Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 14:00, шпаргалка
Жизнь каждого человека связана с соблюдением норм и правил поведения, они из них носят рекомендательный характер, вторые нормы и правила обязательны, они предписаны в уставах, кодексах, законах. Но за этой повседневностью есть более глубокие пласты реальности – это искусство, религия, наука, философия.
Философия описывает связи человека на основе понятия мировоззрения.
Были сформулированы 2 метода познания реального мира:
Рационализм считает, что единственным правильным познанием добыванием истины является рациональное (разумное), а не чувственное познание. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии.
Эмпиризм
напротив считает. Что чувственный
опыт является единственными источником
знания. Так же считают, что в разуме
нет более ничего кроме того что раньше было в чувствах.
Противостоит рационализму и
№15 Английский эмпиризм 17-18 вв (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм.).
Основателем эмпиризма Нового времени был Френсис Бэкон. Философ выделил 4 препятствия (идолы), которые мешают правильному познанию:
Вслед за Бэконом Джон Локк считает, что чувственное познание, единственно выдающее нам знание об окружающем мире. Локк считал, что сознание ребенка – это чистая доска, общаясь,он, приобретает знания на основе личного опыта. Этим самым он критикует концепцию Декарта о врожденных идеях. Согласно Локку мы получаем знания из внешнего (ощущения) и опыта внутреннего (рефлекса).
Джордж Беркли, в отличие от Бэкона и Локка, стоявших на материалистических позициях гносеологии, пытался доказать, что реально существующие вещи – это комбинации идей, ощущений, которые не существуют вне восприятий.
Давид Юм утверждал, что вопрос о бытии и его природе в принципе не разрешён. Согласно Юму первичные наши ощущения, вторичные образы и памяти (идеи) и впечатления (внутреннего опыта). Т.е. Юм стоит на позициях агностицизма.
№16 Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.)
Основоположником рационализма является Декарт. Он утверждал, что единственным источником знаний является наш разум и исходным началом познаний является сомнение. Сомнение не может поставить под вопрос процесс нашего мышления.
Cogitoergosum. – Мыслю, следовательно, существую.
Декарт считал, что духовное и материальное существует независимо одно от другого.
Спиноза развил учение о единой и единственной субстанции. Атрибутами кот являлись мышление и протяжённость. Конечные вещи представляют собой модусы субстанции. Субстанция является причиной всего сущего и самой себя. Субстанция, Бог и природа это одно и тоже! Он различал степени доступности познания:
1 Наименьшая
доступность у чувственного
2 Размышление
3 Интеллектуальная интуиция.
Еще одним представителем
рационализма был Лейбниц. Он считал,
что весь мир образуется взаимодействием
монад.Они представляют собой качественно-
1 Монады тела
2 Монады Души
3 Монады – Духи
4 Монады тела нежив природы
5 Монады души жив природы
6 Монады – духи – человеку
Сотворенный Богом мир является лучшим из всех миров.
Внес большой вклад в развитие логики.
№17 Идея естественного права и концепция общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).
Естественное
право утверждает существование
абсолютных и вечных правовых принципов,
в основе которых лежит божественное
действие или действие высших свойств
человеческого разума, отражающих божественную
истину. Еще античные философы, и в первую
очередь Аристотель, сформулировали проблему
о пропорциональности естественных прав
человека и государственной власти.
Теория общественного договора - это социально-философская
теория, объясняющая происхождение гражданского
общества, государства, права как результат
соглашения м.людьми. К необходимости
подобного соглашения люди пришли, осознав
невозможность обеспечить свои естественные
права и безопасность вне государства.
Теорию «общественного договора» развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588— 1679) и Джон Локк (1632—1704), а также французский философ Жан-Жак Руссо (1712—1778). Их объяснения смысла общественного договора отличались друг от друга.
Гоббс защитил авторитарную монархию, Локк защитил либеральную монархию, в то время как Руссо защитил либеральный республиканизм. Их работа обеспечила теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма. Общественный договор использовался в Декларации Независимости как символ соблюдения Демократии, и позже был возрождён мыслителями, такими как Джон Роулз.
№18 Философия Просвещения: общая характеристика. Идеи французских просветителей (Вольтер, Дидро, Руссо и другие).
В начале 18 в. в Европе зародилось Просвещение.Развитие Просвещения в философии тесно связано с социально-политическими идеями, становлением идеологии. Опираясь на демократические идеалы, просветители вели непримиримую борьбу против суеверий и религиозного догматизма, дискриминации, боролись за свободу слова, формально-юридическое равенство народа. В таких условиях философия не могла быть просто наукой наук, выполняя только функцию методологических построений. Центром идеологии Просвещения постепенно становилась Франция, где плеяда просветителей была представлена Ф.Вольтером, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо и др.
Наиболее ярким представителем французского Просвещения является Вольтер. Он пришел к пониманию философии как действенного орудия разума в борьбе против неразумного, отживающего свой век общества. Все творчество мыслителя проникнуто антицерковными настроениями. По его мнению, общественное устройство должно обеспечить политическое и юридическое равенство людей.
