Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:14, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет философии и эволюция предметного самоопределения философии.
2. Возникновение философии. Мифология и религия как духовные предпосылки и истоки философии.
3. Метод в философии. Диалектика и ее альтернативы.
4. Мышление и язык, их взаимосвязь и различие. Проблема невербальных форм мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

EKZAMYeNATsIONN_J_BILYeT.docx

— 145.09 Кб (Скачать файл)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

  1. Предмет философии и эволюция предметного самоопределения философии.

Философия возникла на базе мифологии и мудрствования. Они решали три познавательные задачи: описания, объяснения и понимания окружающего нас мира.

Эти три проблемы с которыми столкнулся человек по мере своего развития. Описать – значит дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь людей, необходимо было объяснить причину явлений природы, поскольку человек непосредственно ощущал зависимость от них. Понимание мира означает осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и человеческого сообщества, а после этого использование в человеческих целях.

Предметом философии являются наиболее общие законы бытия и развития мира и человека, их противоречивого единства, а так же человек. Проблема человека (что такое, куда движется и т.д.) призвана осмысливать пути развития человеческого рода и его сохранения как такового.

Отсюда вытекают следующие функции философии:

Познавательная (гносеологическая) Причем это рациональная система познания, использующая обобщенные, универсальные понятия.

Методологическая функция философии, которая выражается в выработке  наиболее общих принципов рациональногообъяснения и понимания мира

Ценностно-ориентационная функция, которая заключается в  том, что философия вырабатывает такие жизненные ценности, на которые  люди смогут опираться.

Функция самопознания и самосознания человеком своей индивидуальной сущности.

Мировоззренческая функция философии.

2. Человек, его природа  и сущность.

Природа и сущность человека —  философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или  его естественные свойства, в той  или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля —  это те из его свойств, которые  нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Изучением и  интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди  исследователей не существует единого  мнения не только о характере природы  человека, но и о наличии природы  человека как таковой.В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей,[5] разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации[6] и труду[7].Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».[8]Синтез позиций современной биологии (челове́к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [9]) приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.[10]

ЭКЗАМЕАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 2

  1. Возникновение философии. Мифология и религия как духовные предпосылки и истоки философии.

Философия в переводе с греческого означает "любовь к знанию, любознательность, любомудрие". Одним из первых, кто ввел этот термин в широкий обиход, был знаменитый Пифагор. Рассказывают, что когда тиран г.Флиунта спросил Пифагора, кто он такой, Пифагор не без гордости ответил – философ! Слово это было незнакомо тирану, и Пифагор объяснил его смысл так: он сравнил жизнь с Олимпийскими играми. Среди присутствующих на играх можно выделить три группы людей: одни приходят сюда для борьбы, другие – торговать, третьи, которые мудры, удовлетворяются наблюдением. Так и в самой жизни: одни рождены, чтобы быть рабами славы или соблазняться прибылью, другие – мудрые, стремятся только к истине. Значительно позже Аристотель тоже назвал философами тех, кто больше всего любит и ищет истину, а мудрецами тех, кто знает обо всем, знает наиболее трудное и имеет знание наиболее точное. Эти знания, по выражению испанского философа Х. Ортега-и-Гассета, предстают перед нами в виде "скопища мнений об одном и том же", это даже некий "беспорядок", без которого невозможно прийти к ясности, это "картина бесконечного умственного беспокойства", нежелание поддаться соблазну поскорее добраться до окончательного ответа.

Но Аристотель употреблял термин "философия" и в другом, более узком значении, применительно к науке о сущности и сути бытия. Именно эту науку, философию  в собственном смысле слова, он именует  первой мудростью, возникшей и выделившейся из мудрости общей.

  1. Понятие языка. Язык как деятельность и феномен культуры.

Естественный язык, как средство человеческого общения (предмет  изучения лингвистики)

лингвокультурология изучает язык как феномен культуры.

Это определенное видение мира сквозь призму национального языка, когда  язык выступает как выразитель особой национальной ментальности, т.к. язык является продуктом культуры

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

  1. Метод в философии. Диалектика и ее альтернативы.

Вопрос  о познании мира - принципиальный для  философии, ибо это вопрос об истине,о её постижении. Истина характеризует не только результаты процесса, но и методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность.

