бог находится за пределами естественного мира и выражается

символически. Бог сотворил мир из ничто.

        Ничто - это не пустота, а некий первичный принцип, который предшествует Богу и миру и не содержит никакой дифференциации, первичный хаос (Ungrund). Это понятие Бердяев заимствовал у Якоба Беме, отождествляя его с божественным ничто. Порождение мира у Бердяева тесно связано с его решением проблемы свободы. Для Бердяева существует три вида свободы: первичная иррациональная свобода (произвольность), рациональная свобода (исполнение морального долга), свобода, пронизанная любовью к Богу. Иррациональная свобода содержится в "ничто", из которого Бог создал мир. Бог-творец возникает из божественного ничто, а уже потом Бог-творец создает мир. Поэтому свобода не создается Богом, так как она коренится уже в божественном ничто. Бог-творец не ответственен за ту свободу, которая порождает зло. "Бог- создатель, - пишет Бердяев, -является всемогущим над бытием, над сотворенным миром, но у него нет власти над небытием, над несотворенной свободой". Во власти свободы создавать и добро и зло. Поэтому, по мнению Бердяева, действия человека абсолютно свободны, так как неподвластны Богу, который не может даже их предвидеть. Бог не оказывает никакого влияния на волю человеческих существ, поэтому не обладает всемогуществом и всеведением, а лишь помогает человеку в том, чтобы его воля становилась добром. Если бы дело обстояло не таким образом, то Бог был бы ответственным за зло, совершаемое на земле и тогда бы теодицея не была бы возможна. Религиозная философия Бердяева тесно связана с его социальными концепциями, а связующим звеном выступает личность и ее проблемы. Поэтому в своих произведениях Бердяев много внимания уделяет рассмотрению места личности в обществе и теоретическому анализу всего того, что связано с личностью. Для Бердяева личность не является частью общества, наоборот, общество - часть личности. Личность - это такой творческий акт, в котором целое предшествует частям. Основа человеческой личности - бессознательное, восходящее через сознательное к сверхсознательному.

В человеке постоянно существует божеское, а в Божестве - человеческое. Творческая деятельность человека - это дополнение к божественной жизни. Человек представляет собой "двойственное существо, живущее как в

мире феноменов, так и в мире ноуменов" [Опыт эсхатологической метафизики. С. 79]. Поэтому и возможно проникновение ноуменов в феномены, "мира невидимого - в мир видимый, мир свободы - в мир необходимости" [С. 67]. Это означает победу духа над природой; освобождение человека от природы - это победа его над рабством и смертью. Человек - прежде всего духовная субстанция, которая не является объектом. Человек имеет большую ценность, чем общество, государство, нация. И если общество и государство ущемляют свободу личности, то его право оградить свою свободу от этих посягательств.

Бердяев рассматривает существующую в обществе этику как узаконенные нравственные правила, которым подчиняется повседневная жизнь человека. Но эта узаконенная этика, "этика закона", этика узаконенного христианства наполнена условностями и лицемерием. В этике он видит садистские наклонности и нечистые подсознательные мотивы своих требований. Поэтому не отменяя и не отбрасывая эту повседневную этику, Бердяев предлагает более высокую стадию нравственной жизни, которая основывается на искуплении и любви к Богу. Эта этика связана с появлением Богочеловека в мире и проявлением любви к грешникам. В мире существует иррациональная свобода, которая коренится в Ungrund, а не в Боге. Бог вступает в мир, в его трагедию и хочет помочь людям своей любовью, стремится добиться единства любви и свободы, что должно преобразовать и обожествить мир. "Бог сам стремится к тому, чтобы страдать с миром" [Т. l.C. 251].

        По Бердяеву, исторический процесс развития общества - это борьба добра и иррациональной свободы, это - "драма любви и свободы, развертывающаяся между Богом и Его другим Я, которое он любит и для которого Он жаждет

взаимной любви" [Смысл истории. С. 52]. "Три силы действуют во всемирной истории: Бог, судьба и человеческая свобода. Вот почему история является столь сложной. Судьба превращает человеческую личность в арену иррациональных сил истории... Христианство признает, что судьба может

быть преодолена только через Христа" [Опыт эсхатологической метафизики]. Победа иррациональной свободы приводит к распаду действительности и возвращению к первоначальному хаосу. Выражение победы иррациональной свободы - революции, которые представляют собой крайнюю степень проявления хаоса. Революции не создают ничего нового, они лишь разрушают уже созданное. Только после совершения революции, в период реакции происходит процесс творческого преобразования жизни, но любые проекты, основанные на принуждении, терпят провал. В современную эпоху, стремящуюся к освобождению творческих сил человека, природа рассматривается как мертвый механизм, который следует подчинить себе. Для

этого используются все достижения науки и техники. Машинное производство поставлено на службу человеку с целью борьбы с природой, но эта машинная техника разрушает также и самого человека, потому что он утрачивает свой индивидуальный образ. Человек, руководствуясь нерелигиозным гуманизмом, начинает терять свою человечность. Если человек отвергает более высокий нравственный идеал и не стремится к осуществлению в себе образа Бога, то становится рабом всего низменного, превращается в раба новых форм жизни, основанных на принудительном служении личности обществу для удовлетворения своих материальных нужд, что достигается при социализме.