Жан-Жак Руссо был первым, кто указал на противоречивый характер общественного прогресса.
Еще один представителем философии Просвещения является Д. Дидро. В центре его внимания был человек. Его интересы и стремления, которые рассматривались как часть природы, связанная с ней реальными физическими отношениями. Все люди от природы равны, поэтому они одинаково стремятся к выгоде и личному благосостоянию, рождаются ни добрыми, ни злыми. Хорошие или плохие инстинкты развиваются в зависимости от среды к торой они живут.
Единственным источником знаний человека о внешнем мире явялется ощущения.
№19 Особенности и достижения немецкой классической философии. Философские воззрения И. Канта.
Опираясь на гуманистические идеалы Просвещения, немецкая классическая философия внесла качественно новый вклад в развитие новоевропейской рационалистической традиции.
Особенности немецкой классической философии:
1. В ней представлены
все направлении класс
2. Наблюдается преемственность проблем при разнообразии их решения
3 Постановка проблемы активности субъекта
4 Включение
в поле фил-го анализ тех
проблем которые ранее не
И. Кант (1724-1804гг) синтезировал рациональные и чувственные методы познания, т.е. он указал, что эти методы в отрыве один от одного не эффективны. Его философию возрения делят на 2 периода:
1) докритический
2) критический
В докритический период он разработал концепцию образования планетных систем из вращающихся газообразных туманностей.
Кант утверждал,
что существует « вещь в себе»
но эта «вещь в себе»
Имеются 3 сферы знания:
- математическая
- теоретическое естествознание
-метафизика
В математическом мы используем чувственные формы познания. В теоретическом естествознании – рассудок. В метафизике – разум.
Кант ввел
в науку понятие «
№20 Диалектическая философия Г. Гегеля.
Гегель (1770-1831гг) – был объективным идеалистом. Его философская система и методы сводится к следующему:
(все мировое развитие как развитее духа)
природа
человек (познает)
Гегель попытался доказать, что процесс возникновения много из единого постигается путем рационального познания. Интструментом познания Гегель считал логическое мышление, а основной формоц – понятие.
Свою философскую систему Гегель начинает “наукой логики”, хотя своеобразным введением в нее явилось “феноменология духа”.
Наука: логика, философия духа, философия природы.
Логика: бытие, понятие сущность.
Философия природы: физика, механика, органика.
Философия духа: объективный дух, субъективный дух, абсолютный дух.
Абсолютный дух: искусство, религия, философия. И т.д.
№21 Антропологическая философия Фейербаха.
Фейербах, один из представителей материализма, решает вопрос философии, но считает, что в центре внимания философов должен быть человек, но человека он рассматривает абстрактно (человек связан с эпохой, а он этого не учитывает) и что главным препятствием для развития личности является религия. Нужно преодолевать чувство зависимости, которое порождает зависимость.
Он пытался заменить чувство зависимости чувством любви. Говорил, что благодаря любви человек будет свободным и счастливым.
Он исходит из принципа «разумного эгоизма»- человеку достаточно лишь осознать свою зависимость от других людей, чтобы понять, что реализация его личного стремления к счастью связана с необходимостью способствовать осуществлению таких же желаний у других.
Фейербах не сводил всякую реальность к механическому движению, а рассматривал природу как организм. Внимание философа было направлено на человека, являвшего собой психофизическое единство души и тела.
№22 Философский иррационализм С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.
Артур Шопенгауэр один из первых осуществил философскую революцию. Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля - это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ин было его существование.
Шопенгауэр
выделял две разновидности люде
Шопенгауэр
подчеркивал, что каждый человек
располагает тремя высшими
Кьеркегор выделил три стадии развития личности – эстетическую, этическую и религиозную. Жизнь эстетическая – это когда человек стремится лишь к удовольствиям, не задумываясь о смысле своего существования. Такой человек ни когда не заметит в своих глубинах существования Бога.
Второй стадии существования служит отчаяние. Оно раскрывает внутреннюю духовную природу человека. Человек, не вкусивший горя отчаяния, не способен понять истинную сущность жизни. На религиозной стадии развития личности отчаяние рассматривается Кьеркегором как грех. В качестве его противоположности выступает вера. У Кьеркегора вера является актом воли и свободного выбора.
Ф Ницше. Одним из ярчайших представителей европейского философского иррационализма был немецкий мыслитель Фридрих Ницше. Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти". Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство же сил создает естественную дифференциацию. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть кристально чистое проявление прирожденной воли человека к власти. Главную причину краха современной ему цивилизации философ видел в насилии интеллекта, в превалировании его над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти. В данной связи Ницше выделяет три задачи познавательного процесса:1. Приспосабливать организм к среде, сохраняя тем самым его существование.2. Не познавать предметы и вещи окружающего мира, а практически овладевать ими.3. Накапливать в качестве истин полезные для жизни заблуждения. Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры.