Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:09, шпаргалка

Краткое описание

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения…………………………………….……………………………………………………4
2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы...........................................5
3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.............................................................................................................................................6
4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией........................................................................................................9

Вложенные файлы: 1 файл

филосфия ответы.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Социокультурный функционализм  к сущностным чертам сознания относит:

1) общественно-исторический  характер его формирования (пример Маугли – у младенца, выросшего среди животных, сознание не возникает);

2) его интенциональность, т.е. направленность на объект;

3) внутренняя  активность, опережающий характер отражения (информационного взаимодействия), способность к творчеству и фантазии;

4) его несубстанциональность,  оно воздействует на мир только через объективацию мыслей и чувств в речи, поступках и результатах деятельности людей. Отсюда невозможны телепатия, телекинез, экстрасенсорное воздействие, непосредственное видение будущего и другие «паранормальные» явления. Паранормальное знание (греч. para - около, при, вне) включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (например, мистика, спиритизм, ясновидение);

5) его идеальность – внутренние образы сознания не сводятся к группам возбужденных клеток мозга, группировкам молекул или  комплексам связанных электромагнитным полем элементарных частиц  (непосредственно рассмотреть мысль или распознать какое-то чувство невозможно). Для более конкретного объяснения идеальности сознания сторонники функционализма предлагают аналогию между мозгом и компьютером. В самом деле, все части компьютера, несомненно, чисто материальны, они сделаны из железа, меди, кремния и других веществ. Но в компьютере эти физические элементы и их состояния являются только основой для работы разнообразных и часто очень сложных программ. Вот эти-то программы и есть то, что аналогично работе сознания (точнее, его «счетной»  функции): психические состояния и процессы должны быть описаны как программное обеспечение сложнейшего биологического компьютера-мозга, как его «функциональная организация». Идеальные образы сознания возникают как общие функциональные состояния мозга; характер происходящих при этом физических процессов остается дискуссионным.

 

33.Генезис сознания. Сознание как особый тип отражения, его основные функции и сущностные черты. Структура сознания.

Вопросы о том, как  и благодаря чему возникает сознание, являются одними из ключевых для современного философского и научного познания. В той или иной форме они пересекаются с проблемой антропогенеза, однако представляют собой самостоятельную тему исследования.

В процессе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает общим свойством – оставлять след, отпечатывать результаты взаимодействия материальных тел. В материалистической философской традиции, начиная с французских материалистов, это свойство получило название «отражение». Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует. Природным основанием появления сознания стала эволюция различных форм отражения в неживой и живой природе. Сейчас различают: 1) отражение в широком смысле, как всеобщее свойство (атрибут) материи, связанное с эффектами материальных взаимодействий,  и 2) информационные взаимодействия в живой природе и в обществе (отражение в более узком смысле, предполагающее активное использование информации).     

Тип, содержание и форма  отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. При тех формах взаимодействия, которые мы можем наблюдать в неживой природе, след от воздействия одного объекта на другой не становится для последнего источником его собственной активности. Скажем, воздействие солнечных лучей на камень вызывает нагревание камня, но никак не стимулирует, не пробуждает какой-то активности камня. При информационном взаимодействии внешнее воздействие влияет на изменение состояния системы не прямо, а косвенно. Это воздействие приводит в активность внутреннюю программу самодвижения (перегревшийся на солнце человек в отличие от камня уйдет в тень).

В живой природе выделяют следующие формы информационного взаимодействия:

Раздражимость - ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта форма присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам. Например, растение закрывает или открывает свои лепестки под воздействием света и тени. Реакция организма при раздражимости происходит целиком за счет внутренней энергии, изменения происходят сразу и часть их может иметь опережающий характер.

