Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Вложенные файлы: 4 файла

фило доп вопросы.docx

— 20.23 Кб (Скачать файл)

Понятие общественно-экономической  формации отражает подчиненность всех общественных явлений материальным отношениям производства. Материалистическая философия из всей совокупности общественных отношений выделил производственные отношения как главные и определяющие, как объективный критерий для  различения определенных ступеней развития в общественной жизни. Теория общественно-экономической  формации помогает понять общество как  цельную социальную систему, функционирующую  и развивающуюся по своим специфическим  и объективным законам на основании  объективно сформировавшегося способа  производства. Социализм - идеал, весьма и весьма привлекательный для  людей. Однако практическое создание коммунистической общественно-экономической формации в современных условиях невозможно.

 

 

 

 

способ производства

 

 Способ производства - понятие, характеризующее конкретный  вид производства необходимых  для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в исторически  определенных формах общественных  отношений. С. п.-одна из важнейших категорий исторического материализма, поскольку характеризует осн. сферу общественной жизни - сферу материально-производственной деятельности людей, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. От С. п. зависит структура каждого исторически определенного об-ва, процесс его функционирования и развития. История общественного разви-, тия - это прежде всего история развития и смены С. п., чем и определяется изменение всех др. структурных элементов об-ва. С. п. является единством двух неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных отношений. Развитие производства начинается с развития его определяющей стороны - производительных сил, к-рые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями, в рамках к-рых они до сих пор развивались. Это приводит к закономерному изменению производственных отч ношений, поскольку они перестают служить необходимым условием процесса производства. Замена же производственных отношений, означающая замену старого экономического базиса новым, приводит более или менее быстро к смене возвышавшейся над ним надстройки, к изменению все-. го об-ва. Т, обр., смена С., п. происходит не по произволу людей, а в силу действия общего экономического закона, соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Эта смена придает развитию всего об-ва характер естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций. Конфликт производительных сил и производственных отношений является экономической основой социальной революции, к-рую совершают прогрессивные силы об-ва. При социалистическом С. п. возникающие противоречия между производительными силами и производственными отношениями не доходят до конфликта, ибо общественная собственность на средства производства обусловливает заинтересованность всего об-ва в изменении производственных отношвт ний, когда они перестают соответствовать достигнутому новому уровню производства. Опираясь на познание за-, конов развития социалистического С. п., коммунистическая партия и государство имеют возможность своевременно улавливать возникающие противоречия и разрабатывать конкретные мероприятия для их устранения. Исторические этапы развития и смены С. п. отражаются понятиями - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический С. п. Каждое из перечисленных понятий, характеризующих тот или иной С. п., нуждается в дальнейшей конкретизации, чтобы отразить историческое своеобразие различных вариантов одного и того же С. п. (напр., античное или восточное рабство, прусский или американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, особенности социализма в разных странах, своеобразие некапиталистического развития отдельных стран и т. д.).

 

 

РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Перевод

РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

- быстрые качественные изменения  во всех сферах общественной  жизни, скачок от одного способа  производства к др. в результате  насильственного свержения старой  власти. Экономической причиной  революционного скачка является, согласно марксизму, нарушение  закона соответствия между производительными  силами и производственными отношениями.  Суть данного закона К. Маркс  выразил так: «На известной  ступени своего развития материальные  производительные силы общества  приходят в противоречие с  существующими производственными  отношениями, или - что является  только юридическим выражением  последних - с отношениями собственности,  внутри которых они до сих  пор развивались. Из форм развития  производительных сил эти отношения  превращаются в их оковы. Тогда  наступает эпоха социальной революции». Обостряются все противоречия  общества, ухудшается жизненный  уровень большинства населения.  Кризис общества в конце концов завершается революцией. Прежде всего свергается старая власть, затем заменяются прежние экономические, социальные, духовные и иные структуры новыми. В итоге совершается переход общества от одного качественного состояния к др.

Основной вопрос Р.с. - вопрос о власти. Для совершения быстрых качественных изменений необходимо прежде всего отобрать власть у старых социальных классов. Затем постепенно принимаются экономические, политические, правовые и иные акты для изменения всех прежних порядков.

