- Социальная
структура общества. Классы, исторические
общности людей.
Понятие социальной структуры в
обществе обычно употребляют в следующихосновных
смыслах. В широком смысле
социальная структура – это строение
общества в целом,система связей между
всеми его основными элементами.
При таком подходесоциальная
структура характеризует все
многочисленные виды социальныхобщностей
и отношения между ними. В узком
смысле термин «социальная структура
общества» чаще всегоприменяется
к социально-классовым и
социально-групповым общностям.Социальная
структура в этом смысле – это
совокупность взаимосвязанных
ивзаимодействующих друг с другом классов,
социальных слоев и групп. В
социологии существует большое
множество концепций социальнойструктуры
общества, исторически одной
из первых является марксистскоеучение.
В марксистской социологии ведущее
место отводится социально-классовой
структуре общества. Социально-классовая
структура общества,согласно этому
направлению, представляет собой взаимодействие
трех основныхэлементов: классов,
общественных прослоек и социальных
групп. Ядромсоциальной структуры
являются классы. Наличие классов в обществе
отмечалосьв науке и до Маркса
в начале XIXв. Это понятие широко
использовалифранцузские историки
Ф. Гизо, О. Тьери и английские
и французскиеполитэкономы А. Смит
и Д. Рикардо. Однако наибольшее
развитие учение оклассах получило
в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс основали
экономическиепричины возникновения
классов. Они утверждали, что деление
общества наклассы есть результат
общественного разделения труда
и формированиечастнособственнических
отношений. Процесс образования классов
происходил двумя путями: путем выделения
в родовой общине эксплуататорской
верхушки,которая первоначально состояла
из родовой знати, и путем
обращения врабство военнопленных,
а также обнищавших соплеменников,
попадавших вдолговую кабалу.
Этот экономический подход к
классам зафиксирован в
знаменитомопределении классов, которое
сформулировал В. И. Ленин в работе
«Великийпочин» и которое стало хрестоматийным
в марксизме на протяжении 70 лет.
«Классами называются большие группы
людей, различающиеся по их месту висторически
определенной системе общественного
производства, по ихотношению
(большей частью закрепленному
и оформленному в законах)
ксредствам производства, по их роли
в общественной организации
труда, аследовательно, по способам
получения и размерам той
доли общественногобогатства, которой
они располагают. Классы – это такие
группы людей, изкоторых одна может
присваивать труд другой, благодаря различию
их места вопределенном укладе общественного
хозяйства». Таким образом, по
Ленину,главный признак класса – отношение
к средствам производства (владение
илине владение) определяют роль
классов в общественной организации
труда(управляющие и управляемые),
в системе власти (господствующие
иуправляемые), их благосостояние (богатые
и бедные). Борьба классов служитдвижущей
силой общественного развития.
Марксизм делит классы на основные и неосновные.
Основными классами являются такие,
чье существование непосредственновытекает
из господствующих в данной
общественно-экономической формацииэкономических
отношений, прежде всего, отношений
собственности: рабы ирабовладельцы,
крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия.
Неосновные – это остатки прежних
классов в новой общественно-экономической
формации или зарождающиеся классы,
которые придут на сменуосновными
и составят основу классового деления
в новой формации. Помимоосновных
и неосновных классов структурным
элементом общества являютсяобщественные
слои (или прослойки). Социальные
слои – это промежуточные или переходные
группы, не имеющиеярко выраженного
специфического отношения к средствам
производства и,следовательно, не обладающие
всеми признаками класса. Социальные слои
могутбыть внутриклассовыми (часть класса)
межклассовыми. К первым можно отнестикрупную,
среднюю,. Мелкую, городскую
и сельскую монополистическую
инемонополистическую буржуазию, промышленный
и сельский пролетариат, рабочуюаристократию
и т.д. Историческим примером
межклассовых слоев является«третье
сословье», в период вызревания первых
буржуазных революций в Египте–
городское мещанство, ремесленничество.
В современном обществе
–интеллигенция. В свою очередь, межклассовые
элементы современной структурымогут
иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция
подразделяется напролетарскую,
мелкобуржуазную и буржуазную.
Таким образом, социально-слоевая
структура не вполне совпадает с классовой.
Использование понятиясоциального
строя по мысли марксистских
социологов, позволяетконкретизировать
социальную структуру общества, указать
на ее многообразиеи динамизм.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ
БИЛЕТ № 9
- Философия
Средневековья: идейные истоки и основания
проблематики. Схоластика, ее основные
течения. Ф.Аквинский – синтезатор средневековой
схоластики.
Первый период средневековой
философии обычно называют апологетикой. В период апологетики
происходило гонение на христиан. В это
время происходит бурная борьба христианства
не только с философскими идеями античности,
но и с национальными религиями, гностицизмом.
Хотя в этот период христианство не имело
философских концепций, но духовная и
идейная борьба периода апологетики закончилась
в пользу христианства, которое становится
государственной религией Рима. Одновременно
происходит смена важнейших ценностных
установок античности.Новый исторический
период называется патристикой, в который
происходит становление средневековой
философии. Характерной особенностью
философского мышления этого периода
являются традиционализм и ретроспективность.
Так как центральной проблемой патристики
является Бог, поэтому в ней закладывается
геоцентризм всей средневековой философии.В
этот исторический период появляется
новое представление о человеке. С позиций
христианства человек слишком слаб, чтобы
быть самодостаточным, таким может быть
только Бог. Господствует образ человека
кроткого и смиренного, признающего свою
ограниченность, страдающего и несчастного.Следующая
важная новация - идея единобожия. своеобразие
средневековой философии может быть раскрыто
и понято только через синтез философских
идей античности с новым христианским
мировоззрением. Этот синтез осуществлялся
достаточно долго и противоречиво.Постепенно
патристику стала сменять схоластика. Она окончательно
сформировалась усилиями Ансельма Кентерберийского.
Он пытался рационально обосновать догмы
вероучения, придерживался крайнего реализма.Наряду
с реализмом в XI-XII вв. оформляется номинализм как одно
из направлений схоластической философии.
Номиналисты считали, что общие понятия
- только имена. Одним из виднейших представителей
номинализма был Иоанн Росцелин.Пьер Абеляр был представителем как
бы третьего направления. Он начинает
доктрину умеренного номинализма, получившую
дальнейшее развитие в средневековой
философии.Центральной фигурой схоластической
философии по праву считается Фома Аквинский. Он
создал грандиозный теолого-философский
синтез, претендующий на примирение теологии
и науки. Согласно его доктрине, наука
и неразрывно связанная с ней философия
выводят свои истины, опираясь на опыт
и разум, в то время как религиозное вероучение
черпает их в откровении, в Священном писании.
Но это различие методов отнюдь не означает
полного различия предметов философии
и теологии. В религии есть ряд догматов,
нуждающихся в философском обосновании
потому, что будучи доказанными, они становятся
ближе человеку и тем самым укрепляют
его веру. Фома пытался поставить смысл
откровенческих истин в логическое соответствие
с доводами разума. Однако Фома очень осторожно
подходит к рационализации теологии. По
его мнению, только некоторые догматы
поддаются доказательству. К ним относится
положение о бытии Бога. А те догматы,кот-е
не доказуемы, не противоразумны, а сверхразумны.
Их доказательство просто не под силу
человеческому уму. По разумению Фомы,
науки и философия способны постичь частные
аспекты бытия, но подлинная сущность
бытия доступна только Божественной сверхразумности.В
теории познания Фома солидарен с Аристотелем
в признании важности чувственного познания.
Дальнейшее познание осуществляется посредством
интеллекта. ум должен последовательно
отбрасывать материальное и извлекать
общее, духовное. Получается, что в каждом
познавательном акте, начиная с возникновения
чувственных образов, происходит своеобразная
дематериализация познаваемого предмета.Фома
выступает против врожденных идей, но
он допускает врожденные понятия активного
разума, укорененные в нем Богом. За пределами
человеческого находится ангельское познание.Фома
утверждает, что доказать существование
Творца можно двояко: через причину и через
следствие. Им принимается второй способ.
Поскольку существование Бога не является
для нас непосредственно очевидным, оно
может быть доказано при помощи известных
нам следствий. В соответствии с этими
рассуждениями он формулирует пять доказательств
бытия Бога: 1. Доказательство от движения.
2. Доказательство от производящей причины.
3. Доказательство от случайности к необходимости.
4. Доказательство от степени совершенства.
5. Доказательство от целесообразности.
- Политическая
система общества. Сущность власти. Понятие
правового государства.
политика это стремление
к участию во власти или
к оказанию влияния на распределение
власти между различными группами
людей внутри государства или
между государствами. Общественные
группы организуются на основе
различных политических институтов:
государства, партий, союзов и
т.п. Каждая из и групп пытается
представить и часто навязать
свои интересы другим общественным
группам в качестве всеобщего,
как интересы всего государства.
Политическая группа, сумевшая навязать
свой собственный интерес в
качестве всеобщих, становится политически
господствующей в обществе силой, осуществляет
власть в государстве. Государство - это
главный политический институт общества.
политическое господство в обществе может
быть разным. М.Вебер, например, различал
легальный; традиционный и харизматический
типы господства в обществе.Легальное господство
- это господство права в организации общественной
жизни людей. Существование власти и сфера
ее действия зависят от установленных
людьми правовых норм. все, кто подчинен
власти, должен считаться с правовыми
нормами. Действия людей, находящихся
у власти, также должны определяться правовыми
нормами.Традиционное господство опирается
на веру людей в то, что власть является
законной, поскольку именно такого рода
власть всегда существовала. Все действия
власти основываются и регулируются некогда
сложившимися традициями, нарушение которых
может подвергнуть опасности их законность. Харизматическое господство - это
господство тех, кто обладает харизмой,
т.е. некоторыми необычными свойствами,
позволяющими им влиять на людей. Харизматический
лидер - это некто, чье господство над другими
зиждется на вере в его особые свойства.
Харизматический лидер призван выполнять
предназначенную ему миссию и во имя этого
имеет право на послушание других. Считается,
что человек, наделенный харизмой, всегда
вносит нечто новое в жизнь людей в обществе
и должен постоянно доказывать это своими
действиями.следует сказать о том, что
политическая власть имеет больше шансов
на успех в решении проблем общественной
жизни, если она носит институциональный,
а не личностный характер. В тех общественных
организмах, где все властные функции
четко регулируются установленными и
принятыми в обществе правовыми законами,
существуют широкие возможности демократического
управления самих людей своей жизнедеятельностью.
Государство в этом случае является политической
формой объединения людей для зашиты интересов
всего общества.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ
БИЛЕТ № 10
- Философские
взгляды мыслителей эпохи Возрождения:
Кузан-ский, Бруно, Макиавелли ( по выбору).
Начиная со второй половины
XIV века, сначала в Италии, а затем и в других
странах Западной Европы, происходят заметные
изменения, определившие содержание новой
эпохи, которая вошла в историю под названием
Возрождения. Это был грандиозный переворот
в жизни европейского общества, который
ознаменовался также выдающимися достижениями
во всех областях культуры. Становление
ренессансной культуры было отмечено
двумя важными моментами: возрождением
античного наследия и провозглашением
того, что средневековая эпоха уже завершилась.Важнейшей
отличительной чертой мировоззрения эпохи
Возрождения является его ориентация
на человека. ренессансная философия является
антропоцентрической.мировоззрение эпохи
Возрождения носит ярко выраженный гуманистический
характер. Гуманизм - это не только
ориентация на человека, проявление интереса
к нему, это - осознание величия человека,
вера в его возможности и силы. Гуманизм
определяет и основное содержание философской
мысли эпохи.Один из выдающихся мыслителей
этого времени - Николо Макиавелли.
с него начинается новая эпоха политического
мышления. Наиболее важные аспекты учения
мыслителя могут быть сконцентрированы
вокруг следующих положений:- политический
реализм;- признание эгоистической
природы человека;- новое понимание «добродетели»
политика, успешно управляющего государством
и противостоящего «судьбе»;- «возвращение
к началам», как условие восстановления
и обновления всей политической жизни.Политический
реализм рассматривается Макиавелли как
следование подлинной правде в отношении
того, что действительно есть в жизни.
Макиавелли признает, что сам по себе человек
ни добр, ни зол, ни хорош, ни плох, но все
же скорее тяготеет к плохому, нежели к
хорошему. Поэтому политик не может полагаться
на добропорядочное в человеке, а должен
исходить из преобладания отрицательного
и действовать в соответствии с этим. нужно
принять необходимые меры, чтобы держать
людей в страхе. В идеале государь должен
быть одновременно и обожаемым, и внушающим
страх.Именно со свойствами человеческой
природы связывает Макиавелли возникновение
государства. Эгоистические устремления
человека делают необходимым государство
и осуществляемое им насилие. Однако Государь,
политик обязан считаться с народом и
служить ему. Насилие - не самоцель, а средство
достижения разумных, добрых, благостных
целей.гос-ва достигают вершин могущества
и величия, затем приходят в упадок и гибнут
- это вечный круговорот, являющийся результатом
воздействия судьбы - «Фортуны». Но, признав
роль объективных, неподвластных человеку
обстоятельств в движении исторических
событий, М. утверждает, что владычество
судьбы неоспоримо только до тех пор, пока
ей не противостоят добродетель и свобода.Хотя
Макиавелли говорит о будущем итальянском
государстве как монархии, По своему образу
жизни, мировоззрению, Макиавелли был
ближе к республиканской форме правления.
Его политический идеал - Римская республика,
в которой он видел воплощение сильного
государства, умеющего сохранять внутренний
порядок. Но республика не всегда возможна;
нельзя устанавливать свободные политические
учреждения, если в народе не развиты или
отсутствуют гражданские добродетели.
- Общественная
психология и идеология. Общественное
мнении. Понятие менталитета.
Общественное сознание, если его рассматривать
главным образом в аспекте выраженной
в нем оценки действительности, образует
в своей структуре уровни общественной
психологии и идеологии. сферу общественной психологии
составляют эмоции, чувства, настроения,
мнения, обычаи, традиции, привычки и т.п.
Все общественно-психологические явления
заразительны. Они могут неосознанно передаваться
от одних людей к другим. Часто люди сами
себе не могут объяснить, почему, порой
их охватывает чувство безысходности,
апатии, равнодушия или, наоборот, безудержной
радости, энтузиазма, какого-то внутреннего
порыва и т.п. Конечно, дело здесь не только
в заразительности чувств и настроений.
Совпадающие условия жизни, совместная
деятельность формируют у людей общие
цели, потребности, интересы, а на основе
их и сходные эмоционально-чувственные
реакции.Одно из важных социально-психологических
явлений - общественное мнение. Это суждение
группы людей, в котором в форме одобрения
или порицания выражается их отношение
к действительности. Это суждение всегда
эмоционально окрашено. Предметом общественного
мнения может быть все, но, прежде всего
то, что вызывает общественный интерес.
общественное мнение способно не только
отражать (оценивать) действительность,
но и влиять на нее через конкретные действия
людей, разделяющих данное мнение. Общественная
психология присутствует во всех деяниях
людей, являясь формой духовной связи,
сплачивающей людей в определенную группу
на основе чувства «мы». Это чувство нередко
противопоставляется всем, кто принадлежит
к др.группам. происходит приписывание
им различных негативных качеств.Большое
влияние на общественную психологию может
оказывать идеология. Это система
теоретических знаний, выработанных для
выражения и защиты определенных целей
и интересов существования и развития
той или иной группы людей. В любой идеологии
группа осознает себя и свои взаимоотношения
с другими группами, свои потребности
и интересы, формулирует задачи и цели
дальнейшего движения. Действительность
в идеологии рассматривается через определенное
отношение к ней со стороны конкретной
социальной группы. Правда, в отличие от
общественной психологии, где оценка выражена
в форме переживаний, поведения, в идеологии
она представлена в теоретической форме
знания главных интересов групп. идеологи
для выражения главных интересов группы
вынуждены опираться на науку и доказывать,
обосновывать интересы, которые преследуются.
Все общественные явления отражаются
и оцениваются в идеологии всегда лишь
с точки зрения важности, значимости и
их соответствия интересам какой-то определенной
социальной группы.Идеология выполняет
важную общественную функцию объединения
людей в определенные общности путем обоснования
их интересов. Но одновременно идеология
и разъединяет людей на основе различия
коренных интересов. Речь поэтому должна
идти о создании подлинно гуманистической
идеологии, отвечающей общечеловеческим
интересам и ценностям.