Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:14, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет философии и эволюция предметного самоопределения философии.
2. Возникновение философии. Мифология и религия как духовные предпосылки и истоки философии.
3. Метод в философии. Диалектика и ее альтернативы.
4. Мышление и язык, их взаимосвязь и различие. Проблема невербальных форм мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

EKZAMYeNATsIONN_J_BILYeT.docx

— 145.09 Кб (Скачать файл)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18

  1. Религиозная философия В.С.Соловьева. Концепция «положи-тельного всеединства и «богочеловечества» в философии Соловьева.

 Важный вклад в развитии русской философии внес Владимир Соловьев. Он написал множество крупных философских сочинений. Их основное содержание направлено в сторону богословия и мистики, на вопросы истории церкви и христианской догматики.Своеобразие Соловьева как ученого состояло в попытке создания всеобъемлющего мировоззрения, проникнутого божественной идеей единства мира и человека, субъекта и объекта, чувственности и разума.Опираясь на достижения односторонних учений, следует создать философию, объемлющую все жизненно важные сферы бытия и способную постичь их в сочетании, в неразрывном единстве. Имя этой философии - философия всеединства. Ее-то и создавал Соловьев.Ядром онтологической схемы всеединства является «абсолют», понимаемыйСоловьевым как отрешенное, освобожденное от всего, как завершенное целое. «абсолют» тождественен «ничто», и обусловливает переход к «сущему».Сущее выше любых признаков и свойств, выше всяких определений, оно несводимо к каким-либо конкретным сущностям, оно - абсолютное первоначало, содержащее в себе все и вся. В нем мощь и сила всех вещей, их единство. Сущее часто называется абсолютно сущим или Богом.если сущее выше всякого определения, то оно должно быть определено через нечто другое. Другое сущее, определимое, разделяющееся и имеющее структуру, С. называет «бытием». Поэтому в сущем различаются два центра. Это центр самоутверждения абсолютного первоначала. Самый же процесс самоутверждения сводится к неопределенному понятию «Логос». Второй центр - это бытие как единое. В нем заключена идея всего.Первоматерия воплощает в себе начало всего существующего многообразия, единство целого и индивидуального. Для обозначения перво-материи Соловьев прибегает также к неопределенному понятию - «Софии».Причина и цель вселенского движения состоит в единстве божественного начала с мировой душой. Мировая душа - это присутствие и деятельность самого Бога в природе. Идея всеединства вечно существует в Боге, но в природе она выступает как слепая сила. Мировой космический процесс проходит ряд стадий в своем развитии и в конечном итоге приводит к возникновению Земли, которая становится базисом для развития органической жизни. Через развитие живых организмов происходит дальнейшее сближение мировой души с божественным началом. Но только с человека начинается становление внутреннего всеединства, проявляющегося в форме осознанной свободной деятельности.

2. Практика, ее роль в  познании.

Практика пронизывает всю познавательную деятельность человека, какие бы формы  она не принимала. В гносеологии  под практикой понимают предметно-трудовую и общественно-историческую деятельность человека, направленную на преобразование окружающего мира в соответствии с его целями и знаниями о мире. Именно в практике человек на основе имеющихся знаний осуществляет свою деятельность. Вместе с тем он развивается  и изменяется сам благодаря постоянному  чередованию и связи процессов  производства и воспроизводства  жизни.Отсюда следует, что практика, как общественное явление, отличается двуединостью. С одной стороны, в практической деятельности происходит изменение предмета на основе знания - опредмечивание. С другой стороны, происходит возникновение знания в результате изучения предмета - распредмечивание. опредмечивание есть реализация знания, а распредмечивание - получение знания. В действительности они едины, протекают одновременно. Одно не существует без другого.Практика отличается_большим многообразием своих форм. Ее главными формами являются социально-производственная, социально-политическая, медицинская, повседневно-бытовая и другие. Определяющее место в совокупности различных сфер практики занимает материально-производственная деятельность. Прежде всего, от этого зависят благосостояние людей, условия их жизни, воспроизводство человека, возможности его существования, характер общественных отношений.Подготовительным этапом в реализации результатов практической деятельности выступает познание. Познание и практика-2 взаимосвяз.и взаимозавис.стороны общеист.процесса. Всякая практическая деятельность носит творческий характер, предполагает определение цели, ее обоснование, выбор средств достижения возможных результатов. Иначе говоря, для удовлетворения потребностей человек всякий раз обращается к своим мыслительным способностям, осуществляет необходимые акты познания действительности. Достижение цели, удовлетворение потребности представляет собой вместе с тем и рождение новых потребностей. Соответственно начинается и программирование новой деятельности, дальнейшее пополнение знаний. Как бы далеко ни удалялись знания от непосредственных запросов жизни, они, в конечном счете, направлены на решение проблем, порожденных практикой.Но практика является не только основой познания, его движущей силой. она выступает источником познания, обусловливает необходимость в тех или других знаниях, рождает потребность их поиска и закрепления в жизнедеятельности людей. Так, потребность измерения времени, мореплавание вызвали к жизни астрономию, потребность в полезных ископаемых - геологию, загрязнение окружающей среды - экологию и т.д.Нельзя переоценить значение практики в функции критерия истины. Только в процессе практики обнаруживается истинность или ошибочность тех или иных знаний, идей и умственных конструкций.практика связывает воедино все наши воздействия на внешний мир, дает постоянный импульс к развитию культуры в целом. Практика только тогда и имеет смысл, когда находится в состоянии непрерывного движения, подвигает общество и человека к дальнейшему совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19

