Понятие общественно-экономической
формации отражает подчиненность всех
общественных явлений материальным
отношениям производства. Материалистическая
философия из всей совокупности общественных
отношений выделил производственные
отношения как главные и определяющие,
как объективный критерий для
различения определенных ступеней развития
в общественной жизни. Теория общественно-экономической
формации помогает понять общество как
цельную социальную систему, функционирующую
и развивающуюся по своим специфическим
и объективным законам на основании
объективно сформировавшегося способа
производства. Социализм - идеал, весьма
и весьма привлекательный для
людей. Однако практическое создание коммунистической
общественно-экономической формации
в современных условиях невозможно.
способ производства
Способ производства -
понятие, характеризующее конкретный
вид производства необходимых
для жизни людей средств (пищи,
одежды, жилища, орудий производства),
осуществляемого в исторически
определенных формах общественных
отношений. С. п.-одна из важнейших
категорий исторического материализма,
поскольку характеризует осн. сферу общественной
жизни - сферу материально-производственной
деятельности людей, определяет социальный,
политический и духовный процессы жизни
вообще. От С. п. зависит структура каждого
исторически определенного об-ва, процесс
его функционирования и развития. История
общественного разви-, тия - это прежде
всего история развития и смены С. п., чем
и определяется изменение всех др. структурных
элементов об-ва. С. п. является единством
двух неразрывно связанных сторон: производительных
сил и производственных отношений. Развитие
производства начинается с развития его
определяющей стороны - производительных
сил, к-рые на определенном уровне вступают
в противоречие с производственными отношениями,
в рамках к-рых они до сих пор развивались.
Это приводит к закономерному изменению
производственных отч ношений, поскольку
они перестают служить необходимым условием
процесса производства. Замена же производственных
отношений, означающая замену старого
экономического базиса новым, приводит
более или менее быстро к смене возвышавшейся
над ним надстройки, к изменению все-. го
об-ва. Т, обр., смена С., п. происходит не
по произволу людей, а в силу действия
общего экономического закона, соответствия
производственных отношений характеру
и уровню развития производительных сил.
Эта смена придает развитию всего об-ва
характер естественноисторического процесса
смены общественно-экономических формаций.
Конфликт производительных сил и производственных
отношений является экономической основой
социальной революции, к-рую совершают
прогрессивные силы об-ва. При социалистическом
С. п. возникающие противоречия между производительными
силами и производственными отношениями
не доходят до конфликта, ибо общественная
собственность на средства производства
обусловливает заинтересованность всего
об-ва в изменении производственных отношвт
ний, когда они перестают соответствовать
достигнутому новому уровню производства.
Опираясь на познание за-, конов развития
социалистического С. п., коммунистическая
партия и государство имеют возможность
своевременно улавливать возникающие
противоречия и разрабатывать конкретные
мероприятия для их устранения. Исторические
этапы развития и смены С. п. отражаются
понятиями - первобытнообщинный, рабовладельческий,
феодальный, капиталистический и коммунистический
С. п. Каждое из перечисленных понятий,
характеризующих тот или иной С. п., нуждается
в дальнейшей конкретизации, чтобы отразить
историческое своеобразие различных вариантов
одного и того же С. п. (напр., античное или
восточное рабство, прусский или американский
путь развития капитализма в сельском
хозяйстве, особенности социализма в разных
странах, своеобразие некапиталистического
развития отдельных стран и т. д.).
РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Перевод
РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
- быстрые качественные изменения
во всех сферах общественной
жизни, скачок от одного способа
производства к др. в результате
насильственного свержения старой
власти. Экономической причиной
революционного скачка является,
согласно марксизму, нарушение
закона соответствия между производительными
силами и производственными отношениями.
Суть данного закона К. Маркс
выразил так: «На известной
ступени своего развития материальные
производительные силы общества
приходят в противоречие с
существующими производственными
отношениями, или - что является
только юридическим выражением
последних - с отношениями собственности,
внутри которых они до сих
пор развивались. Из форм развития
производительных сил эти отношения
превращаются в их оковы. Тогда
наступает эпоха социальной революции».
Обостряются все противоречия
общества, ухудшается жизненный
уровень большинства населения.
Кризис общества в конце концов завершается
революцией. Прежде всего свергается старая
власть, затем заменяются прежние экономические,
социальные, духовные и иные структуры
новыми. В итоге совершается переход общества
от одного качественного состояния к др.
Основной вопрос Р.с. - вопрос о власти.
Для совершения быстрых качественных
изменений необходимо прежде всего отобрать
власть у старых социальных классов. Затем
постепенно принимаются экономические,
политические, правовые и иные акты для
изменения всех прежних порядков.
Характер революции определяется
теми целями и задачами, которые
она ставит перед собой. В этой
связи Р.с. можно разделить на буржуазные,
социалистические и национально-освободительные.
Целью буржуазной революции является
ликвидация феодального способа производства
и утверждение новых общественных отношений.
Исключительное значение такая революция
придает принципу равенства. Все граждане
объявляются равными перед законом независимо
от их имущественного и служебного положения.
На первое место выходят права человека.
Принцип частного предпринимательства
и личной инициативы объявляется всеобщим
принципом буржуазного гос-ва. В сфере
политики начинают доминировать демократические
формы правления. Происходит разделение
власти на три ветви: законодательную,
исполнительную и судебную. Как на макро-,
так и на микроуровне органы власти избираются
путем голосования.
Развитие буржуазного общества
на определенном этапе приводит к
обострению его противоречий, прежде
всего в экономической сфере.
Обостряются противоречия между
трудом и капиталом. Национальные богатства
все больше и больше концентрируются
в руках меньшинства, в то время
как большинство населения не
всегда в состоянии удовлетворить
даже общественно-необходимые потребности.
Усиливаются противоречия и в
др. сферах общественной жизни - социальной,
политической, духовной и т.д. Все
это приводит к глубочайшему кризису
общества. Если его не удается решить
мирным путем, происходит социалистическая
революция. Цель ее заключается в
ликвидации буржуазного способа
производства. В экономической сфере
частная собственность заменяется
государственной или общественной
собственностью.
Национально-освободительная революция
происходит в колониальных странах.
Ее задачами являются освобождение страны
от колониальной зависимости, создание
национального гос-ва, национальной экономики,
национальных политических структур,
национальной культуры и т.д.
Хотя основной вопрос Р.с.
- вопрос о власти, тем не менее не всякое
взятие власти имеет революционный характер.
Следует различать такие понятия, как
государственный переворот, дворцовый
переворот и военный переворот. Государственный
переворот осуществляется без изменения
способа производства. В такой переворот
вовлекаются различные влиятельные силы
общества, поэтому состав его организаторов
гетерогенен. Цель переворота заключается
в преодолении сложившихся в обществе
негативных процессов и явлений, в дальнейшем
совершенствовании существующих социально-экономических
и политических порядков. Дворцовый переворот
совершается внутри правящей верхушки.
Обычно такие перевороты происходят при
династическом режиме. Цель - замена одной
личности др., более отвечающей интересам
организаторов дворцового переворота.
Что касается военного переворота, то
его осуществляют по определению военные.
Как правило, такие перевороты происходят
в отсталых странах. Цели переворотов
могут быть самые разные: свержение коррумпированной
власти, защита национального суверенитета,
защита интересов армии и т.д.
Формации Общественные
(лат. формацио – образование,
вид) – формы связи людей, выработанные
в процессе социальной эволюции. Не существует
логических препятствий для того, чтобы
называть общественными формациями любые
социальные образования от воспроизводящейся
социальной системы и до саморазвивающейся
человеческой личности. Однако в философском
обиходе и в обыденном сознании понятие
формаций связано с выделением основных
ступеней общественного развития. Например,
догматический марксизм “ограничил”
социальную эволюцию пятью – первобытная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,
коммунистическая – формациями, стремясь
подогнать конкретное развитие стран
под эту схему. Были в марксизме и другие
подходы; можно отметить у самого К. Маркса
схему трех исторических ступеней: общество,
основанное на личной зависимости людей
(т. е. докапиталистическое); общество,
основанное на вещной зависимости людей;
и общество, существующее через зависимости,
образующиеся индивидуальным развитием
людей. В западной философии и социологии
действует близкая по смыслу схема: традиционное
общество, затем индустриальное и постиндустриальное.
Вместе с тем существует серьезный методологический
смысл для сохранения за каждым общественным
образованием логической возможности
быть понятым как формация. Эта возможность
является противоядием макроанализу общества,
стремящемуся зачастую растворить явления
и события микроуровня в характеристиках
больших формаций, свести, например, бытие
личности или деятельность науки к характеристикам
способа производства и т. п. В социальной
философии XX столетия созрело представление
о том, что социальная теория, описывающая
большие системы, может считаться полной
только тогда, когда она в состоянии описать
функционирование и развитие больших
систем на уровне бытия и сознания человеческих
индивидов. В. Е. Кемеров
схожие: