Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 00:47, контрольная работа
Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.
Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае и Греции возникают первые философские системы.
1. Введение ……………………………………………………………………………… 3
2. Характерные черты философии Древнего Востока …………… 4
Становление и основные школы древнеиндийской философии……………………………………………………………………………… 5
Философия Древнего Китая ………………………………………………… 15
Заключение ………………………………………………………………………….. 27
Список использованной литературы …………………………………. 28
В качестве ведущего идейного течения «золотого века» китайской философии мин-цзя фигурирует уже в самых первых классификациях философских школ. Мин-цзя - Одно из основных направлений древнекитайской философии (6–3 вв. до н. э), аккумулировавшее в учениях своих представителей протологическую и «семиотическую» проблематику, т.е. соответствия слов порядку вещей.
Внутри школы имен существовало два направления: «школа совпадения тождества и различия» («хэ тун и пай»), представителем которой был Хуэй Ши, и школа отделения твердого от белого» («ли цзянь бай пай») Гунсунь Луна.
Центральным положением его взглядов был тезис об относительности различий между вещами и абсолютности «Великого единства» космоса. Хуэй Ши приписываются десять известных суждений, среди которых выделяются тезисы о том, что основой «расцвета различий» является «расцвет тождества», что «все вещи, в конце концов, едины и, в конце концов, различны» — это называется «большое подобие и различие»16. Хуэй Ши приписывались и парадоксы: «Царство Юэ не имеет границы — и все же имеет границу»; «Небо находится на одном уровне с Землей, горы находятся на одном уровне с озерами»; «Солнце, будучи в зените, уже заходит»; «Рождаясь, вещь умирает»; «Отправляюсь в Юэ сегодня, а прибываю туда вчера»17 и др.
Школа Гунсунь Луна сосредоточила внимание на вопросе о связи «имени» (мин) и «реалии» (ши), а также формы вещей и их свойств. Философ признавал реальное существование вещей и их качеств, которые выступают как самостоятельные сущности, разнородно воспринимаемые органами чувств. Реалии же, по Гунсунь Луну, должны быть именованы каждая однозначно, т.е. каждой конкретной реальной вещи должно соответствовать одно имя/название. В сжатой форме это положение философ выразил в ставших знаменитыми постулатах «белая лошадь не есть лошадь» и «твердый и белый камень суть два камня». Разъясняя их смысл, Гунсунь Лун указывал, что слово «лошадь» означает только определенную «телесную форму», а слово «белая» — определенный цвет, «белизну», которая не является определяющим признаком общего понятия «лошадь». Точно так же обосновывал Гунсунь Лун и др. тезис — о разделении понятий «твердый камень» и «белый камень», обусловленном спецификой чувственного восприятия вещей человеком.18
Школа натурфилософов, одна из шести основных философских школ Древнего Китая. Разрабатывала вопросы космо- и онтогенеза, сущности и происхождения мира вещей и их связей с общественными процессами и природой человека. Возникновение школы инь-ян относится к нач. I тыс. до н.э. и связано с представлениями древних китайцев о дуальных силах инь и ян и циклическом взаимодействии «пяти стихий» (у син). Однако самостоятельных сочинений, раскрывающих учение этой школы, не сохранилось. Фрагменты этого учения можно встретить в древних памятниках «И цзин» («Книга перемен»), «Го юй» («Речи царств»), «Люй-ши Чунь Цю» («Весны и Осени господина Люя»). Традиция приписывает создание целостного учения об инь и ян философу Цзоу Яню (305—240 до н.э.), однако сочинений последнего, в которых излагалось бы это учение, не сохранилось.
Судя по фрагментарным упоминаниям о его учении в других. книгах, Цзоу Янь соединил концепцию инь-ян с учением о «пяти стихиях», наделив последние моральными качествами («пятью добродетелями» — удэ), которые возникают в ходе космогенеза. Цикличность «пяти добродетелей», согласно Цзоу Яню, проявляет себя и в историческом процессе, определяя этапы расцвета и упадка правящих династий. Эту концепцию впоследствии воспринял и развил в цельную онтолого-космологическую систему виднейший представитель ханьского конфуцианства Дун Чжуншу (2 в. до н.э.). Идеи школы инь-ян широко использовались и в неоконфуцианстве, и в религиозном даосизме.
Заключение
В заключении следует еще раз напомнить о специфике восточной философии. В восточной мысли религиозное, и философское начала более переплетены, чем в греческой. На Востоке религиозные представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями.
Восточная мысль более эмоционально-этична, нежели рационально-логична. Она исходит из непосредственно-этического восприятия жизни, не противопоставляя последнюю ее собственной цели. Восточные мыслители не сомневались в наличии тесной связи не только между природой и человеком, но и между общественными явлениями и человеческими поступками, с одной стороны, и природными явлениями - с другой. Мыслители Востока напрямую выводили порядок и спокойствие в обществе из поступков людей согласно естественным законам.
Можно отметить, что восточная религиозно-философская проза, восходящая к книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), содержащей высказывания Конфуция и его учеников, и индийской "Махабхарате", дала образцы целостного рассмотрения сущности человека и во многом предопределила будущую историю не только Востока, но в определенном смысле всего человечества. При этом восточная религиозно-философская мысль не обретала статус систематической теоретической дисциплины, навязываемой всем извне по определенному алгоритму. Она была частью жизни и передавалась от учителя к ученику.
Список используемой литературы:
- Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966.
- Восточная философия. М.,2003..
- Дао дэ цзин. http://lib.ru.
- Древнекитайская философия. Собрание текстов. М., 1973. Т. 2.
- Конфуций. Беседы и высказывания. http://lib.ru.
- Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1-2. 1956.
Сатисчандра Чаттерджи/ Дхирендрамохан Датта. Древняя Индийская философия., Перевод с английского под редакцией В. И. Кальянов. Издательство иностранной литературы. М., 1954.
- Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. СПб., 1998.
Информация о работе Характерные черты философии Древнего Востока