Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 14:00, шпаргалка
Жизнь каждого человека связана с соблюдением норм и правил поведения, они из них носят рекомендательный характер, вторые нормы и правила обязательны, они предписаны в уставах, кодексах, законах. Но за этой повседневностью есть более глубокие пласты реальности – это искусство, религия, наука, философия.
Философия описывает связи человека на основе понятия мировоззрения.
№1Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека.
Жизнь каждого человека связана с соблюдением норм и правил поведения, они из них носят рекомендательный характер, вторые нормы и правила обязательны, они предписаны в уставах, кодексах, законах. Но за этой повседневностью есть более глубокие пласты реальности – это искусство, религия, наука, философия.
Философия описывает связи человека на основе понятия мировоззрения.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей (их убеждения. Идеалы, принципы познания деятельности, ценностные ориентации).
Стр-ра мир-ния: в нём выделяют уровни
2. теоретичуровень формирующийся в процессе обучения и теоретической деятельности.
В структуре мир-ния существует:
Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок.
№2 Исторические типы мировоззрение: мифология, религия, философия.
Исторические типы мировоззрения:
Обыденное(житейское) мировоззрение - это совокупность представлений о природной и социальной реальности, а также о самом человеке, нормах и эталонах его поведения и деятельности, основанных на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеятельности.
Мифология - способ понимания реальности в первобытном обществе. Мифологическое мир-ние- это совокупность представления о мире, основанное на фантазии и веры сверхъестественные силы, а так же на их сходстве с поведением человека. В мифологии отрицается эволюция и утверждается круговорот (умирают и рождаются одни и те же тела).
Религиозное мир-ние – совокупность представлений основанных на вере в сверхъестественное. В отличие от мифологического религиозное имеет развитие.
Философское мир-ние - система взглядов представлений о мире на основе осмысления этого мира с точки зрения достижений науки.
Философское мир-ние имеет три функции: познавательную, коммуникативную, аксиологическую (учение о ценностях)
№3 Философия: определение, возникновение, развитие.
Философия— наука, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Философия возникает в конце 7 в. нач. 6 в. до н. э. Философия возникает, прежде всего, потому что для объяснения действительности уже недостаточно было или мифологии или религии. Причины возникновения философии:
Философия изучает развитие и формы бытия реальности особенности их воспроизведения в сознании и их роль в выборе жизненной позиции.
Структура философского знания:
№4 Основные разделы в системах классической и неклассической философии. Функции философии.
Функции философии: философия занимается поиском общего в культуре. Кроме того философии присуще:
Среди основных
направлений неклассической философии
можно назвать следующие:
1. Философия жизни – рассматривает в качестве
основного понятия «жизнь», понимаемую
как органическая целостность и творческая
динамика бытия. А.Шопенгауер, Ф.Ницше,
А.Бергсон.
2. Экзистенциализм – философия существования.
С.Керкегор.
3. Позитивизм – философия, абсолютизирующая
научное познание. О.Конт, Г.Спенсер.
4. Марксизм – социальная философия, рассматривающая
роль экономических факторов в жизни человека
и развитии общества.
и т.д.
№5 Основные философские школы Древней Индии.
Первые философские учения ишколы возникли на Востоке (Индия, Китай).Древневосточные цивилизации имели ряд специфических черт, важнейшими из которых были сакральность, традиционализм и нестрогое следование историческим датам.
Религиозно-мифологические мысли индийцев представляют «Веды» - обширные и многослойные тексты, написанные на санскрите. Веды состояли из: Самхиты (сборник гимнов в честь богов), Брахманы (мифологические и религиозные объяснения к Самхитам), Упанишад и Веданги.
Первым религиозным воззрением является Буддизм. Его основателем является непальский царевич, прозванный впоследствии Буддой (просветленный, постигший истину).
Основу буддизма составляет учение о 4благородных истинах.(1 –истина страдания(наша жизнь есть страдание), 2-истина причины( причина наших страданий – это наши желания),3 – истина освобождения(отказ человека от желаний и подавление собственных страстей), 4 – истина пути (путь, ведущий к освобождению от страданий и достижению нирваны).)Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности — это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря, угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфере — концепция терпимости (толерантности) и относительности. Согласно ей, дело заключается не в каких-то общеобязательных нравственных предписаниях, а в не причинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворенности.
В 8-7 вв. до н.э в Индии получает развитие материалистическое направление локаята (лока – этот мир). Отвергая идею потустороннего, локаятики ставили целью своей философии постижение реального мира, окружающего человека. Особое место среди них занимают представители школы чарвака. Чарваки учили, что в основе мира лежать четыре материальных элемента – земля, вода, воздух, огонь.
Своего расцвета
древнеиндийский материализм
№6 Древнекитайская философия: конфуцианство и даосизм.
Одной из самых известных школ является школа даосизма. (Основоположником считается Лао-цзы). Согласно даосизму мир находится в постоянном движении и изменении, живет и действует спонтанно. В центре учения стоят понятия «дао» (путь) и «дэ» (сила). Дао понимается как великий путь, которым следует вселенная или как космический закон, согласно которому идет возникновение, развитие и исчезновение мира, так же Дао -это субстанция, т.е. основа и носитель этого закона. Дао присуща сила Дэ – добродетель посредством которой Дао себя проявляет. Дао первично по отношению к Небу, Небо первично по отношению к Земле, Земля первична по отношению к человеку.Человек, который будет следовать «дао», достигнет успеха, процветания, счастья и полной свободы. Но всякое его действие, которое будет противоречить «дао» будет означать пустую трату сил и приведет к неудаче и гибели.
Основной своей задачей Лао-цзы считал приведение природной и человеческой сущности к единству и естественности.
Еще один представитель даосизма это Чжуан-цзы, (легенда про мотылька). Философ выработал метод постижения истины, согласно которому человек и мир образуют единство.
Родоначальником конфуцианства является Конфуций.(школу основал в 50 лет).В центре внимания мыслителя оказались взаимоотношения между людьми и проблемы воспитания.
Согласно
Конфуцию порядок в обществе устанавливался
благодаря правильному
ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА БЛАГОРОДНОГО МУЖА:
ЖЕНЬ (гуманность) – совокупность этических и нравственных норм взаимоотношений между людьми: чего не желаешь себе, того не делай людям, тот кто искренне стремиться к человеколюбию, не совершит зла.
СЯО сыновья почтительность - совокупность норм поведения м/у младшими и старшими, при этом государство трактуется как большая семья, где император – отец, а министры – старшие братья. Служи своему отцу так, как бы требовал от сына служить себе. Служи своему правителю так, как бы требовал от подчиненного служить тебе.
ЛИ этикет – нормы общежития являются конкретным воплощением жень, методом его осуществления во всех сферах жизни, от семьи до государства. Не знать этикет (ли) – значит не иметь возможности укрепиться ( в должном поведении).
И долг, справедливость – смысл жизни состоит в выполнении долга, даже когда это противоречит собственным интересам и выгоде или является «действием без цели», ценность должного деяния состоит в самом действии, а не в результате, основой долга является жень.
МИН знание судьбы или Воли Небес – в мире действуют силы, над которыми мы не властны, поэтому лучше всего поступать как должно, не думая о том, ждет ли нас успех или неудача, поступать так и значит знать мин. «Тот кто не знает мин, не может быть благородным человеком».
№7 Ранняя (досократовская) греческая философия.
В подлинном смысле философские знания формируются только в Древней Греции. Основными условиями их формирования были: