Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:43, шпаргалка
1. Место и роль философии в культуре
2. Предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика и другие отрасли, их осн. предметы и задачи.
3. Философия Древней Индии и Древнего Китая.
...
40. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ ее возможностей.
40. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ ее возможностей.
ФУТУРОЛОГИЯ (от лат. futurum — будущее и греч. logos — учение) — наука прогнозирования будущего человечества, перспектив социальных процессов и явлений. Термин был предложен немецким социологом О. Флехтхеймом как название «философии будущего», альтернативной всем предшествующим социальным учениям.
Попытки научного, рационального предсказания будущего предпринимались на протяжении всей духовной истории человечества, начиная от Платона, Ф. Бэкона, Т. Кампанеллы, Т. Мора. Общим для всех великих предвидений прошлого является то, что будущее выступало не как результат естественного развития тенденций настоящего, а рисовалось в виде утопических моделей общественного устройства — «идеальные образы других миров, в возможность существования которых можно было лишь верить, так как научно они не доказаны» (А. Фойгт). Лишь в XX в. долгосрочное прогнозирование развития общества оформилось в самостоятельную научную дисциплину, которая и получила название «футурология». Ее становление пришлось на послевоенный период, когда после Второй мировой войны в мире шел бурный научно-технический прогресс. Возникло понимание, что в современном мире любое изобретение или инновация могут привести к революционным изменениям и в науке, и в экономике, и даже в политике. Таким образом появился реальный социальный заказ на прогнозы, освященные авторитетом науки, что привело к формированию футурологии как самостоятельной научной дисциплины.
Футурология ориентирована на формирование образа грядущего мира и пытается, в отличие от утопий, опираться на анализ объективных тенденций развития той или иной прогнозируемой системы, а не на произвольные конструкции.
Большой вклад в футурологию внесла советская научная фантастика, которая затрагивала не только научный, но и социальный аспект будущего (братья А. и Б. Стругацкие, А. Казанцев, И. Ефремов, А. Беляев и др.). Если в 1950–60-е гг. на волне высокой экономической конъюнктуры в футурологии доминировала безграничная вера во всемогущество научно-технического прогресса, в то, что возникшее на базе его достижений «общество всеобщего потребления» станет миром, свободным от социально-экономических противоречий (У. Ростоу, Д. Белл), то позднее возобладали идеи критического оптимизма или даже пессимизма.
Ни масштабное развитие средств массовой коммуникации (см. СМИ), ни повсеместное распространение интернета не привело к совершенствованию социального устройства ни в развитых странах, ни в бывших социалистических государствах, ни в странах «третьего мира», а скорее, углубило противоречия, из-за глобализации сделав их еще более зримыми и вопиющими. Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Причины: Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Выделяют три крупные группы проблем (римский клуб): 1)интерсоциальная проблема. Возникает в мировом сообществе между различными социальными организациями, континентами, регионами. На основе политических, экономических, идеологических противоречий. Проблемы, связанные с термоядерной войной, военные конфликты, политические конфликты, международный терроризм и др. 2)Взаимодействия общества и природы. Экологические проблемы: рациональное использование полезных ископаемых, освоения океана и космоса, загрязнение окружающей среды. 3)Отношения между обществом и человеком. Проблема народонаселения, здравоохранения, образования, наркомании и алкоголизма. Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Решение глобальных проблем современности - это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально - политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации - ценности гуманизма