Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:09, шпаргалка
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения…………………………………….……………………………………………………4
2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы...........................................5
3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.............................................................................................................................................6
4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией........................................................................................................9
Клакхольм (1951) писал, что без ценностей «...функционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей».
Личностные ценности генетически производны от ценностей социальных групп. Выбор и освоение человеком ценностей проходят через чувство его идентичности, принадлежности к той или иной малой группе. Эти малые группы могут служить своего рода фильтром, ускоряя, замедляя или даже препятствуя освоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей.
Ряд исследователей различает две группы ценностей:
а) ценности ¾ цели жизнедеятельности, или предельные ценности;
б) ценности ¾ принципы жизнедеятельности, или инструментальные ценности.
Первые обладают смещающим, корректирующим влиянием на мотивы, вторые ¾ на возникновение актуальных мотивов.
Но вернемся к вопросу (уже затрагивавшемуся), – как тогда понять существование «других» ценностей (вроде указанных уже «достоинства», «совести», «родины»), которым можно приносить в жертву и самое жизнь? И как сочетать необходимость их сравнивать – с представлением о сущностном абсолюте ценности? И не будет ли сравнивание ценностей – тем же, что зловещее «цель оправдывает средства»?
Вот тут необходимо разобраться, что такое – иерархия ценностей.
Для начала усилю постулат «высшая ценность – это жизнь» повторным указанием на то, что «других», кроме жизни, ценностей по существу и нет, но все они заимствуют свою ценность от той же ценности жизни, являются ее частными приложениями.
А иерархия ценностей – это не отношение «рядоположенных» разных ценностей, а отношение общего (высшей ценности жизни) ко всему своему частному.
И здесь больше не было бы проблем, если бы частности в этике вытекали из общего так же, как они вытекают в математике; на самом же деле общему этическому принципу еще только приходится отстаивать себя в реальности. И дело не только в том, что реальность доставляет тому какие-то физические препятствия; бывает например и так, что частности «ссорятся» друг с другом, или же дотошно исполнены, но не служат, а то и прямо вредят ему… Так, честность гарантирует возможность человеческого общежития и тем служит выживанию человека вообще, но правдой же можно и убить, – и т.д.
Иерархия ценностей возможна только как иерархия общего и частного. Это только и надо понять, чтобы выстраивать ее для каждой конкретной ситуации, в которой одни из них придется предпочитать другим. «Общее и частное» в этике – это «главное и подчиненное (служебное)». Подчиненное существует для главного и вне его либо бессмысленно, либо прямо вредно. Это касается и ценностей достоинства, долга, родины, и вообще всех.
Каким конкретно образом величайшая ценность жизни может определять частные ценности вроде упомянутых, и спорить с ними – об этом чуть ниже.
А здесь отвечу на то затруднение, под пунктом , что подлинную ценность мы сознаем и должны сознавать безразмерной, и тут же оказывается, что ценности имеют иерархию и их необходимо сравнивать. – «Не главное» в этике отнюдь не значит «что может быть отброшено» (как на картине могут быть опущены некоторые детали, кроме характернейших). Как повторял Христос, «это делайте, и того не оставляйте». Каждая частная ценность берет свою абсолютность у ценности главной. Ничто не может быть нарушено иначе, как во имя честнейшего исполнения главного. К этическому сравниванию вынуждает сам этический абсолют. – Так снимается это противоречие между абсолютным характером ценности и иерархией ценностей.
Здесь можно усмотреть и простой подлинный смысл тезиса «цель не оправдывает средства». Этот смысл вписывает его в рамки, в которых он и понятен, и справедлив, и практически выполним. Вот он: никакая частная ценность не достигается (не может быть достигаема) ценой главной. То есть, скажем, предполагаемое благополучие будущих поколений никак не могло стоить жизней реальных современников (беру этот пример, поскольку ведь именно он сделал вопрос о цели и средствах столь болезненным). Здесь есть еще, конечно, множество других аспектов, составляющих отдельную обширную тему, которую я здесь развивать не могу.
Проблема ценностного выбора человека в меняющемся мире.
Меняется научное понимание
мира, условия жизни общества –
меняются и социальные ценности. Современная
иерархия ценностей, например, базируется
на имеющемся уровне научного знания
и соответствующих ему
Социальные ценности, принятые в каждом конкретном обществе представляют собой определенную иерархию, которая находится в диалектическом единстве с конкретным этапом развития данного общества. Иерархия социальных ценностей включает в себя уровень фундаментальных ценностей, которые лежат в основе развития нашей цивилизации. Научная теория нам говорит, что самая главная ценность в человеческом мире – это жизнь человека. На этом основывается концепция современного гуманизма, который рассматривает человеческую жизнь как объективно-субъективную ценность
История развития нашей цивилизации и практика общественной жизни показывают, что есть еще ценности, которые могут претендовать на статус базовых и фундаментальных в развитии нашей цивилизации в целом. Сам человек материален, он живет в материальном мире, воспринимая только ту часть реальности, которая укладывается в трехмерное пространство. Поэтому главными для него являются именно материальные блага и наиболее устойчивое их выражение – деньги и их эквивалент (золото, нефть, меха и т.д.). Приоритетность этих ценностей связана с базовыми потребностями человека как био-социального существа.
