Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 05:50, контрольная работа
Таковы ипостаси человека в эволюции философской мысли, но даже по прошествии огромного периода времени, после стольких высказываний, точек зрения никто не может дать однозначного ответа на вопрос: “Что или кто есть человек?” Вопрос сложен, как сам человек, как личность. А личность всегда связана с такими понятиями, как “индивид” и “индивидуальность”. Советские психологи и философы выделили бесспорную последовательность этих понятий: индивид - индивидуальность - личность. Именно так, а не иначе проходит становление личности, что в общей сложности и составляет человека. Но об этом позже, а для начала необходимо уточнить каждое из этих понятий.
1. Введение.
2. Сущностные характеристики личности.
3. Проблемы типологии личности.
4. Механизмы социализации личности.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Л.
Колберг в качестве основания
механизма самосоциализации рассматривает
не только познавательные способности,
но и процесс нравственного
1
См.: Смелзер Н. Социология. М., 1994.
С. 105-106.
2 См.: Там же. С. 106-107.
Конечно, все эти этапы и стадии схематичны и условны. Скажем, находясь на одной стадии социализации, люди не всегда ведут себя одинаково. Тем не менее попытки найти типические признаки динамики самосоциализации представляются продуктивными.
В связи с этим представляется важным в обобщенной форме охарактеризовать систему индивидной социализации. В качестве одного из вариантов ее можно представить как взаимосвязь и взаимодействие следующих подсистем:
1 См. гл. 25.
В процессе (и результате) индивидной социализации человек корректирует свои установки, интересы, потребности, свою деятельность, формирует свое Я. Важнейшую роль в этом процессе играют механизмы саморегуляции и самоконтроля, к которым можно отнести страх, стыд и совесть. В отношении конкретной личности последние выступают как самосанкции, корректирующие процесс самосоциализации. Каждая из этих самосанкций имеет бинарную природу, т.е. выступает как единство противоположностей. Страху противостоит защищенность, антиподом стыда выступает честь, а совесть существует в форме вины и достоинства.
Если
"страх - защищенность" имеет преимущественно
инстинктивно-биологическую
Однако, как уже отмечалось, под воздействием внешних факторов и субъективной самооценки возникают ситуации, которые угрожают устойчивости Я, ведут к раздвоению личности и в конечном счете к ее разрушению.
В качестве "противовеса" таким ситуациям личность вооружена, по выражению 3. Фрейда, защитными механизмами, вытесняющими из сознания информацию о своей неполноценности, бесчестии, вине. Такими защитными (по своей сути - самозащитными) механизмами Фрейд называет: а) вытеснение - т.е. исключение из сознания информации, порождающей страх, тревогу. Человек "забывает" об опасности (в боевых условиях, например), об обязанностях, о бесчестном поступке; б) реактивное образование (инверсия) - это перенесение импульса на противоположный, когда любовь, например, переходит в ненависть и наоборот, а смех - в слезы; в) проекция - это бессознательный перенос своих чувств, эмоций, переживаний на другое лицо. Как описывает Фрейд, часто больные проецируют свои страхи, опасения на врачей [2]; г) вымещение - т.е. переориентация импульса или чувства на более доступный объект. Так, начальник свою неудачу или вину вымещает на подчиненных, а муж - на жене и детях, а дети - на домашних животных; д) рационализация - это стремление "онаучить", обосновать логическими средствами свои недостатки, дурные поступки и тем самым оправдать себя перед собой.
1
Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978.
С. 158.
2 См.: Фрейд З. Введение в психоанализ.
Лекции. М., 1991. С. 187, 282; Он же: Психоанализ.
Религия. Культура. М., 1991. С. 52-53.
Следует также иметь в виду, что наряду с социализацией существует и ре социализация как процесс переоценки ценностей, взглядов, убеждений, идеалов, норм, восстановления утраченных свойств и характеристик личности или принудительная их коррекция, приведение в соответствие с общественными требованиями.
Таким образом, формирование личности, ее социализация идет как бы "извне" - через механизмы воспитания и "изнутри" - через механизмы самосоциализации, саморегуляции и самозащиты. Очевидно, что содержание, способы и методы ее формирования зависят от уровня экономического, политического, правового, культурного развития конкретного общества, от традиций и обычаев народа и многих других факторов. Учесть все объективные и субъективные факторы формирования личности невозможно, поэтому невозможно ни дать окончательного определения "личности", ни описать все возможные ее характеристики и качества, о чем предупреждал в свое время Э. Кассирер. Тем не менее обобщенным показателем личности выступает ее духовность, выражающаяся в соответствии ее поступков, качеств, интересов, потребностей, идеалов как коренным общественным интересам, так и своей человеческой природе.