Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Вложенные файлы: 4 файла

фило доп вопросы.docx

— 20.23 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

философия.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

Функции философии

 

В науке  под функцией (лат. functio -- исполнение) по-нимают внешнее проявление свойств  того или иного объек-та в данной системе отношений. Указать на функции  фи-лософии -- значит определить ее место  и роль в обще-ственной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности.

 

Мировоззренческая функция философии занимает центральное  положение в ряду других. Обусловлено  это прежде всего тем, что сама философия -- тип мировоз-зрения и  как таковая включает в себя целостную совокуп-ность знаний и представлений человека об объективном мире и своем месте в нем. Последнее означает, что люди на основе достоверного знания законов природного и со-циального развития, его общих принципов формируют свои собственные убеждения в социальной, экономичес-кой, политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической областях, в сфере профессиональной и иной деятельности.

 

Особенностью  убеждений, основанных на философс-ком  мировоззрении, является то, что хотя они и связаны с определенной суммой полученных субъектом знаний, пос-ледние влияют на убеждения не изолированно, а вместе с психологическими факторами (воля, характер, темпера-мент и др.) и чувствами (в том числе религиозными, назональными). Тем самым отношение людей к окружаю-щему миру формируется не только сциентистски (лат. -cientia -- знание, наука), т. е. умом, но и эмоционально-психологически, т. е. сердцем, что придает мировоззрен-ческим убеждениям непоколебимый, страстный характер.

 

Поскольку у людей знания и страсти разные, то и ми-ровоззренческие взгляды и убеждения приобретают в об-ществе неодинаковую направленность. Так, сталкивают-ся в своем противоборстве «правые» и «левые», альтру-исты и эгоисты, верующие и атеисты и т. п. Мировоззрен-ческое разделение убеждений, базирующихся на разных философских позициях, приводит к политическому и идей-ному плюрализму (лат. pluralis -- множественный), мно-гопартийности, многоконфессиональности и пр.

 

Следовательно, мировоззренческая функция филосо-фии  несет с собой огромный потенциал рациональнос-ти, она отличается неангажированным широким и много-сторонним охватом действительности. И именно в силу этого опора на разум и свободу позволяет человеку само-стоятельно формулировать свое жизненное кредо (лат. credo -- верю, верую) и следовать ему в своем социаль-ном поведении и личных поступках. Чем демократичнее общество и государство, тем больше создается реальных возможностей для осуществления свободного выбора граждан.

 

Гносеологическая  функция философии призвана обес-печить уяснение сложных взаимоотношений, складываю-щихся между субъектами и объектами в процессе позна-вательной деятельности. Ее область -- отношения по-знающего и познаваемого, истина как таковая и ее крите-рии. Поскольку речь идет преимущественно о сложных вопросах философской теории и о познавательном про-цессе, данная функция философии определяется как те-оретико-познавательная. Каково ее более конкретное содержание?

 

Оно касается прежде всего вопроса о том, познаваем  ли мир, Если тот или иной философ, философское тече-ние исходят из принципиальной непознаваемости мыс-лящим субъектом (отдельным человеком, социальной группой, обществом в целом) сущности явлений объек-тивного мира, то задача упрощается. Источник познания сущего видится в таком случае вне человека и человечес-кой деятельности. Слабость естественного разума человека компенсируется всемогуществом сверхъестествен-ного божественного разумения и проникновения. Поло-винчатые, скептические толкования данного вопроса, в конечном счете, ведут к таким же утверждениям.

 

Мировоззренческая установка на возможность позна-ния  человеком не только явлений, но и  их сущности выво-дит гносеологию  на совершенно иной уровень, когда вы-ясняются субъективно-объективные отношения  в процес-се познания, устанавливаются  особенности природного и социального познания, совершается поиск путей под-тверждения достоверности знания, проводится строгое разграничение истины и заблуждения и т. д.

 

Одна из актуальных теоретико-познавательных про-блем состоит в достижении оптимального сочетания воз-можностей философии как общей теории и методологии и данных частных наук, как естественных, так и обществен-ных. Используя такие данные, философия синтезирует их и одновременно корректирует собственные выводы, бла-годаря чему знание о мире становится богаче, адекват-нее отражает его реальности.

 

Данная  философская функция реализуется  двумя пу-тями. Первый из них рационалистический (лат. rationalis -- разумный), другой -- эмпирический (гр. empeiria -- опыт). Рационалисты возвышают  в познании разум, недооцени-вая опыт и опытное знание. Эмпирики, напротив, абсо-лютизируют в познавательных возможностях человека роль опыта, эксперимента, игнорируя абстрагирующие возможности человеческого ума, интеллекта. В открытой форме рационализму противостоит иррационализм (лат. irrationalis -- неразумный), делающий в познании ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру».

 

Таким образом, гносеология, или философская теория познания, включает различные подходы  к познавательно-му процессу, которые  нуждаются в специальном рассмот-рении и квалифицированной оценке.

 

Методологическая функция философии  также связа-на с познанием, но только с точки зрения применения в нем  определенных методов (способов, средств, приемов, в общем плане -- принципов), позволяющих получить по-знающим  субъектом искомые результаты, сведения об объекте.

