Мудра (печать) - а) жест, имеющий сакральное значение; б) элемент тантрического ритуала.
Мандала – символическая картина мира.
Сиддхи (достижение) – сверхъестественные психические способности, список которых зафиксирован еще в древности: увеличение или уменьшение внешней формы
или веса тела, левитация, появление одновременно
в разных местах, выход из тела, перенос
сознания, реализация любого желания,
превосходство и удержания контроля над
другими.3
Религиозно-философские школы
индуистской традиции.
Важнейшими особенностями индийской
философии является ее тесная связь с
религиозными учениями Индии, что позволяет
определить ее как религиозную философию,
и ее психологизм, т.е. ориентация не столько
на познание внешнего мира, сколько на
познание природы и характера внутреннего
мира человека, его сознания, психики.
Носителями философского знания в традиционной
Индии всегда были или члены монашеских
сообществ, или отшельники-йогины. Это
обстоятельство обусловило тесную связь
индийской философии с психотехникой
(йогой), т.е. набором психофизических упражнений
для достижения высших, согласно традиции,
состояний сознания. Психотехника, с одной
стороны, снабжала философию для анализа
психики, а с другой, являлась средством
практической реализации результатов
философствования, их прочувствования
и внутреннего переживания.
Согласно традиции, все религиозно-философские
школы Индии делятся на 2 группы: ортодоксальная
(астика) и неортодоксальная (настика).
Первые признают абсолютный духовный
авторитет Вед и представляют собой философскую
традицию брахманизма, Философия ортодоксальных
школ была доступна только представителям
высших сословий. Вторые – это материалисты
– локаята, джайнизм и буддизм – авторитета
Вед не признают и считаются индуизмом
еретическими.
Ортодоксальные философские школы
Философская школа
ньяя,
по существу развивала разработку логической
проблематики, создав систему формальной
логики, типологически сопоставимой с
логикой Аристотеля. Создателем этой системы
считается Гауатма.
Школа вайшешика разрабатывала
более широкий круг вопросов, связанных
с философской психологией, онтологией
и натурфилософией. Наиболее известна
теория атомов (ану). В средние века школы
ньяя и вайшешика объединились в единую
синкретическую школу. Создателем вайшешики
считается Канада.
Санкхья (счет, исчисление) – весьма влиятельная
школа индийской философии, разрабатывавшая
категории пуруша (дух, сознание) и пракрити
(материя). Обычно выделяют т.н. эпическую
санкхью, изложенную в философских разделах
Махабхараты и классическую санкхью. Согласно
эпической санкхье, дух и материя равным
образом оказываются проявлениями Бога
– высшего Атмана. По классической санкхье,
эти 2 начала абсолютно самостоятельны
и несотворенны. Т.о. санкхья, по своему
учению, дуалистична. Цель человека –
положить конец ложному отождествлению
духа с материей и достичь полного освобождения
духа от связи в ней. Создателями санкхьи
считаются Капила и Ишваракришна.
Йога Патанджали (II-III вв. н.э.)
разделяет все основные положения санкхьи
но дополняет их учением о Боге (Ишвара)
как совершеннейшем духе (пуруша). Йога
предлагает 8 ступеней совершенствования:
яма – отказ от 5-ти отрицательных действий
(насилия, лжи, жадности, воровства, распущенности),
соблюдение нравственных норм, важнейшая
из которых ахимса - непричинение зла ни
одному живому существу; нияма – соблюдении
5-ти норм религиозного поклонения
(очищение, удовлетворенность, аскетизм,
изучение священных книг, почитание Ишвары);
асана – позы для сосредоточения и созерцания,
теоретически, Шивой открыты 8,4 млн. поз,
но для практики используются несколько
десятков (наиболее известна падмасана
– «поза лотоса»); пранаяма – правильная
ритмизация дыхания, дыхательные упражнения
(вдох, выдох, 2 задержки – акцентуация
на задержках), без руководства наставника
опасна т.к. может привести к заболеваниям;
пратьяхара – удаление чувств от объектов,
отвлечение чувств от предметов; дхарна
- концентрация сознания (внимания)
на едином объекте; дхьяна – созерцание,
медитация; самадхи – предельное сосредоточение
в котором реализуется освобождение (забвение
себя в объекте), медитативное погружение,
когда открывается высшее знание, появляется
сверхсознательная ясность. При самадхи
органы чувств утрачивают контакт с внешним
миром, происходят физиологические изменения
– торможение процессов коры головного
мозга, замедление дыхания, вплоть до его
полного исчезновения, понижение температуры
тела. Опытные йогины, зная о моменте приближающейся
смерти, выходят в нее из самадхи.
Пурва-миманса – школа, связанная
с философским обоснованием ведического
религиозного ритуала и практики жертвоприношений.
Для достижения этой цели мыслители-мимансаки
решали сложные философские вопросы, имевшие
непосредственное отношение к лингвофилософии
(философии языка) и теории информации.
Создатель этой системы Джаймини.
Веданта (завершение Вед) – философская система,
вязанная с комментированием Упанишад.
Основные идеи изложены в Веданта (или
Брахма) сутре Бадараяны. Однако позднее
на основе комментариев к этому тексту
возникли направлении веданты:
1. Адвайта-веданта (недвойственая
веданта). Ее основной принцип – учение
о полной тождественности Атмана и Брахмана,
индивидуального «я» и Абсолюта: «Брахман
реален, мир не реален, душа ничем не отличается
от Брахмана». Это учение так же называют
«майявада» (теория иллюзий), поскольку
весь эмпирический мир множественности
считается в ней иллюзорным («майя»). Сильно
влияние буддизма.
2. Вишиштадвайта-веданта
( ограниченно недвойственная веданта)
утверждает, что Атман и Брахман частично
тождественны и частично отдельны друг
от друга. Мир рассматривается как, своего
рода, результат эволюции или развертывание
личного Бога (или как форма трансформации
божественной сущности). Ее создатель
– Рамануджа.
3. Двайта-веданта (двойственная
веданта) утверждает полное сущностное
различие между Абсолютом (Богом) и душой.
Душа может достичь лишь ограниченного
единения с Богом, но не полного слияния
с ним. Основатель учении – Мадхва.
Неортодоксальные философские школы.
- Локаята - материалистическое учение Древней Индии. Возникновение Локаяты связывают с мифическим мудрецом Брихаспати. Отдельные атеистические и антиведийские выпады приписываются легендарному Чарваке. В основе учения о бытии Локаяты лежит представление о том, что все предметы вселенной состоят из четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха (в некоторых текстах к ним прибавляется пятый элемент - эфир). Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в которых эти элементы сочетаются. Сознание, разум и органы чувств также возникают в результате сочетания элементов; после смерти живого существа это сочетание распадается, его элементы присоединяются к элементам соответствующей
разновидности неживой природы.
Гносеология Локаяты сенсуалистична:
единственно достоверным источником
познания признается ощущение. Органы
чувств могут воспринимать предметы
постольку, поскольку они сами
состоят из тех же элементов,
что и предметы («подобное познается
подобным»). На этом основании
Локаята отрицала существование
внечувственных и сверхчувственных
объектов, и, прежде всего бога, души,
воздаяния за дела в предшествующих
воплощениях, рая и ада и т.
п.
В этике Локаяты преобладал гедонизм.
По-видимому, Локаята оказала известное
влияние на древнеиндийскую науку об управлении
государством. До нашего времени не дошло
ни одного текста, принадлежащего последователям
Локаяты.
- Джайнизм – релегиозно-философское учение Индии, возникшее в 6 в. до н.
э. Основателем Джайнизма считается странствующий
проповедник Вардхамана, которому впоследствии были даны имена Махавиры («великого героя») и Джины
(«победителя») – отсюда название учения.
Приверженцы системы джайнизма отвергают
точку зрения чарваков, считающих восприятие
единственно достоверным источником познания.
Кроме восприятия, джайнисты допускают
в качестве источников достоверного познания
логические выводы и свидетельства. Свидетельство
же является достоверным в том случае,
когда оно представляет собой сообщение,
исходящее от надежного авторитета. Действительно,
согласно системе джайнизма, только основываясь
на авторитете учения всеведущих, достигших
освобождения святых. 4
Путем выводов философы джайнской школы
приходят к убеждению о наличии пространства
(акаша), поскольку материальные субстанции
должны где-то существовать, и о наличии
времени (кала), поскольку изменения, то
есть последовательный ряд состояний
субстанции, не могут быть поняты без него.
В ходе своего развития Джайнизма разделился
на ряд сект, из которых наиболее значительные:
секта дигамбаров, т. е. обнажённых (буквально
– «одетых странами света»), и секта шветамбаров
(«одетых в белое»).
Джайнизм, как и параллельный ему буддизм, явился реакцией
на ритуализм и абстрактную спекулятивность брахманизма. Джайнизм отверг
авторитет Вед, открыл доступ
в свою общину мужчинам и женщинам всех
варн.
