Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Содержание

Мировоззрение, его исторические формы. Структура мировоззрения.
Философия в системе культуры. Предмет и функции философии.
Специфика философских проблем и структура философского знания.
Философия Древнего Китая и Древней Индии.
Основные этапы развития античной философии. Учение Платона об идеях и идеальном государстве.
Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика.
Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.
Взаимосвязь философии и науки в эпоху Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
Социально-политические идеи эпохи Просвещения.
Немецкая классическая философия.
Философия марксизма.
Русская религиозная философия.
Гуманистические тенденции в развитии социально-философской мысли Беларуси.
Философия ХХ века и ее основные направления.
Философское понимание бытия. Метафизика и онтология.
Материя и ее основные атрибуты (движение, пространство, время). Эволюция представлений о материи в истории философии.
Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики.
Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие.
Сознание, его происхождение и структура.
Общественное сознание, его структура и формы.
Сознание и бессознательное.
Мышление и язык.
Проблема познаваемости мира в философии.
Чувственное и рациональное в познании, их взаимосвязь.
Проблема истины в философии. Практика как критерий истины.
Научное познание. Специфика, уровни, формы и методы научного познания.
Общество как развивающаяся система. Основные сферы жизни общества.
Формационный и цивилизационный подходы к пониманию развития общества. Специфика законов общественного развития.
Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире.
Глобализация современного мира. Сущность глобальных проблем современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Материалы к философии.doc

— 533.00 Кб (Скачать файл)


ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ

(для комплексной  контрольной работы)

 

  1. Мировоззрение, его исторические формы. Структура мировоззрения.
  2. Философия в системе культуры. Предмет и функции философии.
  3. Специфика философских проблем и структура философского знания.
  4. Философия Древнего Китая и  Древней Индии.
  5. Основные этапы развития античной философии. Учение Платона об идеях и идеальном государстве.
  6. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика.
  7. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.
  8. Взаимосвязь философии и науки в эпоху Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
  9. Социально-политические идеи эпохи Просвещения.
  10. Немецкая классическая философия.
  11. Философия марксизма.
  12. Русская религиозная философия.
  13. Гуманистические тенденции в развитии социально-философской мысли Беларуси.
  14. Философия ХХ века и ее основные направления.
  15. Философское понимание бытия. Метафизика и онтология.
  16. Материя и ее основные атрибуты (движение, пространство, время). Эволюция представлений о материи в истории философии.
  17. Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики.
  18. Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие.
  19. Сознание, его происхождение и структура.
  20. Общественное сознание, его структура и формы.
  21. Сознание и бессознательное.
  22. Мышление и язык.
  23. Проблема познаваемости мира в философии.
  24. Чувственное и рациональное в познании, их взаимосвязь.
  25. Проблема истины в философии. Практика как критерий истины.
  26. Научное познание. Специфика, уровни, формы и методы научного познания.
  27. Общество как развивающаяся система. Основные сферы жизни общества.
  28. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию развития общества. Специфика законов общественного развития.
  29. Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире.
  30. Глобализация современного мира. Сущность глобальных проблем современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. СТРУКТУРА  МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

 

Мировоззрение – это система взглядов  на мир, определяющих  место и роль человека в этом мире. Специфика мировоззрения связана не просто с тем, что это – взгляд на мир (взгляд на мир дает и наука). Мировоззрение – не просто знания о мире и человеке, но и оценка человеком своего места, положения в мире, своей роли, предназначения. Мировоззрения нет, если нет этого ценностного отношения человека к миру. Что значит для меня мир? И что я значу в этом мире? Будет ли мир  для человека чем-то уютным, безопасным, гармоничным, рационально устроенным, познаваемым или чем-то неуютным, опасным, дисгармоничным, хаотичным и непознаваемым? Соответственно и человек может оценивать себя по-разному: ничтожная букашка, игрушка в руках слепых сил, Робинзон, затерянный в ледяных, холодных и безбрежных просторах вселенной, покоритель и преобразователь природы, венец творения и т.п.

Таким образом, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.

     Мировоззрение – это интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В структуре мировоззрения можно выделить 4 основных компонента:

1) познавательный: основывается на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, стили мышления той или иной эпохи или народа;

2) ценностно-нормативный компонент: ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т.д.  Одно из главных назначений мировоззрения  в том, чтобы человек мог руководствоваться определёнными общественными регуляторами. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни

3) эмоционально-волевой  компонент: для реализации знаний и ценностей в практическом поведении необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в убеждения, а также  выработка определённой психологической установки на готовность действовать;

4) практический  компонент: реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах.

По характеру формирования и способу функционирования выделяют:

– жизненно-практический уровень (он складывается стихийно и основывается на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте).

– теоретический (философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщённых знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей). Философия не сводится к мировоззрению, но составляет его теоретическое ядро.

Итак, важнейшими компонентами мировоззрения являются знания, ценности, убеждения.

Исторические  формы мировоззрения.

