Характерные черты философии Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 00:47, контрольная работа

Краткое описание

Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.
Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае и Греции возникают первые философские системы.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………………… 3
2. Характерные черты философии Древнего Востока …………… 4
Становление и основные школы древнеиндийской философии……………………………………………………………………………… 5
Философия Древнего Китая ………………………………………………… 15
Заключение ………………………………………………………………………….. 27
Список использованной литературы …………………………………. 28

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 75.93 Кб (Скачать файл)
  • Мудра (печать) - а) жест, имеющий сакральное значение; б) элемент тантрического ритуала.

  • Мандала – символическая картина мира. 

  • Сиддхи (достижение) – сверхъестественные психические способности, список которых зафиксирован еще в древности: увеличение или уменьшение внешней формы или веса тела, левитация, появление одновременно в разных местах, выход из тела, перенос сознания, реализация любого желания, превосходство и удержания контроля над другими.3

 

Религиозно-философские школы индуистской традиции.

Важнейшими особенностями индийской философии является ее тесная связь с религиозными учениями Индии, что позволяет определить ее как религиозную философию, и ее психологизм, т.е. ориентация не столько на познание внешнего мира, сколько на познание природы и характера внутреннего мира человека, его сознания, психики. Носителями философского знания в традиционной Индии всегда были или члены монашеских сообществ, или отшельники-йогины. Это обстоятельство обусловило тесную связь индийской философии с психотехникой (йогой), т.е. набором психофизических упражнений для достижения высших, согласно традиции, состояний сознания. Психотехника, с одной стороны, снабжала философию для анализа психики, а с другой, являлась средством практической реализации результатов философствования, их прочувствования и внутреннего переживания.

Согласно традиции, все религиозно-философские школы Индии делятся на 2 группы: ортодоксальная (астика) и неортодоксальная (настика). Первые признают абсолютный духовный авторитет Вед и представляют собой философскую традицию брахманизма, Философия ортодоксальных школ была доступна только представителям высших сословий. Вторые – это материалисты – локаята, джайнизм и буддизм – авторитета Вед не признают и считаются индуизмом еретическими.

Ортодоксальные философские школы

 

Философская школа ньяя, по существу развивала разработку логической проблематики, создав систему формальной логики, типологически сопоставимой с логикой Аристотеля. Создателем этой системы считается Гауатма.

 

Школа вайшешика разрабатывала более широкий круг вопросов, связанных с философской психологией, онтологией и натурфилософией. Наиболее известна теория атомов (ану). В средние века школы ньяя и вайшешика объединились в единую синкретическую школу. Создателем вайшешики считается Канада.

 

Санкхья (счет, исчисление) – весьма влиятельная школа индийской философии, разрабатывавшая категории пуруша (дух, сознание) и пракрити (материя). Обычно выделяют т.н. эпическую санкхью, изложенную в философских разделах Махабхараты и классическую санкхью. Согласно эпической санкхье, дух и материя равным образом оказываются проявлениями Бога – высшего Атмана. По классической санкхье, эти 2 начала абсолютно самостоятельны и несотворенны. Т.о. санкхья, по своему учению, дуалистична. Цель человека – положить конец ложному отождествлению духа с материей и достичь полного освобождения духа от связи в ней. Создателями санкхьи считаются Капила и Ишваракришна.

 

Йога Патанджали (II-III вв. н.э.) разделяет все основные положения санкхьи но дополняет их учением о Боге (Ишвара) как совершеннейшем духе (пуруша). Йога предлагает 8 ступеней совершенствования: яма – отказ от 5-ти отрицательных действий (насилия, лжи, жадности, воровства, распущенности), соблюдение нравственных норм, важнейшая из которых ахимса - непричинение зла ни одному живому существу; нияма – соблюдении 5-ти норм религиозного поклонения  (очищение, удовлетворенность, аскетизм, изучение священных книг, почитание Ишвары); асана – позы для сосредоточения и созерцания, теоретически, Шивой открыты 8,4 млн. поз, но для практики используются несколько десятков (наиболее известна падмасана – «поза лотоса»); пранаяма – правильная ритмизация дыхания, дыхательные упражнения (вдох, выдох, 2 задержки – акцентуация на задержках), без руководства наставника опасна т.к. может привести к заболеваниям; пратьяхара – удаление чувств от объектов, отвлечение чувств от предметов; дхарна - концентрация сознания (внимания)  на едином объекте; дхьяна – созерцание, медитация; самадхи – предельное сосредоточение в котором реализуется освобождение (забвение себя в объекте), медитативное погружение, когда открывается высшее знание, появляется сверхсознательная ясность. При самадхи органы чувств утрачивают контакт с внешним миром, происходят физиологические изменения – торможение процессов коры головного мозга, замедление дыхания, вплоть до его полного исчезновения, понижение температуры тела. Опытные йогины, зная о моменте приближающейся смерти, выходят в нее из самадхи.

