Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 05:50, контрольная работа
Таковы ипостаси человека в эволюции философской мысли, но даже по прошествии огромного периода времени, после стольких высказываний, точек зрения никто не может дать однозначного ответа на вопрос: “Что или кто есть человек?” Вопрос сложен, как сам человек, как личность. А личность всегда связана с такими понятиями, как “индивид” и “индивидуальность”. Советские психологи и философы выделили бесспорную последовательность этих понятий: индивид - индивидуальность - личность. Именно так, а не иначе проходит становление личности, что в общей сложности и составляет человека. Но об этом позже, а для начала необходимо уточнить каждое из этих понятий.
1. Введение.
2. Сущностные характеристики личности.
3. Проблемы типологии личности.
4. Механизмы социализации личности.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Аргументы, приводимые в обоснование такого подхода к сущности личности, сводятся к следующему:
Однако преувеличение роли социальной среды, общественных отношений, таит в себе опасность социологизма, далеко не в полной мере объясняет сущность личности. Нельзя отрицать того, что общественные отношения и другие институциональные образования общества влияют на личность. Но в человеке наличествует и нечто такое, что не зависит от социальной среды, называемое экзистенциальным.
Если бы все в личности определялось ансамблем общественных отношений, которые постоянно меняются, иногда на противоположные, то сегодняшняя личность не смогла бы восхищаться величием Сократа, гуманизмом Петрарки, верностью княгини Евпраксии и т.д. Мы бы их просто не поняли!
Кроме того, данный подход не может объяснить того факта, что в единых для всех общественных отношениях существуют разные личности - герои и трусы, патриоты и предатели, совестливые и хамы, труженики и воры.
Третий
подход к рассмотрению сущности личности
берет свое начало от Г.В.Ф. Гегеля и
И. Бентама, которые подчеркивали дуализм
личности. Причем это дуализм не
души и тела, который рассматривался
еще в эпохи античности и Средневековья,
а индивидуального и
Так, Гегель различал личность как волю и историческую личность как "доверенное лицо Всемирного Духа". Бентам различал личность как индивидуальность и личность как члена общества [1].
Попытки
"разведения" индивидуального
и социального в личности предпринималась
и в марксистской литературе. Так,
например, С.С. Батенин отмечал, что
"при определении личности как
социальной единицы надо помнить
замечание Маркса о том, что "человек
как личность" - понятие более
строгое и точное, чем понятие
"личность". В первом понятии "личность"
- это характеристика человека, всегда
конкретного и качественно
1
См.: Антология мировой философии:
В 4 т. Т. 3. М., 1971. С. 361, 589.
2 Батенин С.С. Человек в его истории. Л.,
1976. С. 129.
В
каждом из названных подходов к рассмотрению
сущности личности есть свое рациональное
зерно. Действительно, личность - это
не социальная группа, а индивид. Действительно,
личности различаются между собой
не общими, а индивидуальными признаками.
В то же время, как справедливо
заметил Э.В. Ильенков, есть индивидуальность
физиологическая, а есть человеческая
[1]. Физиологическая
С
другой стороны, вне сообщества себе
подобных, вне социальной среды личность
возникнуть не может, она формируется
под воздействием общественных отношений
и других социальных институтов. Более
того, сформировавшись, личность вне
общества чувствует себя дискомфортно.
Именно изоляцией от других людей
общество ограждает себя от преступников,
наказывает за совершенные преступления.
Правда, есть и другая крайность. Диктат
общества над личностью, подавление
обществом индивидуальности его
членов, стремление "усреднить" всех,
попытки использовать личность в
качестве средства для достижения каких-либо
групповых целей также
Наконец, очевидно и то, что личность - это "коллективная индивидуальность", это сплав социально-общего и индивидуально-неповторимого. Личность образуется лишь тогда, когда социальные требования, нормы, идеалы, ценности обретают для индивида значимость, не меньшую, чем физиологические параметры жизнедеятельности. Но и важнейшей стороной социализации является то, что социальное в личности приобретает индивидуализированный смысл, конкретизируется, окрашивается неповторимо-индивидуальными характеристиками, становится смысложизненным.
В
результате социальное преобразуется
в индивидуально-духовное. Следовательно,
личность - это прежде всего духовное
в человеке. В этом отношении надо
согласиться с великим русским
философом Н.А. Бердяевым, который
писал, что если индивид есть категория
натуралистически-
1
См.: Ильенков Э.В. Что такое
личность? // Философия и культура.
М., 1991. С. 398.
2 См.: Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание//
Н.А. Бердяев о русской философии. Свердловск,
1991. Ч. 1. С. 21.
Таким
образом, личность в своей сущности
- это индивидуально-духовное в человеке,
возникшее на основе индивидно-природных
задатков и факторов социальной среды.
Показателем величины индивидуально-духовного,
его подлинности и соответствия
общечеловеческому духовному
Люди различаются не только физиологически, но и по множеству других параметров. Отсюда возникает проблема составления типологических рядов (классификаций) личностей. Известно, что еще Платон разделял граждан государства по "образованности" души, которая вселялась в тело новорожденного. Обладатель самой "умной" души становился философом, затем шли стражи, домохозяева, учителя, врачи, жрецы, поэты, художники, ремесленники, земледельцы. А завершали эту классификацию софисты и тираны. У Платона есть и иная классификация, основывающаяся уже не на характеристиках индивида, не на качествах индивидуальной души, а на характеристиках определенных групп людей, выполняющих определенные же социальные функции, - правители, военные и земледельцы.
По этому же основанию Аристотель делил всех граждан государства на пять разрядов - земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие и военные. Кроме того, Аристотель впервые предпринял попытку классового разделения людей на свободных и рабов. Причем он был убежден, что предрасположенность к рабству - это врожденное качество личности [1].
1
Впрочем, аристотелевская
Уже эти примеры свидетельствуют о том, что проблема типологии личностей уходит своими корнями в глубокое прошлое. Но единой классификации и до сих пор нет, по-видимому, и быть не может - слишком много существует оснований для классификаций.
В
марксистской литературе в качестве
оснований для типологий
В качестве попытки систематизации различных типологий разделим их на две базовые группы - социальные и индивидные - по тем приоритетным основаниям, которые кладутся в основу предлагаемой ниже классификации.
Социальные
типологии исходят из посылки
о том, что личность есть продукт
общественных отношений, производное
социальной среды. Следовательно, какие
существуют в обществе отношения, такова
и личность. В этом контексте личность
есть историческая конкретизация человека,
"такая первичная социальная единица,
во взаимоотношениях которой с другими
наиболее полно выражается сущность
определенных общественных отношений"
[1]. В рамках этой типологии личности
рассматриваются как
1
Батенин С.С. Указ. соч. Л., 1976. С.
129.
2 Там же. С. 134.
Социально-исторический тип личности - это обобщенные характеристики, относительно устойчивые типические черты определенной социальной группы, возникающие на основе соответствующего типа общественных отношений и проявляющиеся в отдельном человеке как субъекте и носителе определенных социально значимых отношений и интересов.
Понятно,
что в антагонистических
#
первобытную личность как
Однако по мере развития производительных сил, роста производительности труда, появления прибавочного продукта формируется индивидуальное самосознание членов рода, происходит их персонализация. Частнособственнические отношения изменяют социальное положение индивида, его взаимоотношения с другими людьми. Формируются типические черты личности собственника и личности подневольного, раба.
#
Личность рабовладельческого
В этом отношении принципиально важной является проблема: может ли раб быть личностью? В рамках данного подхода эта проблема рассматривается следующим образом. Де-юре, естественно, раб личностью не признавался. А де-факто он становился таковой в той мере, в которой он не смирялся со своим рабским положением, боролся за свою свободу против рабовладельцев. Именно в этом смысле личностями были и Спартак, и Эзоп.
#
Личность феодального общества
имела свои подтипы: помещики,
крестьяне, а позже и
#
Личность капиталистического
#
Социалистическая личность