Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:09, шпаргалка

Краткое описание

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения…………………………………….……………………………………………………4
2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы...........................................5
3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.............................................................................................................................................6
4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией........................................................................................................9

Вложенные файлы: 1 файл

филосфия ответы.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

в самом обыкновенном и поверхностном  смысле под идеализмом понимают наклонность  к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, то есть к идеализации действительности;

далее идеализмом называется преобладание у кого-либо общих интересов над  частными, умственных и нравственных над материальными;

сродный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка;

идеализм Платона или идеализм дуалистического типа, основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений.

Главным утверждением идеализма является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Оно  есть всё (точно так же, как и материя в материализме). Оно - первоначало мира, которое порождает, создает или творит все материальное, физическое, телесное, чувственное. Таким образом с идеалистической точки зрения Сознание первично, а материя вторична, она существует только на базе Сознания, благодаря ему и после него. Таким образом, все материальное - это проявление, воплощение или инобытие (иная форма существования) идеального. Следовательно, если материалистическое воззрение тесно связано с атеизмом, то идеализм, наоборот, близок к религиозным представлениям.

Идеалистическая философия говорит  о том, что человеческое мышление или разум - это малая частица  мирового Сознания, которая является как бы "божьей искрой", находящейся  в любом человеке. Поэтому познание мира, представляющего собой бесконечное Сознание, вполне возможно, ведь в нас представлена его частица, с помощью которой мы можем приобщиться к нему4.

Таким образом, основные положения  материализма и противоположного ему  идеализма, можно сформулировать следующим образом.

Материализм учит, что:

1. Мир материален по самой  своей природе, все существующее  появляется на основе материальных  причин, возникает и развивается  в соответствии с законами  движения материи.

2. Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, и духовное существует вовсе не отдельно от материального, а все умственное, или духовное, является продуктом материальных процессов.

3. Мир и его законы являются  полностью познаваемыми и, хотя  многое может быть непознанным,  нет ничего, что по природе является непознаваемым.

Эти положения материализма противоположны положениям идеализма. Идеализм утверждает, что:

1. Материальный мир зависит от  духовного.

2. Дух, или разум, или идея  может и действительно существует  отдельно от материи. (Самой крайней формой этого утверждения является субъективный идеализм, который считает, что материя вообще не существует и является, чистой иллюзией)

3. Существует область таинственного  и непознаваемого, "над", или  "за пределами", или "позади" того, что может быть установлено и познано посредство приятии, опыта и науки.

 

4. Социокультурный  статус и  функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией

 В философии в  отличие от конкретных наук - математики, физики, биологии, экономики и других, нет общепризнанных истин. Философии свойственен плюрализм (множественность) представлений, дух свободного поиска истины. Специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат, однако не является научным знанием в чистом виде. Оно во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «вечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Значение философии в системе  культуры является следствием ее функций. Это можно проследить через выявление взаимоотношения философии с такими сферами культуры как наука, политика, искусство, религия.

Философия и наука. Несмотря на то, что философия представляет собой область теоретического знания в строгом смысле слова ставить ее в один ряд с другими науками нельзя. Философию и науку сближает изучение законов, а также стремление к познанию истины. Обе используют рациональный способ познания мира и принципы его теоретического описания. Однако, даже самая высокоразвитая наука (напр. современная физика), обладающая огромными теоретическим потенциалом, включающая в себя самостоятельные науки – все же остается частной наукой. Ее предмет – конкретная область действительности. Философия как уже было рассмотрено исследует мир как целое. Кроме того, формируя общее мировоззрение той или иной эпохи философия выступает как ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые участвуют в данном процессе. Научное знание в основе своей стремиться к логичности и аксиоматичности, к непротиворечивости, в то время как в философии противоречие, наряду с антиномичностью (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения) одно из основных понятий. Наука – это во многом коллективный процесс достижения истины, а философия во многом несет на себе печать личности ее создателя, что сближает ее с искусством. Оценка и ценностное значение в философии не менее важны, чем истина.

Философия и религия. Религиозная и философская картины мира, во многом находятся на одной ступени, поскольку представляют собой фундаментальные мировоззренческие представления. И та и другая стремятся понять мир как целое, в его единстве и многочисленных противоречиях. Однако, в отличие от философии, которая опирается на рациональное объяснение при создании моделей мира, религия главным своим методом делает веру. В основе религиозной картины мира лежит Бог, бытие которого несомненно, в то время как в философии в основе мироздания может лежать безличное начало, или вообще быть несколько начал.

Философия и искусство. Являясь духовным выражением человеческой деятельности и философия и искусство пытаются понять различные аспекты мира сквозь призму своеобразия личности конкретного человека, понять мир как невыразимый полностью на языке логических понятий и рациональных схем. Однако, если в искусстве доминирующую роль приобретает именно художественное переживание, то в философии главное место отводится попыткам рационально объяснить мир.

Философия и  идеология. Философия – это обсуждение наиболее общих и абстрактных вопросов чего-либо, имеющее характер мышления или жизненной практики, направленное на разработку и критику оснований суждений и действий, либо на построение целостных осмысленных образов обсуждаемых предметов.

Идеология — это система  социально-политических взглядов и  символов (ценностей, идеалов, принципов), как правило, служащая для консолидации общественных и политических сил, движений, партий в противопоставлении взглядам и символам противников.

Различные идеологии  нередко берут на вооружение разного  рода философские идеи, обычно упрощая  и прагматизируя их. Идеология, подобно религии, как правило, не терпит критического отношения к своим положениям и, особенно, основаниям.

Философия же всегда подвергает сомнению любые положения и основания (см. выше).

Поэтому любая идеология, прежде всего, официальная, принадлежащая властным группам, стремится ограничить философию в большей или меньшей мере. Философия в таких случаях объединяется с освободительными, либерализующими идеологиями, но при их победе отчасти сама превращается  в идеологию (чего не прощают последующие поколения, ср. с судьбой советского марксизма), либо вновь отделяется и начинает «гулять сама по себе» до новых политико-идеологических пертурбаций.

Функции философии.  Методологическая функция. Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки: обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей и взаимосвязей. Велика роль философии как средства разработки новых методов познания и преобразования действительности.       Гносеологическая функция. Философия разрабатывает теорию познания, раскрывает закономерности возникновения, функционирования и развития познавательной деятельности человека, исследует формы движения к истине, пути и средства проверки полученных данных. Она берет на себя роль первопроходца в познании: обдумывает проблемы, к которым наука вообще либо пока не может подступиться из-за отсутствия методов исследования и алгоритмов решений.

Культурологическая функция. Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Достаточно широко, глубинно и масштабно сама наука себя не уясняет, не обосновывает. Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются и отрабатываются в сфере философии. Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры.

Критическая функция. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критического отбора (селекции), накопления опыта миропонимания и его передачи последующим периодам истории. Прогностическая функция. Философия обладает возможностями формирования новых обобщенных картин мира, принципиально новых идей и идеалов. Тем самым людям предлагается - как бы на выбор - целый спектр возможных мироориентаций, образов жизни, нравственных позиций.

Интегративная функция. Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта - практического, познавательного и ценностного.    Мировоззренческая функция. Исследуя мир в целом и положение человека в нём, философия выполняет мировоззренческую функцию: видеть и развивать в человеке человеческое.  

Итак, мы видим, что философия вырастает из глубокой духовной потребности, из забот и тревог человека. С точки зрения обыденного сознания она «бесполезна», потому что не учит никакому практическому ремеслу. Зато она учит мыслить глубоко, системно, нравственно (соединяя знание с совестью). «Есть много наук, более полезных, чем философия, - говорил Аристотель, - но нет более прекрасной, чем она». Прекрасной - потому что философия - это мир свободы, истины и добра.

 

5.Социокультурная специфика Древнего Востока. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии.

 Древнеиндийская  философия.

Философское мировоззрение возникло в середине первого тысячелетия  до н.э. в трех относительно самостоятельных регионах мира: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Первые философские школы выступали наследниками мифологических традиций. Однако уже в древности философия являлась формой знания, основанной на критической оценке предшествующих традиций.

Философия Древней Индии была глубоко  традиционалистской, она практически всегда сохраняла тесную связь с  верованиями людей. Начало философской традиции восходит к Ведам – древнейшему литературному памятнику древних индийцев. Веды – это собрание гимнов, молитв, заклинаний и обрядовых наставлений. Собственно философской частью Вед были Упанишады, которые легли в основу всей индийской философии. Важнейшими элементами понятийного аппарата древнеиндийской философии являются категории «сансара» и «карма». «Сансара» означает круговорот перерождений человека, который приносит душе страдание. После смерти душа вновь рождается в новом теле. «Карма» указывает на наличие причинно-следственной связи между нравственным поведением личности и характером ее перевоплощений. Если жизнь прожита достойно, то новое рождение будет лучшим, например человек попадет в более высокую касту. Пройдя через тела людей примерно ста подкаст, можно оказаться в теле раджи или жреца-брахмана, а затем круговорот перерождений начинается заново, с самых низов.

В VII—VI вв. до н. э. в Индии сформировались шесть классических философских систем, провозглашавших Веды основным источником знания, и ряд неортодоксальных школ, споривших с некоторыми положениями священных книг. Ортодоксальные направления – это: веданта (исследует природу Брахмана и его связь с миром); ньяя (занимается по большей части логикой и доказательством); вайшешика (знаменита учением об атомах, изучает физическую природу бытия), санкхья (объясняет природу явлений с точки зрения учения о развитии бытия и сознания); йога (одновременно и философская школа, и совокупность особых упражнений, образующих единство разума и тела, индивидуального и мирового сознания); миманса (в основном посвящена толкованию ведических ритуалов и жертвоприношений).

Самые известные из неортодоксальных течений: материалистическая чарвака, джайнизм и буддизм. Чарвака отрицает существование сверхъестественного мира, поскольку он не доступен нашим органам чувств, а то, что не доступно ощущениям, то и не существует, джайнизм учит суровому аскетизму, воздержанию от всех земных интересов и привязанностей. Особую ценность среди последователей джайнизма приобрел принцип ахимсы – уважение ко всему живому, поскольку индивидуальная душа находится во всех живых существах. Создателем оригинальной философской концепции буддизма и основателем одной из мировых религий явился Сиддхартха Гаутама (Будда), живший в 563 - 483 гг. до н. э.

Основная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма»  (умерщвления плоти, страданий, физического и морального изнеможения). «Средний путь» — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать. Любое рождение человека в цепи сансары приносит душе страдание. Чтобы избавиться от страданий, человек любой касты еще при жизни может прервать цепочку рождений, вырваться из круга сансары и попасть в нирвану. Понятие «нирвана» означает состояние успокоения, переживания единства всего сущего в результате слияния с мировым духом – Брахманом.

Особенности философской  мысли Древней Индии:

1) на протяжении тысячелетий  философия развивалась в тесной  связи с религией, границы между  ними размыты, и научная мысль не оказывала серьезного влияния на философию;

2) особое внимание в Древней  Индии уделялось сознанию, достижение  истины считалось результатом  особого состояния сознания, вышедшего  на уровень соединения с Брахманом;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"