 

Природа метода познания носит двойственный харак-тер. Он субъективен, поскольку  применяется человеком (обществом) сознательно, в соответствии с его  выбором, явно выраженной волей. Одновременно метод объекти-вен, поскольку не носит произвольного характера: любой метод избирается и применяется с обязательным уче-том особенностей конкретного объекта исследования. Следовательно, метод познания субъективен по своему носителю и объективен по своему содержанию.

 

Кроме того, необходимо иметь в  виду, что частные науки используют конкретные, специальные методы по-знания, а философия -- всеобщий метод. Последний обус-ловлен тем, что философия как мировоззрение обладает самыми высокими по уровню обобщения системными зна-ниями о мире. Как всеобщее философское знание о мире выступает фундаментальной основой частнонаучного зна-ния, так и специальные методы опираются на всеобщий метод познания, вырабатываемый философией. Тем са-мым философия выполняет функцию методологии -- уче-ния о методах, с помощью которых наука применяет об-щие императивы философских законов и категорий и соб-ственные требования к познанию действительности.

 

Область философской  методологии -- творческая ла-боратория, где результаты познания заранее  не предоп-ределены. Они зависят  от многих объективных и субъек-тивных факторов: насколько диалектические методы по-знания превалируют над метафизикой, в какой мере ис-пользуются в познавательной деятельности общие и спе-циальные методы, рационализм и эмпиризм, а также вне-научные методы освоения мира, применяемые в искусст-ве, эзотерии (гр. esoterikos --- внутренний), религии и др.

 

Аксиологическая функция философии также весьма полезна и важна как для  теории, так и практики. Она опе-рирует ценностями, которые присущи явлениям объек-тивного мира не по самой их природе, а в силу того, что они стали неотъемлемой составной частью обществен-ной практики, бытия человека, например его призвание, долг, смысл жизни, благородство и т. п., а также их анти-поды, антиценности -- зло, корысть, бесчестие и др.

 

В философской теории ценностей -- аксиологии -- последние занимают разное место. Для субъекта (инди-вид, группа людей, общество') ценности выступают как объект его потребностей и интересов и объектированный от сознания (индивидуального, общественного) ориентир соответствующей деятельности. Ценностное измерение могут приобретать материальные блага, правовые нор-мы, нравственные регулятивы, эстетические стороны дей-ствительности. Отношение к ним субъекта включает как признание и даже преклонение, так и полное неприятие, отторжение, а также промежуточные формы.

 

Данные  оценки преимущественным образом связаны  с утилитарными, прагматичными потребностями  людей, их обыденным сознанием. Особенно применительно к странам, эпохам. Ценностное отношение людей форми-руется на основе общих представлений о мире, свободе, судьбах человечества, о жизни и смерти и т. п. Эти пред-ставления приобретают тем самым мировоззренческий, философский характер.

 

Аксиологической функции философии присущи свои очевидные гуманистические, воспитательные и образо-вательные (педагогические) аспекты. От того, каким цен-ностям следуют в своей массе люди, особенно молодое, подрастающее поколение, в значительной степени за-висит характер общества, в котором они живут, и то, что их ожидает в будущем. Как полагал видный русский исто-рик академик В. О. Ключевский (1841-1911 гг.), у каждого поколения «могут быть свои идеалы, у моего свои, у ваше-го другие, но жалко то поколение, у которого нет никаких».

 

Относительно  самостоятельным смыслом обладает и такой аспект аксиологической функции философии (иногда его выделяют отдельно), как ее критический характер. В философии подвергаются критике те ценности, которые не соответствуют ее представлениям об идеалах. Разуме-ется, они у разных философских школ и направлений тоже разные: то, что критикуется, например, философами-ма-териалистами, отвергается идеалистами. Критическая направленность присуща в большей степени социальной философии, что вполне объяснимо: общество, в котором жили и живут люди, весьма далеко от совершенства.

 

Интегрирующая функция философии заключается  в ее имманентной способности  объединять, синтезировать знания, добытые частными науками в целях  получения более общего знания, освобожденного от деталей, под-робностей, носящих  непринципиальный, временный и местный характер. Тем самым достоинства конкретного анализа действительности подкрепляются и обогащают-ся преимуществами теоретического абстрагирования, что расширяет, горизонты науки, ускоряет ее прогресс. Данная функция существенно важна для развития всей духовной сферы, а также углубленного познания соци-альных и политических отношений и процессов. Привне-сение в их анализ достижений философского синтеза по-зволяет более глубоко и всесторонне исследовать дей-ствие законов общественного развития, соотношение в нем необходимого и случайного, объективного и субъек-тивного, формационных и общецивилизационных факто-ров и др.

 

Таковы  основные функции философии, в них  находит свое проявление ее непреходящее значение и неоцени-мая роль в  изучении и развитии общества и самого чело-века, всего того, что связано с деятельностью в области просвещения и нравственности, науки и культуры, позна-нием и преобразованием действительности.


Философия. Ответы на вопросы - копия.docx

— 159.75 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия. Ответы 2.docx

— 208.65 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"