Мифология – исторически первая форма мировоззрения. Возникает на самой ранней ступени общественного развития, основывается на языческом понимании универсума. Миф – это специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф  объясняет и осваивает мир в форме чувственно-эмоциональных, художественных образов. Он отвечает на вопрос об устройстве мира и космоса, о происхождении человека и ремесла, соединяет в себе знания и художественные образы, мысли и эмоции, реальность и фантазию, сближает мир природы и мир культуры, перенося человеческие черты на окружающий мир.

Особенности мифологического мировоззрения:

1) синкретизм – неразделенность, слитность образно-фантастического и реалистического в восприятии и объяснении происхождения мира и человека, происходящих в мире явлений и процессов. В мифе знания смешиваются с образно-чувственными представлениями, верованиями; в нем не различаются слова и вещи и др. В мифе нет границ между Я и не-Я, человек способен превратиться в зверя, птицу, быстрое течение реки и др.

2) антропоморфизм – отождествление природного и человеческого, наделение предметов природы и общественных явлений человеческими обликом и свойствами. Миф персонифицировал природные явления: космос представлялся великаном, небесные тела – богами или героями, боровшимися против демонических чудовищ, олицетворяющих хаос и угрожающих человеку.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический: объяснения по поводу  первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.

Назначение  мифа: установление гармонии между человеком и миром, обществом и природой, обществом и человеком; формирование чувства сопричастности человека миру; обеспечение духовной связи поколений, непрерывности культуры; сохранение традиций; закрепление определённой системы ценностей, норм поведения в конкретных  ситуациях.

   Религия  – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов или духов. Мировоззренческие конструкции, включаясь в обрядовую систему, приобретают характер вероучения.

    Третьей исторически  сложившейся формой мировоззрения  является философия. Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность мировоззренческих вопросов – о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире, смысле и цели его жизни и т.д. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения – с позиции разума, рациональной рефлексии и оценки. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, она есть рационально-критическая форма мировоззрения.

    Характерным  признаком философского освоения  действительности является универсализм. Философия на протяжении всей истории культуры претендовала на выработку универсального знания и универсальных принципов духовно-нравственной жизни. Другая важная особенность философского способа освоения действительности – субстанционализм (от латинского слова «субстанция» – сущность, лежащая в основе, –  предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему). Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало.

Следует подчеркнуть, что  субстанционализм и универсализм –  это не два разных, а единый характерный  признак философии, ибо предельные обобщения в философии всегда простираются до выявления субстанции всех вещей. С того момента, как начались эти обобщения, мы можем говорить о появлении философии.

 Одной из важнейших черт философского размышления является сомнение.  Именно с сомнения началась философия.  Философы всё ставят под сомнение для того, чтобы проверить, насколько правомерны, надежны и прочны человеческие установления, отбросить отжившие и поставить на более прочный фундамент те установления и знания, которые выдержали проверку.

 

 

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ В  СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ  ФИЛОСОФИИ.

 

Слово «культура» восходит к латинскому «culture», что означает возделывание, обработку почвы; первоначально оно использовалось в наиболее древних латинских текстах как агротехнический термин. Впоследствии, Цицероном этот термин был перенесён на человека и стал обозначать его воспитание и образование. Понятие «культура» как явление созданное, неприродное начали противопоставлять понятию «природа». Именно с тех пор мир культуры воспринимается не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой. Культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, философия, наука, искусство, техника, предметы быта, язык, традиции и др.).

Основные формы  культуры –  мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия и др. Каждая из перечисленных форм удовлетворяет определённую общественную потребность.

Философия – форма культуры, которая создает обобщённую картину мира и места человека в нем, изучает возможности человека познавать и преобразовывать действительность, разрабатывает понятийно-категориальную структуру мышления человека и др. Термин «философия» в переводе с греческого языка обозначает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость). Слово «философ» впервые употребил Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона.

Первоначально понятие  «философия» означало совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философские знания древних охватывали как практические наблюдения и выводы, зачатки наук, так и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством поведения и образа жизни человека.

Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска единой основы для всех явлений мира, единства мира и человека, гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия – это рационально-критическая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нём человека, уяснение различных форм отношения человека к миру и человека к человеку.

Хотя предметная область философии претерпевала исторические изменения, в ней можно вычленить основные темы и направления поисков:

1) раскрытие сущности мира, принципов его устройства; поиск первоосновы всего существующего. Это вопросы: что представляет собой мир, в котором мы живем, как он возник, каково его прошлое и будущее?

2) осмысление специфики  и сущности человеческого бытия в мире, смысла существования человека в мире.

3) проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. В рамках этой темы разрабатываются вопросы познаваемости мира, условий и механизмов познавательной и преобразующей деятельности человека, возможностей и границ разных познавательных способностей человека, соотношения мнения и знания, истины и заблуждения и др.

4) рассмотрение социальных и межличностных отношений, в систему которых включен человек. В ряду этих вопросов важнейшие – общество, его структуры, факторы и динамика развития, специфика законов общественного развития, возможности человека влиять на протекание исторических событий и процессов и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"