 

Пурва-миманса – школа, связанная с философским обоснованием ведического религиозного ритуала и практики жертвоприношений. Для достижения этой цели мыслители-мимансаки решали сложные философские вопросы, имевшие непосредственное отношение к лингвофилософии (философии языка) и теории информации. Создатель этой системы Джаймини.

 

Веданта (завершение Вед) – философская система,  вязанная с комментированием Упанишад. Основные идеи изложены в Веданта (или Брахма) сутре Бадараяны. Однако позднее на основе комментариев к этому тексту возникли направлении веданты:

1. Адвайта-веданта (недвойственая веданта). Ее основной принцип – учение о полной тождественности Атмана и Брахмана, индивидуального «я» и Абсолюта: «Брахман реален, мир не реален, душа ничем не отличается от Брахмана». Это учение так же называют «майявада» (теория иллюзий), поскольку весь эмпирический мир множественности считается в ней иллюзорным («майя»). Сильно влияние буддизма.

2. Вишиштадвайта-веданта ( ограниченно недвойственная веданта) утверждает, что Атман и Брахман частично тождественны и частично отдельны друг от друга. Мир рассматривается как, своего рода, результат эволюции или развертывание личного Бога (или как форма трансформации божественной сущности). Ее создатель – Рамануджа.

3. Двайта-веданта (двойственная веданта) утверждает полное сущностное различие между Абсолютом (Богом) и душой. Душа может достичь лишь ограниченного единения с Богом, но не полного слияния с ним. Основатель учении – Мадхва.

Неортодоксальные философские школы.

  • Локаята - материалистическое учение Древней Индии. Возникновение Локаяты связывают с мифическим мудрецом Брихаспати. Отдельные атеистические и антиведийские выпады приписываются легендарному Чарваке. В основе учения о бытии Локаяты лежит представление о том, что все предметы вселенной состоят из четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха (в некоторых текстах к ним прибавляется пятый элемент - эфир). Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в которых эти элементы сочетаются. Сознание, разум и органы чувств также возникают в результате сочетания элементов; после смерти живого существа это сочетание распадается, его элементы присоединяются к элементам соответствующей разновидности неживой природы.

 Гносеология Локаяты сенсуалистична: единственно достоверным источником  познания признается ощущение. Органы  чувств могут воспринимать предметы  постольку, поскольку они сами  состоят из тех же элементов, что и предметы («подобное познается  подобным»). На этом основании  Локаята отрицала существование  внечувственных и сверхчувственных  объектов, и, прежде всего бога, души, воздаяния за дела в предшествующих  воплощениях, рая и ада и т. п.

В этике Локаяты преобладал гедонизм. По-видимому, Локаята оказала известное влияние на древнеиндийскую науку об управлении государством. До нашего времени не дошло ни одного текста, принадлежащего последователям Локаяты.

  • Джайнизм – релегиозно-философское учение Индии, возникшее в 6 в. до н. э. Основателем Джайнизма считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии были даны имена Махавиры («великого героя») и Джины («победителя») – отсюда название учения.

Приверженцы системы джайнизма отвергают точку зрения чарваков, считающих восприятие единственно достоверным источником познания. Кроме восприятия, джайнисты допускают в качестве источников достоверного познания логические выводы и свидетельства. Свидетельство же является достоверным в том случае, когда оно представляет собой сообщение, исходящее от надежного авторитета. Действительно, согласно системе джайнизма, только основываясь на авторитете учения всеведущих, достигших освобождения святых. 4

Путем выводов философы джайнской школы приходят к убеждению о наличии пространства (акаша), поскольку материальные субстанции должны где-то существовать, и о наличии времени (кала), поскольку изменения, то есть последовательный ряд состояний субстанции, не могут быть поняты без него.