Главная потребность человеческого индивида связана с сохранением его жизни. Она включает в себя потребности в питании, тепле, жилище и безопасности. Поэтому «разумность» человеческого бытия и его сознания, начинает свое развитие с решения именно этих проблем: создание охотничьих принадлежностей, средств защиты, создания жилищ. Накормить, одеть и предоставить жилище всем членам человеческого общества - эти идеи лежат в основе социального прогресса, опирающегося на идеи гуманизма и разумности человеческого бытия.
Эти ценности остаются неизменными во всех культурах и на всех этапах развития нашей цивилизации. Именно эти потребности и основанные на них социальные ценности остаются неизменными на протяжении всей истории развития человеческого общества и образуют стержень, вокруг которого формируются все остальные ценности. Назовем их первичными ценностями. Тогда все остальные ценности будут вторичными.
Вторичные ценности исторически изменчивы и, более того, имеют индивидуальное (различное)проявление и толкование, формируя культуру конкретного социума. Социальные ценности образуют стержневую основу культуры общества и личности, определяя мотивацию действий по достижению желаемых целей. Ценности создают возможность регуляции поведения личности, общества и человечества в целом. Наряду с обычными нормами, утверждавшимися внешними и внутренними обстоятельствами светской жизни, выделяются особые нормы, получающие высшую санкцию через механизм религиозной сакрализации или правовое требование.
Динамика изменения социальных ценностей есть результат изменений ценностных ориентаций конкретных индивидов, составляющих данное общество. Но изменения эти происходят в результате объективных и субъективных причин. Изменение социальных ценностей конкретного человека часто является результатом изменений условий его жизни. Необходимость приспособиться к изменившимся условиям часто оказывается сильнее моральных принципов, усвоенных ранее.
35. Деятельность
как способ бытия человека. Структура
и основные виды деятельности.
Практика как материально-
Деятельность как способ человеческого бытия
Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность. В обществознании деятельность представляет собой сложную и многоплановую категорию, которая включает в себя многие стороны взаимодействия человечества с миром.
Деятельность — это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя.
Человеческая деятельность — это деятельность конкретных индивидов, которая протекает или в условиях открытой коллективности — среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром — перед гончарным кругом или за письменным столом. В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она осуществляется, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей.
Деятельность каждого
Для человека общество составляет не только внешнюю среду, к которой он вынужден приспосабливаться, чтобы не оказаться неадаптированным и выжить, совершенно так же, как животное вынуждено приспосабливаться к внешней природной средой. Главное заключается в том, что в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, а в том, что сами эти общественные условия несут в себе мотивы, и цели его деятельности, средства и способы, словом, общество производит деятельность образующих его индивидов.
Структура деятельности
Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем; что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.
Субъект — тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или на самого себя.
Объект — то, что противостоит субъекту, то, к чему устремлена практическая и познавательная деятельность человека. Объектом деятельности может быть природа в целом или ее отдельные аспекты, а также различные сферы человеческой жизнедеятельности.
В широком смысле слова под содержанием человеческой деятельности понимается процесс взаимодействия между субъектом и объектом.
Иначе говоря, человек целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Условием человеческой деятельности является целеполагание, т. е. наличие заданной человеком цели и активность, осуществляемая в соответствии с этой целью.
Цель — субъективный образ желаемого результата, «то, ради чего» (Аристотель) предпринимаются определенные действия.
Целенаправленность
Идеальное: преобразование объекта осуществляется в сознании человека. Именно сознание, как идеальная форма человеческой деятельности, придает целенаправленный характер материальному процессу. Сознательная цель, поставленная человеком, определяет способ и характер его действий.
Цель, которую ставит перед собой человек или группа людей, должна соответствовать реальным возможностям ее реализации. Все, что используется ради достижения цели, называется средствами деятельности.
Так, например, труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Орудийность человеческого труда является его специфически человеческой особенностью. Только люди способны опосредовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела. Средства труда — это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека: Причем, орудийность человеческой деятельности не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, а означает их систематическое изготовление, совершенствование, хранение и многократное использование.
Помимо цели и средств действие предполагает результат. Так, в результате учебной деятельности школьник умеет читать, писать, решать задачи, абстрактно мыслить. В результате деятельности рабочего машиностроительного завода появляются новые машины и детали к ним. Наука является результатом деятельности ученых, их исследований, экспериментов и умозаключений. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.