Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 14:00, шпаргалка
Жизнь каждого человека связана с соблюдением норм и правил поведения, они из них носят рекомендательный характер, вторые нормы и правила обязательны, они предписаны в уставах, кодексах, законах. Но за этой повседневностью есть более глубокие пласты реальности – это искусство, религия, наука, философия.
Философия описывает связи человека на основе понятия мировоззрения.
№34 «Русская идея». Философские воззрения западников и славянофилов.
Первым представителем,
осознавшим специфику России и попытавшейся
найти ее место в общественно-историческ
Славянофилы утверждают, что Россия держится на 3 китах: православие, самодержавие, народность.
Если славянофилы критиковали западную культуру, то западники считали, что она служит примером для России и Россия пойдет по Западному пути развития, т.е. в Росси будут формироваться и укрепляться капиталистические отношения.
№35 Философия всеединства В. Соловьева.
После западников и славянофилов укрепляется идея почвенества. Представителем этой идеи является Достоевский. Он утверждал, что Россия имеет собственную почву для развития, и она не пойдет по пути востока или запада. В это же время разрабатывается концепция всеединства.
Соловьев писал, что есть мир времени и мир вечности. Мир времени – мир зла, мир вечности – мир добра. Человек должен стремиться в своем нравственном становлении перейти в мир добра. Когда добро побеждает, возникает красота (природы, человека, подвига). Мир времени стремится завладеть человеком всецело, заключить его в свой круг, за которым — смерть. Простейшая форма борьбы с миром времени — память. Сохраняя с ее помощью промелькнувшие мгновения жизни, человек побеждает время. Но память еще не выводит человека из мира времени. Выше, чем память, стоят минуты прозрения и экстаза. Благодаря этому человек может на некоторое время обрести свободу. Он указывает на наличие у человека чувства стыда. Это чувство отсутствует у животных. Человек стыдится, когда животное начало берет над ним верх. Чувство стыда свидетельствует о нравственной природе человека: я стыжусь своей животности, следовательно, я существую как человек не только физически, но и нравственно.
Человек по своей природе – греховен, но Бог милостив по отношению к греховному человеку и идет навстречу к нему и человек должен идти к Богу, т.е. должен становиться Бого-человеком.
На Земле существует много религий, но необходима одна всеобщая религия, основанная на Божественной мудрости – Софии.
№36 Нравственно-религиозные поиски в русской философии на рубеже 19-20веков (Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский).
Один из самых оригинальных философских умов России — Николай Бердяев (1874—1948). В студенческие годы Бердяев был известен как "критический марксист". Целью мыслителя становится еще неясный образ религиозной (христианской) философии, призванной отразить целостно и универсально человеческий опыт. Итогом творческих поисков явилась работа "Философия свободы" (1911). Ее первая часть направлена против современной Бердяеву философии, которая, по мнению автора, утратила "бытие" как жизненную первореальность. Вторая часть предстает как историософия, как поиск смысла истории. Для Бердяева это подлинная христианская онтология, построение которой создает прочный фундамент возводимой им "церковной гносеологии". Истинное познание возможно только в истинном бытии, и пока само бытие остается неосмысленным в его "падшести", никакая критика современной философии не может ничего исправить. Должно быть исправлено само бытие — "личностное и вселенское". Личное изживание греховности как путь к соборности дополняется у Бердяева провидением мессианского предназначения России. Следует подчеркнуть, что в "Философии свободы" Бердяев выступает как продолжатель многих тем и традиций русской философии XIX в. В русле универсализма В. Соловьева и его учения о "Богочелове-честве" находится устремленность Бердяева к всемирной соборности, призванной преодолеть церковный конфессионализм.