В ходе своего развития Джайнизма разделился на ряд сект, из которых наиболее значительные: секта дигамбаров, т. е. обнажённых (буквально – «одетых странами света»), и секта шветамбаров («одетых в белое»).

Джайнизм, как и параллельный ему буддизм, явился реакцией на ритуализм и абстрактную спекулятивность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн.

Учение о дживах, или живых существах, и свойственных им двух видах бытия – бытии несовершенном и бытии совершенном, является основой Джайнизма. В состоянии несовершенного бытия джива, сущность которого заключается в вечной, обладающей сознанием душе, находится в соединении с «материей», образующей тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает дживу в состояние страдания, которое и служит отличительным признаком несовершенного бытия. В зависимости от соотношения духовного и телесного элементов эти дживы образуют своеобразную лестницу: на низшей её ступени располагаются дживы, представляющие формы, в которые выливается существование неорганических веществ и растений. На более высокой ступени пребывают дживы, имеющие форму животных, людей, богов.

Вверху иерархии джив находятся «освобождённые» дживы, для которых не существует материальных уз и даже духовных условий, ограничивающих их существование, и они способны полностью управлять собственным бытием. Освобождения могут достичь только дживы, получившие форму человеческого существа. Такие дживы называются Титханкары.

  • Буддизм

Буддийская система философии выросла из учения Гау-тамы Будды, хорошо известного основателя буддизма. Многие годы он учится, ведет аскетический образ жизни и думает о происхождении человеческих страданий, ища средства для их преодоления. Наконец на него нисходит просветление, результат которого был изложен им в форме, которая стала известной под названием «четырех благородных истин». Это истина о том, что есть страдание; истина о том, что есть причина страдания; истина о том, что есть прекращение страдания; и истина о том, что есть, путь, ведущий к прекращению страдания. В буддизме нет души как неизменной субстанции, человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и, безусловно, высшего существа.

Учение Будды заключается в охарактеризованных выше четырех благородных истинах. Из этого явствует, что сам Будда занимался не столько проблемами философии, сколько практическими вопросами уничтожения человеческих страданий. Он считал, что в то время как человек испытывает невыносимые страдания, обсуждение метафизических проблем было бы пустым времяпрепровождением. Но при всем своем отрицательном отношении к теоретическим рассуждениям Будда все же не мог избежать философских дискуссий.

Человек в буддизме не является ни чьим-то благословенным изобретением, ни хозяином собственной судьбы. В традиционном буддизме человек – лишь невольный исполнителем всеобщего мирового закона – Дхармы. Этот закон существует не для человека, но реализуется и постигается именно в нем. Однако именно человек, совершая добрые и дурные поступки, приводит в действие некий этический механизм, который лежит в основе мироздания. С точки зрения буддизма, человеческая жизнь – это не бесценный дар, как в христианстве, а лишь один из моментов в цепи перерождений. Буддисты не стремятся к вечной жизни после смерти, так как считают ее данностью, а не высшей целью. Вечная жизнь, по мнению буддистов, – вечная заложница смерти. В буддизме существует так называемая доктрина «зависимого происхождения». Ее суть в том, что источник страдания для человека – жажда жизни, желания, привязанность к жизни. Буддисты считают мир иллюзорным, а, следовательно, иллюзорны и удовольствия, которые он сулит. Человек находиться в зависимости от закона причинно-следственных связей (кармы). Живые существа обречены, согласно буддистской точке зрения, на вечные перерождения, и условием всякого нового существования является итог всех предыдущих, а именно сумма всех добрых поступков, или накопленных заслуг, и дурных поступков, накопленных анти-заслуг.

В буддизме одно из важнейших мест занимает отрицание единства личности. Каждая личность представлена. Будда говорил, что личность состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Особое внимание в буддизме уделяется человеческой душе, как вечному элементу, участвующему в круговороте жизни (колесо сансары). Душа распадается, по учению Будды, на отдельные элементы (сканды). Чтобы в новом рождение оказалась воплощенной та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились так же, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из колеса сансары, окончательный и вечный покой – это основной элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, – индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремиться к высшему состоянию – нирване.

Информация о работе Характерные черты философии Древнего Востока