Следующая форма - чувствительность - способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства воздействующих на него предметов и явлений. Так, если питательные вещества находятся только в освещенной части бассейна, в котором обитает амеба, то она, реагируя на свет и двигаясь к нему, получает возможность добраться до этих питательных веществ. Свет выступает здесь как сигнал, несущий информацию о пище и вызывающий определенное внутреннее состояние, которое и называется ощущением. У низших животных органы чувств не дифференцированы. В дальнейшем появляются особые органы чувств, которые образуют центральные нервные узлы у беспозвоночных и центральную нервную систему у позвоночных.

Высшей формой информационного  взаимодействия у животных является психическая деятельность головного мозга. Она осуществляется в ситуациях двух различных типов. К первому относятся ситуации, когда имеющиеся у живого организма ресурсы ориентации во внешней действительности достаточны для решения возникающих перед ним задач. Решение их происходит автоматически - на основе генетически закрепленных инстинктов срабатывает безусловный рефлекс. Ситуации второго типа - нестандартные, связанные с ориентировочно-поисковым поведением животных, когда в индивидуальном опыте адаптации к внешней среде вырабатываются условные рефлексы. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, позволяет высокоорганизованным животным достаточно эффективно справляться с рядом сложных ситуаций, что дает возможность на сегодняшний день говорить о наличии у них навыков «практического интеллекта» и ассоциативного мышления. Но сознание человека качественно отличается от психики животных. Основными отличительными признаками  являются:  

1) абстрактно-логическое  мышление, связанное с умением  воспроизводить сущностные характеристики  и связи действительности, не  данные непосредственно в восприятии;

2) целеполашние как  способность идеально конструировать  желаемый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески  преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться  в нее;

3) самосознание, определяющее  возможность выделения себя извнешней среды;

4) язык как вторая  сигнальная система, позволяющая  нам ориентироваться не столько  по реальным физическим процессам,  сколько по их знакам и символам.

К числу основных функций сознания относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная, креативная (созидательная). Сознание человека позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности; осуществлять акты самопознания; ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде; регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью; определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.

Анализ структуры сознания первоначально базировался на данных классической психологии, в русле исследований которой были выделены следующие составляющие единого целого — человеческого сознания: мышление, эмоции, воля, память, внимание. Мышление представляет собой сложный комплекс различных способностей: понятийное отражение в мозгу человека существенных свойств и причинных взаимосвязей вещей и явлений, ориентацию в мире, управление орудийной деятельностью (операции с предметами), операции с числами (идеальными заместителями предметов в сознании), рассчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), формирование сложных образов на основе синтеза хранящихся в памяти представлений (творческое воображение), нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.

Эмоции – это результат  оценки самим же организмом своих отношений с окружающим в чувствах, переживаниях (более длительны по времени) и аффектах (кратковременных, но самых бурных эмоциях). Эмоции активно влияют на деятельность всего сознания. Так, на основе положительных эмоций по поводу какой-то деятельности и ее возможных результатов возникает такое явление, как интерес. Интерес подстегивает мышление, память, внимание. Непосредственным продолжением механизма эмоций выступают волевые процессы. Воля – это способ связи избирательно-ориентированной психики и практического поведения человека. Выражение «у него сильная воля» означает, что у данного человека ориентация на совершение трудного действия (план, желание, долг) практически всегда выполняется в реальности. Как и другие элементы структуры сознания, воля поддается тренировке и развитию. Память – способность сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии. Внимание – концентрация сознания на каком-то объекте или процессе. Память и внимание, связанные с волевым усилием, называются произвольными, и непроизвольными – когда все происходит «само по себе», без усилий. Механизм действия памяти до сих пор не изучен. Одни полагают, что абсолютно вся информация хранится в памяти (но ее трудно вывести), другие – что часть ее стирается (забывается навсегда). Изучение людей с абсолютной памятью показало, что они используют специальные приемы архивирования информации, как в дереве каталога компьютера, некоторые раскрашивают ее в оттенки цветов и т.д. Есть среди людей и гениальные счетчики. Исследования показали, что человек в среднем использует не более 7% возможностей мозга. По-видимому,  мы действительно «помним все», но (по аналогии с компьютером) имеем слабый «процессор» для обработки и выведения информации. Впрочем, и эти способности можно тренировать.

В рамках психоаналитического  подхода (австрийский психиатр 3игмунд Фрейд) в  начале XX в. в душевной жизни человека была зафиксирована особая бессознательная сфера, некий бездонный резервуар переживаний, который в принципе не может быть до конца просветлен разумом и энергия которого во многом определяет работу сознания человека и его внешнее поведение. В структуре духовного опыта человека психоаналитическая философия выделяет три сферы: «Сверх-Я» (традиции, идеалы, ценностные представления, социальные нормы культуры; «Я» (сознание); «Оно» (совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я», будучи связанным со «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними. То, что не пропускается через фильтры Сверх-Я, загоняется в бессознательное, «вытесняется» из сознания, становясь впоследствии причиной серьезных психических расстройств. Фрейд считал, что нужно помочь людям осознать бессознательное и тем расширить сферу их свободы, избавить  от власти Оно. Он полагал, что следует расширять в нашей психике культурное Сверх-Я. Реформаторская версия психоаналитической философии (К. Юнг) заявила о наличии в индивидуальной психике архетипов (прообразов) коллективного бессознательного, за которыми скрывается опыт понимания и переживания мира наших предков. Архетипы - это система врожденных программ поведения, типичных реакций и установок

 

34.Понятие, функции,  виды, иерархия ценностей. Проблема  ценностного выбора человека  в меняющемся мире.

Ценность, как и истинность, является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потребностями и интересами.

Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь.

Однако, мир ценностей динамичен. Он обнаруживает свою зависимость от человечества, обусловлен его развитием, расширением сферы деятельности, характером культуры и цивилизации. Природа аксиологически нейтральна, как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его развития. Так для эпохи Античности высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни, в Средние века ценности связывались с божественной сущностью и приобретали религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвинула на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяли и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

В современной литературе также  существуют разные точки зрения. Ценность рассматривается как предмет, имеющий  какую-либо пользу и способный удовлетворить  ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо для человека или социальной группы.

Многообразие потребностей и интересов  личности и общества выражается в  сложной системе ценностей, которые  классифицируются по разным основаниям.

Применяют следующие классификации видов ценностей:

  • по содержанию – материальные, политические, социальные и духовные;
  • по сферам бытия – ценности природы, культуры, социума, науки и искусства;
  • по субъекту – субъективно-личностные и надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие); личностные ценности формируются в процессе образования и воспитания;
  • по роли в жизни человека различаются ценности утилитарные (жилище, питание и т.п.) и духовные; в отличие от утилитарной ценности духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности – ее смысл.

Соответственно этому и духовный мир личности имеет свою иерархию. Формирование системы (иерархии) ценностей выступает условием становления личности посредством усвоения духовных констант культуры, обеспечивающих ее устойчивость и воспроизводство.

Духовное  составляет сферу высших ценностей, связанных со смыслом жизни и предназначением человека.

Человеческая  духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют  три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «Я» и деятельно утверждать добро.

Активный процесс субъективации  ценностей называется социализацией или адаптацией личности. Социализация – это усвоение личностью социальных ролей, ценностей, культуры. Социализация начинается с первых лет жизни человека и продолжается всю жизнь. Выделяют три периода социализации личности: первичная социализация личности (детская социализация); промежуточная социализация (подростковая социализация); устойчивая социализация (социализация взрослого человека). В социальной психологии двуединая связь личности и общества (интерсубъективный способ существования и развития личности) называется экстериоризацией и интериоризацией социальных форм деятельности, отношений, ценностей. Экстериоризация (выражение «вовне», что соответствует объективации, созданию общественных отношений и ценностей) и интериоризация (усвоение «вовнутрь»).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"