Под методом  понимается совокупность приемов практического  и теоретического освоения действительности, определенный способ построения и обоснования  знаний. Это осознанно выработанное умение. В методе в свернутом виде отражаются природа и осн. характеристики изучаемых объектов, их свойства и  закономерности функционирования, фиксируются  исторически сложившиеся и социально  закрепленные способы воздействия  человека на мир. Иначе говоря, здесь  мы имеем дело со знанием, в котором  даются те или иные предписания, правила  как надо действовать, чтобы достичь  цели, получить желаемый результат. Каждая наука в зависимости от специфики  объекта познания имеет свой, присущий ей метод исследования. Существуют научные методы, используемые либо одной специальной наукой, либо группой  наук. Философия выступает в качестве всеобщего метода. Ее принципы, законы носят универсальный характер, применимы  во всяком научном знании. Окружающий нас мир не только многообразен, но и един. Все явления в нем  представляют собой проявления одного и того же материального начала, подчиняющегося общим законам функционирования. Поэтому любая наука при разработке и применении своих методов включает в себя конкретизированные в соответствии с собственными целями исследования требования всеобщего метода.

При рассмотрении внешнего мира философия не может  обойти вопрос о его состоянии, о  том изменяется ли он или глубинное  его бытие остается неизменным. Сторонников  первой точки зрения принято называть диалектиками, второй - метафизиками.

Диалектика рассматривает вещи, явления внешнего мира, а также их умственные отражения во взаимной связи и непрерывном изменении - возникновении, противоречивом развитии и исчезновении. Принципы, законы диалектики, указывают на то, как адекватно подойти к объектив. реальности, а при необходимости - преобразовать. В отличие от диалектики метафизика если и допускает изменения и развитие мира, то отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия. Она тяготеет к построению однозначной, статичной картины мира, абсолютизирует устойчивость, повторяемость, самостоятельность объектов. Метафизичность не противоречит природе человеческого разума, обусловливает аналитическую способность мышления. Познание немыслимо без таких операций, как разъединение и расчленение целого на части. Нельзя изобразить движения, не прервав непрерывного.

Как и философия  в целом, учение о мире во многом зависит от состояния науки. Более  того, здесь эта зависимость особенно велика, ибо диалектика и метафизика разрабатываются и как методы, и как определённая совокупность принципов познания и практического  освоения мира. Господство метафизического  метода в философии ХVII-ХVIII вв. во многом определялось тем, что естествознание того времени носило собирательный характер: вещи и явления изучались по преимуществу в их независимости друг от друга. предпосылкой утверждения диалектического метода в XIX веке явилось то, что естествознание приняло упорядочивающий характер, т.е. перешло к изучению вещей и явлений мира в их взаимной связи и развитии, как это и есть в самой действительности.

2.Мышление и язык, их взаимосвязь и различие. Проблема невербальных форм мышления.

центральных проблем как философии языка, так и общего языкознания. Проблема эта весьма многогранна и может рассматриваться с самых различных точек зрения: со стороны отношений между словом и понятием, знакового характера языка и природы его содержания, функций языка и т.д. Наиболее важный аспект представляет вопрос вербальных и невербальных форм мышления.Традиционное понимание взаимоотношений мышления и языка: Основу выражаемого в языке содержания составляют мысли. Именно через мышление язык соотносится с предметами и явлениями окружающего мира, без чего было бы невозможно общение и взаимопонимание между людьми. Мысль является идеальным отображением предмета и потому не может быть выражена без материального обрамления.В отличие от мышления язык всегда рассматривается как нечто существующее лишь в материальных формах. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово.Подобная точка зрения разделяется и лингвистами, и философами, и психологами. Её сторонники признают только «словесное мышление»; мышление же, не оформленное вербально, по их мнению, не существует.Исследования, проведённые в последние годы в лингвистике, психолингвистике, философии, дают основание считать, что проблема связи языка и мышления нуждается в дальнейшем специальном анализе. Ведь глубинные уровни формирования речи остаются недоступными для объективного наблюдения, а следовательно, далеко не всё здесь представляется ясным. Некот.уч.,к примеру,счит.,что Мышление без слов так же возможно, как и мышление на базе слов. Словесное мышление - это только один из типов мышления. Что касается классификации типов авербального мышления, то вопрос этот не получил ещё однозначного решения. Известно,что сущ.,к примеру,практическое мышление. Этот тип авербального мышления присущ человеку уже на самых ранних этапах его жизни. Мышление осуществляется в самих практических действиях и непосредственно направлено на решение практических задач.Человек просто знает, что ему нужно делать и выполняет осмысленные движения. первичные формы мышления – это двигательные схемы(напр.,дети до 2х лет). М.сказать,что правила языка берут своё начало в предметно-практической деятельности.

 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4

  1. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения. Проблема основного мировоззренческого вопроса. Философский плюрализм, его основания.

