Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:09, шпаргалка
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения…………………………………….……………………………………………………4
2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы...........................................5
3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.............................................................................................................................................6
4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией........................................................................................................9
ФИЛОСОФИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Мировоззрение, его
структура и исторические типы.
Специфика философского мировоззрения…………………………………….……
2. Предмет философии,
ее основные
3. Основные разделы
философии и их проблематика.
Философский идеализм и материализм...................
4. Социокультурный статус и функции философии,
ее соотношение с наукой, идеологией, искусством,
религией......................
5. Социокультурная специфика
Древнего Востока. Религиозно-
6. Рационально-практическая
и этико-административная
7. Натурфилософские школы ранней греческой философии……………………………...13
8. Философский метод
и этический рационализм
9. Основные принципы
философского мировоззрения Средневековья.Философская
проблематика периодов патристики и схоластики……………………………………………...
10. Формирование новых
принципов культуры эпохи
11. Научная революция ХVII в. и гносеологическая направленность философии Нового времени. Рационализм и эмпиризм как ее методологические программы…………………….…19
12. Основные темы философии
Просвещения: разум, человек,
13. Классическая немецкая философия. Трансцендентальная философия И. Канта…….22
14. Абсолютный идеализм
и диалектический метод Г.
15. Предпосылки возникновения
и особенности неклассической философии ХIХ в. Критика
классической традиции в учении Л.Фейербаха,
позитивизме О. Конта, «философии жизни»………………………………………………………………
16. Переосмысление классического наследия в философии К.Маркса и Ф.Энгельса. Диалектический и исторический материализм. Исторические судьбы марксизма………………28
17. Антропологическое
направление в современной
18. Социально-критическое направление в современной философии. Основные идеи и представители философии франкфуртской школы……………………………………………...…31
19. Сциентистское направление
в современной философии.
20. Структуралистское направление в современной философии. Постструктурализм. Феномен постмодернизма в культуре и философии ХХ – ХХI вв……………………………..…33
21. Основные темы и
особенности средневековой
22. Становление национального самосознания и философия Беларуси в XVI-XX вв...…36
23. Основные направления
и проблематика русской
24. Метафизика и онтология как стратегии познания бытия. Категории «бытие», «небытие», «субстанция», «материя». Системная организация материального мира…………...38
25. Движение как атрибут бытия.
Диалектическая и
26. Пространство и время как
атрибуты бытия, их
27. Понятие природы, специфика
ее анализа в философии и науке. Современные
научные концепции происхождения и эволюции
Вселенной. Концепция глобального эволюционизма……………………………………………
28. Природа как среда обитания
человека. Исторические типы взаимодействия
общества и природы. Проблема их коэволюции……………………………………………………
29. Образы человека в
30. Человек как личность. Теории личности. Свобода и отчуждение личности…………50
31. Модусы человеческого бытия (труд, любовь, игра, забота, счастье, страдание и др.) и проблема его смысла. Тема смерти и бессмертия человека в философии и науке………………55
32. Проблема сознания и основные
философские программы его
33. Генезис сознания. Сознание как
особый тип отражения, его
34. Понятие, функции, виды, иерархия
ценностей. Проблема
35. Деятельность как
способ бытия человека. Структура
и основные виды деятельности.
Практика как материально-
36. Гносеология как
философское учение о познании.
Основные принципы гносеологии.
37. Структура познавательного
38. Познание как постижение
39. Понятие науки. Специфика
40. Структура научного познания:
эмпирический, теоретический и
41. Понятие метода и методологии.
Общелогические, эмпирические и теоретические
методы научного исследования. Основные
формы научного знания: факт, проблема,
гипотеза, теория………………………………………………………………
42. Предмет, проблемное поле и
функции социальной философии. Основные
исследовательские программы в обществознании…………………………………………
43. Общество как
44. Специфика социальных законов.
Проблема источников исторического процесса.
Факторы социальной эволюции. Субъекты
и движущие силы истории. Основные типы
социальных изменений………………………………………………………
45. Предмет и проблематика
46. Предмет политической
47. Взаимосвязь политики,
права, идеологии. Понятие
48. Понятие и функции
культуры, ее основные философские
модели и типы. Субкультура и
контркультура. Взаимодействие
49. Понятие цивилизации,
ее типы и уровни. Противоречия современной
цивилизации. Проблема цивилизационного
выбора Беларуси……………………………………………...……
50. Понятие техники и техносферы.Основная проблематика философии техники.
Идеологии сциентизма, технократизма,
антисциентизма. Проблема гуманизации техносферы……………………………………………………
51. Характер и типология
глобальных проблем
52. Сущность современной глобализации и ее социокультурные последствия……..…123
1.Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции и программы поведения людей. Мировоззрение – очень важная часть человеческого сознания, и формируется оно у человека десятилетиями путем сложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.
Структура мировоззрения. Это сложное, интегральное образование, в котором принципиально важны связь следующих его компонентов.
1. Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными, повседневно-практическими.
2. Ценности - это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни.
3. Эмоции - субъективная
реакция человека на
4. Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.
5. Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Убеждения - это знания, соединённые с волей. Они становятся основой поведения личности, общественных групп, наций, народов.
6. Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний.
7. Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям. Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом. Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - неверие ни во что, утрату идеалов. Таким образом, в мировоззрении представлены эмоциональная, познавательная, ценностная, поведенческая сферы сознания в их взаимосвязи. В совокупности они составляют наше общее представление о мире и самих себе.
Основой мировоззрения являются знания. В зависимости от их системности и глубины выделяют обыденный, профессиональный и теоретический уровни мировоззрения.
1. Обыденное мировоззрение - это совокупность взглядов, основанных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые широкие слои общества. Его нередко называют «житейской философией». Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью.
2. Более высокой разновидностью
мировоззрения является
3. Высший уровень мировоззрения - теоретическое мировоззрение, к которому принадлежат философия и наука. В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских и научных взглядов предъявляется требование доказательства.
Исторические типы мировоззрения. Предпосылками философского мышления были мифологическое и религиозное объяснения мира.
Миф — это мировоззрение древнего общества, которое соединяет реальность и фантазию. Многие мифы заключают в себе поиски ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии и человеческой судьбе. Это была первая попытка обобщить все многообразие явлений и дать им универсальное объяснение.
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной (сотворенный) и ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. В отличие от мифа и религии в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.
Специфические черты философского мировоззрения:
1. Это взгляд на мир с позиций человеческого разума и активности. Он позволяет людям сознательно ориентироваться в природе и обществе.
2. В философии сформировался
свой четкий понятийно-