Бердяев приветствовал февраль 1917 г. Падение "священного" русского царства как лжетеократии воспринималось им в русле творческих задач эпохи. Однако позже в его умонастроениях ощущается оттенок пессимизма: "Традиционная история русской интеллигенции кончена... она побывала у власти, и на земле воцарился ад". Заключение Брестского мира и выход России из войны были восприняты философом как отказ России от своего мессианского предназначения. Флоренский Павел Александрович – продолжатель идей Соловьева, стремился создать интегральную систему взглядов сочетанием религии и науки, техники и искусства. Центральные идеи всеединства и учение о Софии. Обоснование православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон. Религиозно-философская проблематика широко сочеталась у Флоренского с исследованиями в лингвистике, теории пространственных искусств, математике, физике. Он пытался совместить истины науки с религиозной верой. Откровение как способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д. Вера определяет культ, культ - миропонимание, а отсюда культура.
№37 Философия русского космизма.
Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках.. Его признаками считаются : 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом? 2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека? 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса? 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский). Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме -Н.Ф. Федоров (1829-1903) . Мыслитель подчеркивает, что “ человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага. Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – В.И Вернадский (1863-1945) .Ученый, рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление. Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.
№38 Понятие метафизики, ее исторические формы и модели.
Метафизика - это способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных и независимых друг от друга и отрицание внутренних противоречий как источника развития.
Понятие метафизика впервые ввел в науку Андрей Родосским( 1 в. до н.э.). Систематизатор учения Аристотеля. Он назвал метафизикой первую философию Аристотеля:
Поначалу физика была 1-ой формой учения о сущем.
В основе миропонимания лежит идея теоцентризма (идея Бога) поэтому изменяется понятие метафизики.
Метафизику делят на 4 части (эпоха Средневековья):
В Новое время метафизика рассматривается в основном в гносеологическом аспекте.
Под метафизикой, в Новое время, - понимается метод познания, согласно которому при изучении той или иной вещи, его источник выносится за пределы данного феномена, а развитее само рассматривается как простое увеличение или уменьшение без качеств изменения.
№39 Онтология как учение о бытии. Бытие, его формы и виды.
Наряду с метафизикой вводится понятие онтология, как учение о бытие.
Категория бытия связана с категорией небытия. Причем небытие рассматривается как источник бытия.
Бытие
Природа
(неорганическая
и органическая)
1. Бытие природы, процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого, т. е. «первой природы» и бытие вещей и процессов, произведенных человеком, т. е. «второй природы».
Бытие духовное (идеальное) включает в себя чувства человека: его переживания, мысли, ценности, представление о мире, Боге, добре, истины.
Бытие социальное включает человека в обществе и истории, а так же бытие общества.
№40 Материя и ее атрибуты. Структура материи.
Материя есть
философская категория для
Атрибуты матери: несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, безграничность, структурность, движение, пространство, время, сознание.
Структурность материи - это способ ее организации, обеспечивающий устойчивость материальных образований.
Различают следующие структурные уровни организации материи:
-микро
-макро мир
-мега
-неорганические
-органические
-социальные
Движение – это способ существования материи, ее всеобщий атрибут, проявляющейся в непрерывном взаимодействии и изменении материальных образований. Есть два основных типа движения:
№41 Пространственно-временная организация бытия.
Материя не существует вне пространства и времени, точно так же как пространство-время не существует вне материи.
Пространство – форма существования материи, выражающая протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах: во-первых, взаимное расположение объектов (впереди, сзади, вне, внутри); во-вторых, их способность занимать определенный объем (иметь длину, ширину, высоту); в-третьих, свойство объектов иметь определенную форму (внутреннюю – структурную и внешнюю - конфигурацию, очертания).
Время – форма существования материи, выражающая существования и смену состояний в изменении и развитии всех материальных систем.
Основные свойства пространства: протяженность, однородность, изотропность, трехмерность.
Основные свойства времени: длительность, однородность, одномерность, необратимость.
№42 Диалектика как философское учение о развитии.
Диалектика - это философское учение о всеобщих связей бытья, о движении и развитии всего сущего. Кроме того, она является и способов (методом) философского мышления, с помощью которого окружающий человека мир воспринимается как единое, противоречивое и динамическое целое.