Характер революции определяется теми целями и задачами, которые  она ставит перед собой. В этой связи Р.с. можно разделить на буржуазные, социалистические и национально-освободительные. Целью буржуазной революции является ликвидация феодального способа производства и утверждение новых общественных отношений. Исключительное значение такая революция придает принципу равенства. Все граждане объявляются равными перед законом независимо от их имущественного и служебного положения. На первое место выходят права человека. Принцип частного предпринимательства и личной инициативы объявляется всеобщим принципом буржуазного гос-ва. В сфере политики начинают доминировать демократические формы правления. Происходит разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Как на макро-, так и на микроуровне органы власти избираются путем голосования.

Развитие буржуазного общества на определенном этапе приводит к  обострению его противоречий, прежде всего в экономической сфере. Обостряются противоречия между  трудом и капиталом. Национальные богатства  все больше и больше концентрируются  в руках меньшинства, в то время  как большинство населения не всегда в состоянии удовлетворить  даже общественно-необходимые потребности. Усиливаются противоречия и в  др. сферах общественной жизни - социальной, политической, духовной и т.д. Все  это приводит к глубочайшему кризису  общества. Если его не удается решить мирным путем, происходит социалистическая революция. Цель ее заключается в  ликвидации буржуазного способа  производства. В экономической сфере  частная собственность заменяется государственной или общественной собственностью.

Национально-освободительная революция  происходит в колониальных странах. Ее задачами являются освобождение страны от колониальной зависимости, создание национального гос-ва, национальной экономики, национальных политических структур, национальной культуры и т.д.

Хотя основной вопрос Р.с. - вопрос о власти, тем не менее не всякое взятие власти имеет революционный характер. Следует различать такие понятия, как государственный переворот, дворцовый переворот и военный переворот. Государственный переворот осуществляется без изменения способа производства. В такой переворот вовлекаются различные влиятельные силы общества, поэтому состав его организаторов гетерогенен. Цель переворота заключается в преодолении сложившихся в обществе негативных процессов и явлений, в дальнейшем совершенствовании существующих социально-экономических и политических порядков. Дворцовый переворот совершается внутри правящей верхушки. Обычно такие перевороты происходят при династическом режиме. Цель - замена одной личности др., более отвечающей интересам организаторов дворцового переворота. Что касается военного переворота, то его осуществляют по определению военные. Как правило, такие перевороты происходят в отсталых странах. Цели переворотов могут быть самые разные: свержение коррумпированной власти, защита национального суверенитета, защита интересов армии и т.д.

 

 

 

 

Формации Общественные

 

(лат. формацио – образование, вид) – формы связи людей, выработанные в процессе социальной эволюции. Не существует логических препятствий для того, чтобы называть общественными формациями любые социальные образования от воспроизводящейся социальной системы и до саморазвивающейся человеческой личности. Однако в философском обиходе и в обыденном сознании понятие формаций связано с выделением основных ступеней общественного развития. Например, догматический марксизм “ограничил” социальную эволюцию пятью – первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая – формациями, стремясь подогнать конкретное развитие стран под эту схему. Были в марксизме и другие подходы; можно отметить у самого К. Маркса схему трех исторических ступеней: общество, основанное на личной зависимости людей (т. е. докапиталистическое); общество, основанное на вещной зависимости людей; и общество, существующее через зависимости, образующиеся индивидуальным развитием людей. В западной философии и социологии действует близкая по смыслу схема: традиционное общество, затем индустриальное и постиндустриальное. Вместе с тем существует серьезный методологический смысл для сохранения за каждым общественным образованием логической возможности быть понятым как формация. Эта возможность является противоядием макроанализу общества, стремящемуся зачастую растворить явления и события микроуровня в характеристиках больших формаций, свести, например, бытие личности или деятельность науки к характеристикам способа производства и т. п. В социальной философии XX столетия созрело представление о том, что социальная теория, описывающая большие системы, может считаться полной только тогда, когда она в состоянии описать функционирование и развитие больших систем на уровне бытия и сознания человеческих индивидов. В. Е. Кемеров

 

схожие:

 

 


философия.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия. Ответы на вопросы - копия.docx

— 159.75 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия. Ответы 2.docx

— 208.65 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"