Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 05:50, контрольная работа
Таковы ипостаси человека в эволюции философской мысли, но даже по прошествии огромного периода времени, после стольких высказываний, точек зрения никто не может дать однозначного ответа на вопрос: “Что или кто есть человек?” Вопрос сложен, как сам человек, как личность. А личность всегда связана с такими понятиями, как “индивид” и “индивидуальность”. Советские психологи и философы выделили бесспорную последовательность этих понятий: индивид - индивидуальность - личность. Именно так, а не иначе проходит становление личности, что в общей сложности и составляет человека. Но об этом позже, а для начала необходимо уточнить каждое из этих понятий.
1. Введение.
2. Сущностные характеристики личности.
3. Проблемы типологии личности.
4. Механизмы социализации личности.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
В
последующем эта жесткая
Наконец, современные сторонники социальных типологий уже не отрицают роли индивидуальности, используют специальный термин "социальная индивидуальность", под которой понимается совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. Отсюда выводится и основной критерий развития человека - степень его социальности, что еще раз подчеркивает методологическую установку сторонников этого подхода на то, что сущность человека социальная [3].
1
См.: Социализм и личность / Под
ред. Л.М. Архангельского. М., 1979. С.
59-76.
2 Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978. С. 145.
3 См.: Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко.
М., 1998. С. 484.
В основе индивидной типологии лежит широко распространенное отождествление личности с единичным самосознанием, с самосознанием своего Я, с индивидуальными особенностями людей.
Существует
множество оснований для
Большое
распространение имеет
Рядовая личность - это нормальный человек, комфортно чувствующий себя в социальной среде, выполняющий свои обязанности перед другими, играющий типичные для людей роли и не оказывающий прямого влияния на ход исторического развития. В рамках этой общей характеристики можно выделить подвиды рядовой личности по какому-либо параметру. Так, некоторых людей характеризуют как "мелкую" личность, т.е. такую, которая если и проявляет себя, то в не значимых для других действиях, поступках. В качестве таких незначимых действий можно рассматривать стремление некоторых молодых людей "выделиться", быть "неповторимыми", но не в социально значимом, а в одежде, прическе, манерах, украшениях и т.п. В конечном счете такая "неповторимость", "оригинальность" призвана скрыть отсутствие значимых личностных качеств, характеристик, подчеркивает примитивность мышления, стандартность поведения и отсутствие элементарного вкуса. "Значительная" личность - это те индивидуальности, которые своей деятельностью выражают социально и духовно значимое, затрагивающее или волнующее многих людей, доставляют другим людям радость.
Исторические
личности - те люди, которые существенно
повлияли на ход человеческой истории
в какой-либо области. В военной
сфере - это полководцы, одержавшие
крупные, исторически важные победы
(или проигравшие не менее важные
сражения); в политике - правители, которые
привели свои государства к расцвету
(или к упадку); в искусстве - создатели
шедевров, пионеры новых направлений
в эстетической сфере; в науке - теоретики,
открывшие новые законы; в философии
- мыслители, создавшие оригинальные
философские концепции, повлиявшие
на мировоззрение многих людей. Особенность
этой характеристики в том, что личность
здесь рассматривается
Выдающаяся личность - такая историческая личность, которая своими действиями способствовала историческому развитию общества. В каждой отрасли, в каждой сфере жизнедеятельности общества существуют свои выдающиеся личности. Кроме того, есть выдающиеся или гениальные личности цивилизационного, общечеловеческого масштаба, положительно повлиявшие на развитие всего человечества, навечно оставившие свой след в истории.
Таким
образом, очевидно, что типизировать
личности можно по разным основаниям.
Тем не менее не всякая типология
может рассматриваться как
Учитывая,
что философский подход прежде всего
суть мировоззренческий, всеобще-целостный,
то представляется возможным по доминирующему
типу мировоззрения построить именно
философскую типологию
1
См.: Розов Н.С. Ценности в
В рамках этого подхода можно выделить следующие типы личности.
Мифологический тип личности - это человек, который только начинает осознавать свое Я, а в поведении руководствуется мифологическими образцами, традициями племени, табу, ритуалами.
Религиозный
тип личности - для такого человека
характерно подчинение своих взглядов
и действий служению Богу, следование
религиозным заповедям и
Идеологический тип личности - для такого человека в его деятельности и взглядах, оценках доминируют политические идеалы и ценности, выражающиеся, прежде всего, в нетерпимости к носителям других идеологий, в стремлении уничтожить идейного противника.
Ценностный тип личности - можно рассматривать как перспективу в динамике типов личности. Для этого типа характерны ориентация на общечеловеческие нормы и идеалы, сотрудничество, гуманизм, терпимость к другим культурам и т.д.