  1. Философия «русского космизма». Учение Вернадского о ноосфере.

 Наряду с доминирующей в  России в XIX - XX веках религиозной философией, получает развитие и еще не менее влиятельная философская концепция, именуемая русским космизмом.Главенствующая идея русского космизма - органическое единство человека и космоса. космизм возникает в глубокой древности. Возрождение его в западноевропейской философии совпадает по времени с бурным развитием научного знания и техники, их вторжением в человеческую культуру.Научно-техническая революция увеличила пропасть между человекам и природой. В Европе возникла обеспокоенность увеличивающимся разрывом между жизнью и разумом, человеком и космосом. многие из мыслителей предпринимают попытки создавать положительные программы, направленные на преодоление утраченного понимания цельности бытия. Космизм в русской философии возникает несколько позже, но тем не менее является течением своеобразным и оригинальным.Одной из наиболее ярких отличительных черт русского космизма является то, что он выступает своеобразным синтезом тех направлений космизма, которые ранее сложились в европейской философской мысли и критической переработкой различных точек зрения во взглядах на мир. Согласно одной из таких точек зрения, мир понимается как космос, в котором события и явления происходят в виде круговорота, и это не оставляет человеку надежды на созидание чего-то принципиально нового в будущем. Согласно другой точке зрения, мир понимается как историческое развитие, и в нем далеко не все еще реализовано и проявлено. При таком подходе человеку предоставляется реальная возможность преобразовывать природу и полностью или частично определять свое будущее.Общим моментом, позволяющим объединить основные идеи западноевропейского и русского космизма, является то, что человек понимается как земное существо. Но человек все более теряет связь с космическим миром и связывает свою судьбу со случайностями прогресса. В противовес естественному космическому бытию, человек для своих нужд создает искусственную  цивилизацию. При этом нарушается понимание целостности мира и тем самым человек невольно разрушает свою собственную целостность.имеется возможность обратить этот процесс вспять. Для этого необходимо преобразовать сознание человека. В русском космизме получили наибольшую известность религиозно-философское и естественнонаучное направления.Естественнонаучное направление наиболее ярко представлено в трудах К.Циолковского, В.Вернадского и др. Центральной идеей является осознание потребности в разработке новой картины мира, отражающей принцип единства мира. Так Вернадский считал необходимым ввести жизнь в атомы. Жизнь на Земле возникает одновременно с возникновением планеты. Высшим этапам в развитии биосферы является возникновение ноосферы, которая выступает сферой человеческого разума, на основе которого происходит взаимодействие человечества и природы. Зародившись на Земле, ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, к выходу в космос. В концепции ноосферы Вернадского особое место занимает развитие науки. мы являемся свидетелями крупных изменений в самой науке. И изменения эти связаны не только с достижениями в естествознании, но и с науками о человеке. В сущности, речь идет о сближении наук о природе с науками о человеке.

  1. Закон отрицания отрицания.

 Закон отрицания отрицания - весьма общий и широко действующий закон развития природы, общества и мышления. Он выражает связь, преемственность между старым и новым, вскрывает тенденции и основные формы самоизменения явлений.Развитие любой области действительности выступает как переход из одного состояния в другое, как смена одного качественного состояния другим. Возникновение новой стадии развития и исчезновение старой принято называть отрицанием. Развитие не может происходить иначе, чем только через отрицание своих прежних форм существования. Такие «отрицания» естественны и находят отражение в различных видах бытийственности. Например, при высоких температурах жизнь многих растений прекращается, тем самым отрицается всякая возможность их дальнейшего существования в форме органических образований. Диалектическое отрицание (антитезис) содержит в себе возможность, условие дальнейшего развития. Всякое новое зарождается в недрах старого, вырастает из него. Старое качество перестает существовать лишь после того, как оно само создало условия для новой ступени развития. Иначе говоря, качественно новая ступень развития не отбрасывает «начисто» старое качество, а удерживает, сохраняет его некоторые черты. Следует видеть не только различие между старым и новым, но и преемственность, их единство; в том числе, положительное в отрицательном.Правда, история дает немало примеров, когда этот з-н игнорировался. Но велика была и плата за это. Из истории нашей страны известно, например, что после победы Октябрьских революции представители течения «Пролеткульт» пропагандировали отказ от завоеваний «старой» науки, искусства и культуры, ратовали за создание чисто пролетарской культуры. История их поправила. Здравый смысл возобладал.Диалектическое отрицание — необходимый момент всякого развития. Но оно не является обособленным звеном в бесконечном процессе саморазвития явлений. Диалектическое отрицание содержит в себе возможность нового отрицания. В результате мы имеем отрицание отрицания, как бы синтез пройденного, но на новой ступени.Гегель, впервые сформулировавший закон отрицания отрицания, представил настоящий процесс развития в виде триадичной схемы «тезис - антитезис - синтез» характеризующей движение «абсолютной идеи». данный ритм характерен не только для разума, он носит всеобщий характер. Каждая новая ступень держится как бы на фундаменте предшествующего развития. Принцип триады, выдвинутый Гегелем, - идеализированная модель. Отрицание может проявиться и в другой форме. Но важен сам принцип - каждый новый виток развития напоминает предыдущий виток, и, в то же время, он выше, богаче, совершеннее, содержит в себе перспективу дальнейшего развития.Собственно, в том и состоит сущность прогресса. Другое дело, что нельзя понимать поступательное развитие, как сплошной триумф. Развитие не исключает отклонений, моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурным образованиям.Таким образом, закон отрицания отрицания, синтезируя в своем содержании законы единства и взаимодействия противоположностей и взаимного перехода качественно-количественных изменений дает наиболее конкретное и правильное понимание смысла развития. Он позволяет определить общее направление развития, его существенные черты, предвидеть характер возможных изменений, их глубину, сознательно способствовать утверждению нового и преодолению устаревшего.

 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20

  1. Особенности и тенденции современной западной философии, ее основные течения (неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм – по выбо-ру).

 философия в конце XIX начале XXI века пережила процесс «переоценки ценностей», свойственный всей духовной жизни общества этого времени. Это выразилось в критике рационализма, «романтизма», метафизики, а также «позитивного» гуманизма.Под рационализмом понималось специфическое толкование разума как движущей силы природы, истории и человеческой деятельности. Под «романтизмом» - оптимизм философии Нового вр., основанный на убеждении в разумной закономерности развития природы и общества к высшей «разумной цели». «Метафизикой» современные критики окрестили классическую философию за стремление к системному, строгому, безупречно логичному изложению. Наконец, «позитивный гуманизм» означал подход к человеку как носителю неизменных и незыблемых «разумных начал».Преобладающая антиклассическая ориентация современной философии отнюдь не исключает связи современных направлений с классикой. Основная закономерность развития культуры - преемственность, поэтому даже самое новаторское философствование органично связано с развитием философии.наряду с радикальной переоценкой ценностей, свойственной наиболее распространенным влиятельным направлениям (ф-я жизни, аналитич.ф-я и др), в современной философии есть и школы традиционные: неокантианство, неогегельянство, неотомизм.Неотомизм - это возрожденное и приспособленное к современным условиям учение средневекового схоласта Фомы Аквинского, создателя всеобъемлющей философско-теологической системы. Неотомизм выступает с претензией «объединить в целостном синтезе самые различные духовные и этические «ценности», дает обнадеживающую оценку и цельную концепцию материального мира, подчеркивая всесилие Бога, отдает должное природе, говорит об уважении к человеку. Перед нами некоторая всеохватывающая система, призванная дать ответы на все возможные вопросы практической и теоретической жизни нашего современника. Неотомисты стремятся создать учение, которое содержало бы завершенную картину мира и исчерпывающие рекомендации как нам жить и вести себя в этом мире.Основной тезис томизма - гармония веры и разума. Некоторые томисты утверждают, что томизм - научная система, потому что он не смешивает веру и знание, но принимает «гармонию веры и знания на основе их ясного различения».Предмет знания и веры - один и тот же - «единая истина». Но приближаться к ней можно двумя путями. «Оба, разум и вера, даны нам Богом, и оба являются надежными источниками истины». Верить - значит признавать нечто, потому что оно есть божественное откровение. Знать на основе разума - значит видеть, что нечто истинно. При этом истины разума доступны каждому, а истины веры предполагают благодать, исходящую от Бога. Истины разума нужны для жизни и составляют область науки и философии, в которую вера не вмешивается. Область веры охватывается теологией.Истины веры - сверхразумны. Представить аргументы в пользу этого - главная обязанность неотомистской философии. При этом неотомисты утверждают, что философия в своих исследованиях должна пользоваться присущими ей методами логического рассуждения и быть независимой от теологии и ее методов. Основываясь на тезисе о гармонии разума и веры, неотомисты различают три ступени знания: частные науки составляют низшую ступень знания, следующую - философия, и высшую -теология.Наука дает подлинное познание природы. Ее функции - наблюдать явления, рассматривать причинные связи между ними и измерять наблюдаемые явления. Затем, с помощью математики, ученый может выразить их в системе знаков. Философия же имеет дело не со знаками, а с подлинными сущностями вещей, с подлинным бытием. В философии неотомисты выделяют учение о «чистом бытии» — метафизику.Также Томисты подчеркивают единство души и тела в человеке. Тело есть потенция, возможность человека, душа актуализирует ее. Тело и его функции необходимы для реализации душой ее сущности.Это положение чрезвычайно важно для социальной этики томизма. => телесными потребностями нельзя пренебрегать, их удовлетворение должно занимать важное место в жизни отдельного индивида и в жизни общества. Согласно томистской концепции человека, в душе его имеется интеллект и воля. Если интеллект направлен на познание, то воля - высший регулятор поведения.

  1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качест-венные.

 Хорошо известно, что все в мире движется и изменяется. Но из этого не следует, что явления не имеют никакой устойчивости. Находясь в состоянии непрерывного изменения, они, тем не менее, остаются до известного периода самими собой, сохраняют определенную, присущую им, совокупность признаков. Устойчивая совокупность свойств, черт, признаков, благодаря которым один предмет отличается от другого, обозначается в философии понятием качество. Качество разграничивает предметы, не позволяет им слиться в одну неразличимую массу. Ни в коей мере нельзя отделять качество от самих предметов и явлений объективного мира. Ибо «существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами...» (М). Качества объективны, как и сами предметы и явления.Качество вещи раскрывается через ее свойства. Например, ряду химических элементов присуще свойство соединяться с кислородом. Можно, в связи с этим, подумать, что понятия качества и свойства тождественны. Но свойство раскрывает специфику вещи с какой-нибудь одной стороны, тогда как качество - эта целостная характеристика предмета или явления. Обычно предметам или явлениям присуще не одно, а несколько свойств. Одни из них отражают существенные связи и отношения, другие - менее значимые. В силу этого тот или иной объект в границах своей качественной определенности может потерять или приобрести то или иное свойство, проявить себя с разной стороны. Вода от 0°С до 100°С существует как данное качество, но она меняет свои свойства при перемене температурных параметров: от 0°С до 30°С - сжимается в объеме, затем при дальнейшем нагревании - расширяется.Установление качественных границ имеет принципиальный смысл, лежит в основе классификации различных материальных систем и образований. В то же время качественное многообразие мира не является застывшим, постоянным. Оно достаточно подвижно, определяется целым рядом обстоятельств, зависит, в первую очередь, от его соотнесенности с противоположным ему понятием - количественной определенности.Количество - это определенность предметов или явлений, взятая со стороны числа, величины, темпа, степени, уровня развития и т.п. Оно так же объективно, как и качество. Оценка количественных характеристик реальных объектов возможна на основе выявления в них общих свойств, свойств, по которым их можно сравнивать. К разряду таковых относятся, как правило,различные линейные размеры, скоростные характеристики, числовые выражения и другие измерения, по которым возможны обобщения качественно разнородных вещей. «Различные вещи становятся количественно сравнимыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству» (М). В противном случае они несоизмеримы, исключается возможность раскрытия закономерности взаимосвязи качества и количества.Качество и количество находится в неразрывной взаимосвязи. Существуют границы, в рамках которых количественные изменения не вызывают изменения качества, в которых «вещи» остаются самими собой. Границы, в которых сохраняется единство количества и качества, выражаются категорией «мера». Выход за границы меры влечет за собой переход в новое качество. Обычно количественные изменения характеризуются постепенностью и непрерывностью, происходят на всем протяжении сосуществования количества и качества, вплоть до момента коренного изменения; качественные же изменения не являются постепенными и непрерывными, возникают в случае, когда количественные изменения нарушают возможную меру сосуществования, происходят сравнительно быстро.Примеры перехода количественных изменений в качественные обнаруживаются на каждом шагу - и в природе, и в обществе, и в познании. В объективной действительности имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и осуществляется обратный процесс, когда под влиянием качественных трансформаций меняются количественные характеристики предметов. Словом, отношение между качеством и количеством взаимно.Качественные перемены, в отличие от количественных изменений происходят в форме скачка. Скачок - это стадия коренных изменений явления. он завершает процесс предшествующего эволюционного

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"