Учение о дживах, или живых существах,
и свойственных им двух видах бытия – бытии
несовершенном и бытии совершенном, является
основой Джайнизма. В состоянии несовершенного
бытия джива, сущность которого заключается
в вечной, обладающей сознанием душе, находится
в соединении с «материей», образующей
тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает
дживу в состояние страдания, которое и служит
отличительным признаком несовершенного
бытия. В зависимости от соотношения духовного
и телесного элементов эти дживы образуют
своеобразную лестницу: на низшей её ступени
располагаются дживы, представляющие
формы, в которые выливается существование
неорганических веществ и растений. На более
высокой ступени пребывают дживы, имеющие
форму животных, людей, богов.
Вверху иерархии джив находятся «освобождённые»
дживы, для которых не существует материальных
уз и даже духовных условий, ограничивающих
их существование, и они способны полностью
управлять собственным бытием. Освобождения
могут достичь только дживы, получившие
форму человеческого существа. Такие дживы
называются Титханкары.
Буддийская система философии выросла
из учения Гау-тамы Будды, хорошо известного
основателя буддизма. Многие годы он учится,
ведет аскетический образ жизни и думает
о происхождении человеческих страданий,
ища средства для их преодоления. Наконец
на него нисходит просветление, результат
которого был изложен им в форме, которая
стала известной под названием «четырех
благородных истин». Это истина о том,
что есть страдание; истина о том, что есть
причина страдания; истина о том, что есть
прекращение страдания; и истина о том,
что есть, путь, ведущий к прекращению
страдания. В буддизме нет души как неизменной
субстанции, человеческое «я» отождествляется
с совокупным функционированием определенного
набора дхарм, нет противопоставления
субъекта и объекта, духа и материи, нет бога
как творца и, безусловно, высшего существа.
Учение Будды заключается в охарактеризованных
выше четырех благородных истинах. Из
этого явствует, что сам Будда занимался
не столько проблемами философии, сколько
практическими вопросами уничтожения
человеческих страданий. Он считал, что
в то время как человек испытывает невыносимые
страдания, обсуждение метафизических
проблем было бы пустым времяпрепровождением.
Но при всем своем отрицательном отношении
к теоретическим рассуждениям Будда все
же не мог избежать философских дискуссий.
Человек в буддизме не является ни чьим-то
благословенным изобретением, ни хозяином
собственной судьбы. В традиционном буддизме
человек – лишь невольный исполнителем
всеобщего мирового закона – Дхармы. Этот
закон существует не для человека, но реализуется
и постигается именно в нем. Однако именно
человек, совершая добрые и дурные поступки,
приводит в действие некий этический механизм,
который лежит в основе мироздания. С точки
зрения буддизма, человеческая жизнь –
это не бесценный дар, как в христианстве,
а лишь один из моментов в цепи перерождений.
Буддисты не стремятся к вечной жизни после
смерти, так как считают ее данностью, а не
высшей целью. Вечная жизнь, по мнению буддистов,
– вечная заложница смерти. В буддизме
существует так называемая доктрина «зависимого
происхождения». Ее суть в том, что источник
страдания для человека – жажда жизни,
желания, привязанность к жизни. Буддисты
считают мир иллюзорным, а, следовательно,
иллюзорны и удовольствия, которые он сулит.
Человек находиться в зависимости от закона
причинно-следственных связей (кармы). Живые существа
обречены, согласно буддистской точке
зрения, на вечные перерождения, и условием
всякого нового существования является
итог всех предыдущих, а именно сумма всех
добрых поступков, или накопленных заслуг,
и дурных поступков, накопленных анти-заслуг.
В буддизме одно из важнейших мест занимает
отрицание единства личности. Каждая личность
представлена. Будда говорил, что личность
состоит из пяти элементов: телесности,
ощущения, желания, представления и познания.
Особое внимание в буддизме уделяется
человеческой душе, как вечному элементу,
участвующему в круговороте жизни (колесо сансары). Душа распадается,
по учению Будды, на отдельные
элементы (сканды). Чтобы в новом рождение
оказалась воплощенной та же личность,
необходимо, чтобы сканды соединились
так же, как они были соединены в прежнем
воплощении. Прекращение круговорота
перевоплощений, выход из колеса сансары,
окончательный и вечный покой – это основной
элемент трактовки спасения в Буддизме.
Душа, в буддистском представлении, – индивидуальное
сознание, которое несет в себе весь духовный
мир человека, трансформируется в процессе
личных перерождений и стремиться к высшему
состоянию – нирване.