Мировоззренческие проблемы занимают важнейшее место в философии. История знает немалое число  философских систем, которые создавались  в разное время и в разных условиях. Тем не менее, сущность каждой из них  можно определить, если известно как  тот или другой философ подходит к главной проблеме мировоззрения - отношению человека к миру в  целом. Можно говорить и об иных мировоззренческих  вопросах, являющихся предметом размышлений  философов. Но большинство ученых едино  в том, что в ряду мировоззренческих  вопросов доминантным является вопрос об отношении мышления к природе, духовного к материальному. Ибо, какой бы вопрос мировоззрения не рассматривался, он так или иначе соприкасается с соотношением этих фундаментальных сущностей. Энгельс, подчеркивая доминантность мировоззренческой проблемы отношения «мышления к бытию», «сознания к материи», назвал это «великим» основным вопросом философии. Именно рассматривая отношение сознания к внешнему миру исторически, мыслители стремились понять, что является первичным, а что - вторичным. Те из них, которые исходили из того, что внешний мир, природа первичны, вечны, бесконечны, а дух, сознание вторичны, назывались материалистами. Философы, придерживавшиеся противоположных взглядов, назывались идеалистами. В истории философии были попытки дать компромиссное, дуалистическое решение вопроса о соотношении духовного и материального. Дуалисты считали сознание и материю независимыми друг от друга, равноправными началами всего существующего. Следует заметить, что как в рамках материализма, так и в рамках идеализма и дуализма было выдвинуто немало серьезных философских положений, заслуживающих уважения и изучения.

Большинство мыслителей убеждено в могуществе человеческого  разума. Мир и закономерности его  развития познаваемы. Наши знания, проверенные  и подтвержденные жизнью, практикой, достоверны. Есть сущность вещей, явлений  мира материи еще непознанная, но она м. быть познана в процессе безграничного расширения меры человеческой разумности, смены поколений.Однако философы против категоричности и прямолинейности в ответах на вопросы познания. Вопрос о познании мира - принципиальный для философии, ибо он есть вопрос об истине, о постижении ее объективного содержания. Истина характеризует не только результаты процесса, но и, что не менее важно, методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность.

2. Роль народных масс  и личности в истории. 

В философии понятие «народ»  имеет разные значения. Говоря о  многозначности толкований понятия  «народ», нельзя не отметить, что в  философии это понятие обычно связывается с некоторой коллективностью, массой. вполне закономерно возникает вопрос о том, каково целевое назначение этого понятия в исследовании общественного развития. Известно, что в русской революционно-демократической публицистике и в марксистском обществознании «народ» - это творец истории, решающая сила процесса общественных изменений. Решающая роль народных масс в истории определяется тем, что, во-первых, народ - это главная производительная сила общества, создающая все материальные условия жизнедеятельности людей; во-вторых, народ - участник всех социально-политических преобразований общества; в-третьих, народ — источник и носитель духовной культуры общества.

роль народа в различных ситуациях  не одинакова. о роли народа в общественных изменениях надо судить конкретно. Надо видеть, что народные массы могут быть организованы или дезорганизованы. Соответственно, они по-разному оказывают свое влияние на ход исторического процесса.

В философии получила распространение  концепция, в которой народ отождествляется  с толпой и характеризуется как  инертная и, как правило, разрушительная сила. В толпе происходит как бы уравнивание всех людей, поскольку  индивидуальность каждого человека, в ней оказавшегося, подавляется. Люди в толпе ориентированы в  одном направлении, захвачены некоторой  общей идеей. Толпа имеет собственные  признаки. В толпе, во-первых, действует  механизм анонимности, во-вторых, превалирует  чувство коллективного «мы» —  в-третьих, действуют механизмы заражения  и внушения, ибо некритически воспринимаются и воспроизводятся любые призывы  и формы поведения, а поэтому  индивид действует практически  под влиянием инстинктов, приобретая по этой причине склонность к буйству, жестокости (правда, и героизму тоже).Публика - это чисто духовная коллективность, поскольку она есть совокупность индивидуумов, разделенных между собой физически, но соединенных умственно. Публика - это такое образование, когда люди не встречаются, не видятся, не входят в соглашение, разбросаны по обширной территории, сидят и,к примеру,смотрят одну определенную программу телевидения. Естественно, все люди, составляющие ту или иную публику, связаны друг с другом. Однако эта связь — присущее им всем единство убеждений сознание того, что такая-то идея или чувство общи им всем. публика формирует и выражает общественное мнение через социологические опросы, что, также характеризует ее роль как субъекта истории.Следовательно, народ в любом случае может рассматриваться как субъект исторических преобразований. Однако его роль в историческом процессе всегда определена конкретно-ситуативными условиями социально-психологических связей толпы или публики.Указывая на любую общность людей как на субъект исторических изменений, было бы неправомерно рассматривать их роль в них в отрыве от личностей, и игнорировать значение той или иной личности как субъекта истории. Понятно, что далеко не всякая личность оказывает заметное влияние на ход общественных изменений в мире, в стране. Большинству суждено оставаться безвестными членами сообществ. Конечно, каждый человек выступает субъектом своей собственной жизнедеятельности, нередко он играет и решающую роль в деятельности своего ближайшего окружения. Но чем шире масштаб деятельности, тем уже круг людей, которые могут стать субъектами исторических изменений.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"