Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
34. Рассудок
и разум как уровни мышления,
их специфика и возможности
в понимании и развитии
Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.
Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющийся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.
Различают два уровня мышления:
Следует отметить, что рассудок –
это обычное житейское
С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума – объединить многообразное и выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и наоборот.
Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.
Рассудок и разум представляют
собой особое сечение познавательного
процесса, когда мышление носит либо
рассуждающий и ориентировочно-
Вопросы соотношения философии
и науки, их специфика широко обсуждаются
в современной философской
Специально и систематически анализируя вопрос о специфике философского и конкретно научного типов знания, Э.Г.Юдин приходит к выводу, что фундаментальная особенность, которая отличает философское знание от всех других видов знания состоит в том, что философия специфически теоретическими средствами (и это обстоятельство определяет ее глубокую общность с наукой) выполняет мировоззренческую функцию.
Из приведенных высказываний
видно, что главный вопрос, который
встает при рассмотрении соотношения
философии и науки, касается мировоззренческих
аспектов философского и конкретно-научного
знания - так как последнее также
несет высокую
Специфику мировоззрения в отличие от других систем знания составляет отношение человека к миру, т.е. оно включает в себя не просто знание о мире самом по себе, и не просто о человеке безотносительно к миру. Мировоззренческий аспект может иметь любое знание в том числе и конкретно-научное. С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественно-исторической области, - писал Ф.Энгельс, - материализм неизбежно должен изменять свою форму.
Мировоззренческое значение могут приобрести и приобретают не только эпохальные открытия, но и любые факты науки, знания, включая обыденное знание и даже знание - заблуждение, например, религиозное.
Философия является теоретической формой мировоззрения, его общеметодологическим ядром.
Мировоззрение включает в
себя не только общефилософские, но и
частные положения, в том числе
формулируемые частными науками. Философия
включает в себя высший уровень сознательно
отрефлексированного и
Разумеется, кроме философских и научных знаний в формирование мировоззрения вносит свой вклад политический, правовой, этический, эстетический и даже релегиозный опыт отдельного человека, группы, класса. Мировоззрение отдельного человека определяется (хотя не однозначно, не автоматически) его принадлежностью к той или иной группе. Поэтому всегда остается правомерным вопрос о прогрессивности того или иного мировоззрения, его исторической перспективе, его социальной сущности.
Мировоззрение и его теоретическое ядро - философия, выполняя общеметодологическую функцию в психологическом исследовании вносят большой вклад в обеспечение объективности и научности получаемых в нем результатов.
Принципиальное отличие философии от любой науки сводится к различию самих объектов частных наук и философии. Философия имеет своим специфическим объектом не просто действительность, освоенную в других формах сознания, а типы ориентации и осознания своего места в действительности; она сопоставляет тип ориентации, задаваемый наукой и все иные типы ориентации. Поэтому философия и является самосознанием культуры и еще шире -эпохи в целом, а не одной только науки; именно поэтому она способна задавать ориентиры и самой науке. Философия как теоретически оформленное мировоззрение опирается на всю совокупность общественной практики, в которой наука является лишь одной из форм накопления человеческого опыта.
Осуществляющий индивидуальное своеобразие мироотношения человек многолик и противоречив, а его естество понятийно неопределимо. При этом непременным условием плодотворности антропологических исследований является наличие концептуально целостных представлений об их объекте - человеке. А потому, не пытаясь формулировать исчерпывающе корректное определение соответствующего понятия, буду рассматривать человека как природно-социально-духовную целостность, становящуюся по мере своего осуществления. Как бы ни складывалось взаимодействие человека с доступными ему фрагментами Мира, его целостность проявляется многокачественно, какой-либо из своих возможных, относительно самостоятельных, частных сторон. И в каждой из этих сторон, во всяком конкретном акте осуществления мироотношения присутствуют и природные, и социальные, и духовные составляющие человеческой целостности. Таким образом, исходным пунктом моих изысканий будет следующее положение: целостное мироотношение осуществляет целостное человеческое существо, единое в своих природности, социальности и духовности.
Осуществляя целостное мироотношение, человек непрерывно самообновляется, обретает иную качественную определенность, изменяясь как в направлении самосозидания, так и в направлении саморазрушения. Причем, характер всех связей человека с действительно существующим целостным Миром проистекает из специфики реализуемого им варианта мироотношения. Человеческое мироотношение определенно во всякий момент своего осуществления; частно-ситуативный предел его задается, прежде всего, соотношением потенциально неисчерпаемых и самовозобновляемых своей востребованностью духовных сил человека и той совокупности доступных ему фрагментов Мира, которые могут быть названы социокультурной действительностью.
Можно согласиться с А. Маслоу, который связывает эффективное формирование системы жизненных ценностей людей с их философским принятием себя, человеческой природы, социальной жизни в целом, а также природы и физической реальности и указывает, что именно благодаря этому формируются ценностные ориентации индивидов в повседневной жизни. Впрочем, возражения не вызывает содержание самой мысли, высказанной этим автором. По поводу же корректности использования термина «индивид» в данном случае следует сделать замечание. Думается, что более верным было бы вести речь не об индивиде, то есть неком отдельном человеческом существе, взятом вне всяких контекстов, а об индивиде социальном, то есть человеке, осуществляющем себя в сфере межчеловеческих отношений, иначе говоря, о личности.
Рискну заявить, что именно понятие личности, и только оно может (и, думаю, должно) репрезентировать социальную составляющую человеческого существования. Личностью следует полагать человека, обозначившего и обнаружившего себя среди других людей. Личность есть мера приспособленности человека к осуществлению себя в обществе, мера его социализации, вовлеченности в социальные процессы и подчиненности специфике их протекания, его социальное качество.
Таким образом, ценностные ориентации личности являют собой комплекс социально заданных и усвоенных человеком установок, регулирующих его многообразные субъект-объектные проявления в наиболее важных жизненных ситуациях. Эти установки выступают как преимущественно практически ориентированная система координат социально приемлемой деятельности их носителя - человека. Формирование такого рода установок предполагает приобретение ценностно-ориентированных знаний, их реализацию в социально детерминированной практической деятельности и коррекцию в соответствии с ее результатами.
Становление ценностного содержания целостного мироотношения являет собой сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, он осуществляется путем последовательного или совпадающего во времени приобщения человека к разнообразным субкультурам (детским, молодежным, профессиональным, национально-региональным др.). Это связано с освоением специфических наборов ценностей, в большей или меньшей мере отличающихся как друг от друга, так и от базового набора ценностей доминирующей, «официальной» культуры этносоциальной общности, к которой этот человек принадлежит. С другой стороны, окружающие человека социокультурные реалии трансформируются в течение всей его жизни. Такое положение диктует необходимость постоянной адаптации и самокоррекции, процессов осознаваемых, требующих волевых усилий, и неосознаваемых, связанных с внесознательными компонентами человеческого мироотношения.
Осуществляя мироопределение, человек активно и пассивно, рационально и иррационально получает, усваивает и обобщает разнородную информацию о природных, социальных и духовных явлениях многореального Мира, обнаруживает и раздвигает собственные горизонты мировидения, непрерывно переструктурирует совокупность своих представлений о том, «каков есть Мир на самом деле». При этом он, вольно или невольно, заимствует субъективно новые элементы ценностного содержания собственного мироотношения из доступной совокупности социально-ситуативно актуализируемых культурных ценностей. Осуществляя миротворение, человек реализует свою способность к символообразованию посредством придания человекоразмерности вновь постигаемым и определяемым фрагментам Мира, приобщаясь, тем самым, к формированию ценностного содержания мироотношения иных людей.