Понятно, что "в чистом виде" эти типы в природе не существуют, что, кстати, относится к любой типологии. Речь скорее может идти лишь о доминировании того или иного типа. Сегодняшняя личность - это целостность, в которой причудливо удерживаются и переплетаются признаки мифологического, религиозного, идеологического и ценностного типов, но доминируют пока, к сожалению, идеологические характеристики. А перспектива все же - за ценностными характеристиками. По крайней мере в это хотелось бы верить.
Личность
представляет собой предельно
Социализация в широком смысле - процесс усвоения индивидом знаний, норм, ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества [1]. Однако, как отмечают многие специалисты по теории личности, это понятие в силу своей широты весьма неопределенно. Из всего многообразия трактовок социализации представляется целесообразным выделить лишь две наиболее распространенные.
Первая
рассматривает социализацию как
внешнее воздействие на человека,
его воспитание. Так, в социологии
под социализацией понимают "процесс
становления личности, постепенное
усвоение ею требований общества, приобретение
социально значимых характеристик
сознания и поведения, которые регулируют
ее взаимоотношения с обществом...
или процесс постоянного
1
См.: Философско-энциклопедический
словарь. М., 1982. С. 629.
2 Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1994. С. 228.
умение человеком выполнять социальные
роли, преобразовывать социальный опыт
в собственные ценности, установки и ориентации
[1].
Вторая
трактовка характеризует
Однако
обе трактовки социализации, берущиеся
в отрыве друг от друга, малопродуктивны.
Так, биологические задатки сами
по себе не всегда реализуются, а некоторых
биологических задатков личности человеческий
индивид просто не имеет! Как справедливо
подметил Э.В. Ильенков, биологически человек
не предназначен даже к прямохождению,
ребенка учат ходить на двух конечностях.
Да и "передние" наши конечности биологически
и функционально вовсе не приспособлены
изначально к держанию ложки, застегиванию
пуговиц или игре на рояле. Уже
не говоря об артикуляционном аппарате
человека, который, собственно говоря,
не является человеческим. Только по мере
превращения, модификации биологически
неприспособленных органов
1
См.: Смелзер Н. Социология. М., 1994.
С. 94-95.
2 См.: Ильенков Э.В. Что такое личность?//
Философия и культура. М., 1991. С. 397.
В действительности процесс становления личности, обретения человеком своего лица, его "лицетворение" идет по двум каналам.
С одной стороны, под влиянием внешних для индивида факторов социальной среды происходят воспитание человека, предъявление ему норм и стандартов общежития в качестве обязательных для исполнения и подкрепление этих требований поощрением или принуждением.
В этом смысле, чтобы человек стал личностью, его нужно поставить в определенные взаимоотношения с другими людьми, создать для него такую социальную среду, в которой он не только мог бы, но и "вынужден" быть личностью.
Основными механизмами социализации как воспитания можно рассматривать следующие:
Все эти механизмы социализации предполагают усвоение общественных знаний, формирование убеждений и ценностных ориентаций. В результате требования социальной среды приобретают личностный смысл и значение. Такое взаимодействие человека с социальной средой образует субъективные, личностные качества человека, формирует у него опыт такого поведения, который обеспечивает признание его личностью со стороны других.
Однако социальные требования не могут быть конкретизированы до каждой уникальной ситуации, в силу чего человек вынужден сам принимать решения в рамках общепринятого в обществе деления "справедливо - несправедливо", "законно - незаконно", "правильно - неправильно", "хорошо - плохо" и т.д.
Кроме того, у человека есть и свои потребности, свои интересы, которые не всегда совпадают с общественными. В этом отношении гармонизация общественных и личных интересов зависит прежде всего от понимания и личностью, и общественным мнением диалектики прав и обязанностей. Личность характеризуется тем, что она обладает как определенными правами, так и обязанностями, которые должны находиться в гармоничном сочетании. Наличие у человека обязанностей без прав - это рабство, деспотизм, уничтожение личности. Наличие у человека прав без обязанностей - это "беспредел", анархия, которые также губят личность.
Поэтому социализация, с другой стороны, - это образование личностных мотивов, установок, потребностей, интересов, целей, ожиданий и их объективация в деятельности человека.
По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, существует два уровня индивидной социализации или, лучше сказать, самосоциализации, т.е. обретения себя как члена общества. Первичная социализация осуществляется в детском возрасте, когда ребенок идентифицирует себя с мамой или бабушкой и только через них воспринимает окружающую действительность. Вторичная социализация основана на непосредственно восприятии индивидом норм, идеалов и требований институтов "системного мира".
В
психологических теориях