В принципе Бердяев не против социализма, но он за такой социализм, при котором "будут признаны высшие ценности человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни" [Бердяев Н.А. Проблемы человека]. Но это всего лишь социалистический идеал, отличающийся от реальных проектов построения социализма, которые при их осуществлении порождают новые противоречия в общественной жизни. Тот реальный социализм, который стремятся претворить в жизнь, по мнению Бердяева, никогда не приведет к установлению прокламируемого им равенства, наоборот, породит новую вражду между людьми и новые формы угнетения. При социализме, даже если он устранит голод и нищету, никогда не будет решена духовная проблема. Человек все равно будет "лицом к лицу, как и раньше, с тайной смерти, вечности, любви, познания и творчества. Действительно, можно сказать, что более рационально устроенная общественная жизнь, трагический элемент жизни - трагический конфликт между личностью и смертью, временем и вечностью - будет возрастать по своей напряженности" [Он же. Дух и реальность]. Много внимания в своих произведениях Бердяев уделял России. Он писал что "самим Богом предназначено, чтобы Россия стала великим целостным единством Востока и Запада, но по своему действительному эмпирическому положению она представляет собой неудачную смесь Востока и Запада". Для Бердяева беды России коренятся в неправильном соотношении в ней мужского и женского начал. Если у западных народов мужское начало возобладало в основных силах народа, чему способствовал католицизм, который воспитал дисциплину духа, то "русская душа оставалась неосвобожденной, она не осознавала каких-либо пределов и простиралась беспредельно. Она требует всего или ничего, ее настроение бывает либо апокалипсическим, либо нигилистическим, и она поэтому неспособна воздвигать половинчатое "царство культуры". В книге "Русская мысль" Бердяев описывает эти черты национальной русской мысли, которые направлены на "эсхатологическую проблему конца", на апокалипсическое чувство надвигающейся катастрофы. Философия Бердяева представляет собой наиболее

яркое выражение русской философии, в которой сделана очередная попытка выразить христианское мировоззрение в своей оригинальной форме.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

 

Жизненный путь и творчество ученого и философа

        Г.В.Ф.Гегель родился в семье штутгартского чиновника, закончил богословский факультет Тюбингенского Университета. Там же подружился со своим университетским младшим товарищем Фридрихом Вильгельмом Иосифом ШЕЛЛИНГОМ (1775-1854). В историко-философском плане творчество молодого Шеллинга составляет органическую часть немецкой классической философии, которая ведет от Канта и Фихте к философской системе самого Гегеля. Гегель первоначально признавал первенство в философии своего младшего друга и на основе взглядов последнего начал создавать свою философскую систему.

        Свою первую зрелую философскую работу "Феноменология Духа" Гегель написал еще студентом. В этой работе были изложены взгляды, которым философ не изменял на протяжении всего своего творчества. Кроме содержания концепции, в разделах "Феноменологии духа" поднимались все те проблемы, над которыми Гегель работал, которые расширял на протяжении всей своей творческой жизни. Фридрих Энгельс справедливо называл "Феноменологию Духа" куколкой, из которой вылупилась вся система Абсолютного идеализма Гегеля.

        В 1808 году Гегель стал директором гимназии в Нюрнберге, в которой читал 13-14-летним девочкам курс "Философской пропедевтики", в это же время написал объемный двухтомный фундаментальный труд "Наука Логики". С выходом работы в печати его приглашают в Гейдельбергский Университет читать курс философии. Одновременно содержание и систему своих философских взглядов Гегель излагает в трехтомнике "Энциклопедия философских наук"(1817). Публикации и лекции Гегеля привлекают к себе внимание всей Европы - и философа приглашают на должность профессора Берлинского Университета. Гегель публикует свои лекции из истории философии, по проблемам религиоведения, интенсивно работает над разработкой важнейших тем философских знаний (Философия природы, Философия Духа и т.д.). В расцвете творчества, физических и духовных сил профессор берлинского университета Фридрих Георг Вильгельм Гегель в 1831 году - на 61 году жизни - умирает, заразившись холерой.

         Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Hegel) - величайший философ в истории европейской и мировой мысли. В Средневековье вместо имени "Аристотель" писалось просто - "Философ" с большой буквы. Сейчас таким Философом с большой буквы следует называть Гегеля.

  Место категорий в философской  системе Гегеля 

        В основу Системы своих философских взглядов Гегель закладывает мировоззренческие категории, совокупность которых он называет "Мировым Духом". Раскрытие содержания этого мирового духа создаёт систему Логических категорий. Природа, реальная материальная действительность, твердит Гегель, является ничем иным, как отчуждением - инобытием, материализованной, а потому "чужой", формой - Духа. Сознание человека - это не что иное как самопознание Духа (В человеческом сознании Дух познает самого себя.)

        Следуя оценке Гегеля Фейербахом, а через Фейербаха - и Лениным, в марксистской литературе (и не только в марксистской!) настойчиво проводится мысль, что Гегель считал Идеи-категории (Составные Мирового Духа) самостоятельными сущностями, существами, а самого Мирового Духа - "утонченной формой Бога". Но это не так. Гегель смотрел на идеи, философские категории, и на Мирового, Абсолютного Духа как на абстракции человеческого мышления, абстракции, в которых схвачена настоящая, адекватная, сущность вещей и явлений. Он считал, что только абстрактное, воистину философское мышление правильно отражает действительность - и в этом плане настоятельно твердил о тождестве бытия и мышления. (Под бытием Гегель имел ввиду всю действительность, а не только материю.)

Информация о работе Философские труды Цицерона, Канта, Гегеля, Соловьёва и Бердяева